Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Харламова Г. А.
10 минут 8098 1927

Мастера своего дела: Харламова Г. А.

Xarlamova_GAДорогие друзья, рады представить Вам Харламову Галину Анатольевну, музыкального руководителя МБДОУ детского сада №41 «Рябинушка» города Сургута. Галина Анатольевна творческий, инициативный педагог, ответственно относящийся к своей профессиональной деятельности. Много труда вкладывает в организацию предметно-развивающей среды, придумывает и изготавливает пособия и дидактические игры для музыкальных занятий. Результатом проделанной работы Галины Анатольевны является совершенствование методов и средств эстетического воспитания, использование новых подходов к содержанию, формам проведения музыкальных занятий, раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категорических обращений на основе самовыражения ребенка, его саморазвития.

Комментарий к статье от Галины Анатольевны:

«Воспитание или активизация детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке. Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для развития музыкального восприятия детей. Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности, дети получают возможность активно, творчески осмыслить содержание музыки».

Предлагаем познакомиться со статьей "Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста", которая будет интересна музыкальным руководителям ДОУ и родителям.

Интересного чтения...


Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, подражаний, легко воспринимают образное содержание сказок, музыкальных пьес. Им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития дошкольников.

Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в разных видах деятельности. Воспитание или активизация детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для развития музыкального восприятия детей. Постепенно с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненным явлениями. У детей старшего возраста восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности, дети получают возможность активно, творчески осмыслить содержание музыки.

Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творчески-проектировочную среду. Для того чтобы у ребенка дошкольного возраста шло полноценное развитие его творческих способностей, чтобы у ребенка появилось любимое дело на всю жизнь, очень важно искать способы организации творческой деятельности, сформировать эмоционально-положительное отношение к красивому, возбудить интерес к окружающему миру, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания.

Развитие творческого потенциала у ребенка - это длительный процесс, который направлен на развитие личности дошкольника в целом, поэтому творческие задания включают в себя всю систему познавательных действий: восприятие, мышление, воображение, память.

Для создания условий самореализации необходимо заботиться о впечатлениях, которые должны носить разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы, тем ребенок более любознателен, что способствует возникновению увлеченности, которая в свою очередь, обладает самоценностью.

Программа «Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста» направлена на создание ребенком субъективно нового (прежде всего, для него самого) продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельности, а также проявлении им инициативы во всем, придумывании разных вариантов изображения, ситуаций, мелодий песен, движений к танцам, игр и т. п.

Основу программы составили теоретические положения Л.А. Венгера, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и Н. А. Ветлугиной.

Актуальность создания программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания, использованию новых подходов к содержанию, формах проведения музыкальных занятий, конечной цели - в продуктивной деятельности. В основе программы лежит раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категорических обращений на основе самовыражения ребенка, его саморазвития. Методика программы строится так, чтобы в процессе ее усвоения ребенок преломлял новые знания, умения через призму своего жизненного опыта, неповторимого и уникального, чтобы познанное ребенком творчески сформировалось и приобретало свой колорит, особенности и индивидуальность.

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению.

Задачи программы:

  • - воспитывать эстетическое и сознательное отношение к музыкальному искусству, формировать музыкальную культуру, потребность активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, в отношения с окружающими людьми;
  • -развивать музыкально-эстетическое восприятие;
  • -развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки, значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);
  • -развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности);
  • -развивать у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения и переживания.

Основной формой реализации программы являются занятия, которые проводятся 2 раза в неделю.

Кроме того, непременным условием для реализации программы является предметно-развивающая среда. Очень важно, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях (слушание знакомых музыкальных произведений, игры-путешествия, игры-сказки, тематические музыкальные вечера, театральные постановки, беседы-концерты, праздничные утренники, развлечения).

Помимо этого, в программе предусматривается новый подход к процессу подготовки и проведения праздников, где основной груз ложится на плечи взрослых-педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности и получают удовольствие, участвуя в празднике. Радуясь непринужденной атмосфере, у каждого ребенка и взрослого есть своя игровая роль, и, что особенно важно, зрители, как таковые, отсутствуют.

К программе разработано перспективное планирование, конспекты занятий, занимательные игры и задания для развития творчества, консультации для воспитателей и родителей по теме развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В приложении представлены детские творческие работы и фотоматериал по работе с детьми.

Для активизации творческих проявлений детей в программе использованы методы поисково-творческого характера и творческие задания:

  • метод драматизации - способствует раскрытию личных качеств ребенка, дает возможность активизировать его деятельность, развивать навыки ролевого поведения;
  • метод интонационного постижения искусства - применяется как способ постижения художественного образа в процессе эмоционально-образного мышления;
  • метод ассоциативного сравнения - позволяет на основе образующихся ассоциаций сравнивать различные интонации произведений, чтобы в результате ощутить их контрастность, либо тождество;
  • метод творческого диалога – выражается в стремлении педагога путем постановки вопросов (наводящих, ставящих перед выбором, неожиданных) создавать поисково-творческую ситуацию, в которой ребенок приходит к совместному решению проблемы в процессе диалога;
  • метод эмпатийного познания – выражается в интенсивном проживании ребенком самого процесса обучения в роли его активного участника.

Помимо методов поисково-творческого характера для активизации музыкально-творческих проявлений в программе используются творческие задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности при помощи установки: сочини, придумай, найди, измени; задания, вызывающие целенаправленные действия, поиски решений. Ребенок в процессе выполнения заданий попадает в постоянно меняющуюся ситуацию, начинает искать новые комбинации в совместной деятельности со взрослым; задания, предполагающие самостоятельные действия детей: обдумывание замысла, выявление художественных средств, возможность применения своей продукции.

На музыкальных занятиях дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие способности.

Литература

  1. Губанова Н.Ф. Активизация музыкально-творческой деятельности дошкольников:-М: Издательский центр «Педагогическая Академия» 2010г.-210с.
  2. Дормидонтова Л.П. Развитие творческих способностей дошкольников: Науч.- метод. пос. Ульяновск: Ул ГТУ,2008г-175с.
  3. Дормидонтова Л. П. Музыкальные ступеньки детского творчества: программа музыкального образования и развития дошкольников: Науч.- метод. пособие Ульяновск:Ул ГТУ,2009г.-145с.
  4. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебник для студентов высших и средних учеб. Заведений-3-е изд., стереотип,-М: Издательский центр «Академия»-2000г.-240с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2374 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677