Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Формирование социально - активной личности подростка средствами технического творчества»
22 минуты 7400 1844

«Формирование социально - активной личности подростка средствами технического творчества»

GnutikovНе секрет, что многих представителей мужского населения Земли с детства неудержимо тянет к технике, особенно в юном возрасте. Их глаза начинают блестеть при упоминании автомобилей, мотоциклов и другого транспорта, способного давать адреналин, скорость и радость движения. Именно тяга к моторно-колесным снарядам приводит Красноселькупских ребят в технические объединения МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей».

И сегодня, Гнутиков Виталий Александрович, педагог дополнительного образования, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» в своей статье «Формирование социально - активной личности подростка средствами технического творчества» приоткроет нам мир мототуризма.

Экстремального чтения....


«Формирование социально - активной личности подростка средствами технического творчества»

Посмотреть презентацию

«Чтоб тебя на Земле не теряли, постарайся себя не терять»
Н. Добронравов.

День 2 февраля 2006 года можно считать днем рождения детского творческого объединения «Норд сталкерс - Мото». Именно в этот день со штрафной стоянки Красноселькупского ОАО «Автодор» были доставлены мотоциклы и закипела работа. Хотя этому всему предшествовал большой подготовительный период и период «созревания». Были разработаны образовательные программы, учебные планы, сформирована направленность будущего объединения на развитие мототуризма. Опыт показал наибольшую активность обучающихся в 6-9 классах. Так как в это время воспитанники наиболее увлечены самореализацией в техническом творчестве. Это подтвердило правильность возрастной направленности программ.

В группе «Норд сталкерс - Багги» воспитанники изучают устройство двигателей, техническое устройство багги и правила их технического обслуживания; правила дорожного движения в том объеме, который требуется для управления легкой мототехникой - мопедами и скутерами; обучаются экстремальному вождению багги. Затем воспитанники переводятся в группу «Норд сталкерс - Мото», где уже и техника посложнее в управлении и физически парни становятся крепче. Здесь они проходят окончательную подготовку по изучению Правила дорожного движения и сдают экзамен на водительское удостоверение категории «А».

Воспитанники изучают Правила дорожного движения уже с 12 летнего возраста и к тому времени, когда они садятся на скутер или мопед в 16 лет и выезжают на дороги общего пользования, у них уже есть знания правил дорожного движения и поведения на дороге в роли водителя. Это дало результаты по снижению мотохулиганства на дорогах села и уменьшению статистики нарушений правил дорожного движения подростками, на улицах села ночью в летний период стало тише, не слышно рёва мотоциклов.

Снижение мотохулиганства по причине занятий детей, заинтересованных в техническом творчестве и мотоциклах в Детских творческих объединениях. Так как занятия в детском творческом объединении:

1. дают возможность быть мотоциклистом, так как не каждый родитель может позволить себе приобретение техники.

2. имеется ремонтное помещение, в котором можно заниматься круглый год.

3. управлять «серьезной» мототехникой в течение года без «конфликтов» с ГИБДД уже с 13-14 лет.

Уже сейчас, после 6 лет существования детских творческих объединений «Мото» и «Багги», можно подвести результаты и сделать выводы, опираясь на полученный опыт и наблюдениями за воспитанниками, их увлеченностями и отношением к образовательному процессу.

Так наблюдается неоднозначное отношение к изучению теоретических разделов образования и практических. Если взять отдельную группу воспитанников, то в ней наблюдается как бы разделение на две половины. Одна половина воспитанников активно работает на занятиях по теоретическим дисциплинам, изучая устройство двигателя и мотоцикла, другой же половине более интересно это все изучать вживую, непосредственно занимаясь ремонтом мотоциклов на практике. В общем-то, данный тип занятий стал основным в детском творческом объединении, но это несколько сужает технический кругозор воспитанников. И вот здесь проявляется другой момент: те дети, которые не активны на теоретических занятиях, показывают наилучшие результаты в практике, и особенно при экстремальном вождении.

Можно как бы разделить группу на две категории - механиков, тех кто и учит и владеет терминами, любит «повозиться» с ремонтом или переоборудованием мотоцикла, и райдеров, для которых, в общем-то ремонт и техническое творчество неинтересны, но в экстремальном вождении они показывают лучшие результаты.

Более явное разделение на «механиков» и «райдеров» происходит в 14-15 лет. Приходящие в детские творческие объединения 12-летние дети с большим интересом относятся к теоретическому изучению устройства мотоцикла и правил дорожного движения. И именно в этом, раннем возрасте нужно делать упор на изучение теоретической части. Потому что стремление ездить у них еще изучающее, осторожное, и не такое «маниакальное», как с появлением опыта.

Специфика данных детских творческих объединений требует разнообразие методов и подходов в обучении. Многое приходится корректировать и дорабатывать уже в образовательном процессе, но мною была выработана «рабочая стратегия», в которой я для детей являюсь не педагогом, а «старшим братом» у которого всего лишь больше опыта и больше знаний. А отсюда и методы преподавания, при которых я особое внимание обращаю на индивидуальный, личностно-ориентированный метод, потому как у каждого «свои тараканы», у кого-то все «горит» в руках, а кто-то заторможен и 10 раз переделывает одну и ту же работу, но главное - это отношение к мотоциклу, его техническому состоянию, к результатам. А знаниями и навыками воспитанник «обрастает» уже в процессе занятий с мотоциклом или багги.

Особое внимание на занятиях обращается на охрану здоровья и предупреждение травмоопасности во время тренировок, проводится инструктаж по технике безопасности, каждый ребенок обеспечивается комплектом индивидуальной защиты. Это наколенники, налокотники, защита плечевого пояса и грудной клетки, шлем. Каждый воспитанник в любой момент готов и может оказать первую медицинскую помощь - этому они обучаются на занятиях в детских творческих объединениях.

Подростки меньше подвержены риску влияния «улицы», так как занятия в детских творческих объединениях проводятся в вечернее время с 15.00 до 20.00.

На занятиях проводятся беседы о вреде курения, алкоголя, пивомании, и наркомании внушением мысли о том, что данные пристрастия даже нельзя пробовать, так как привыкание наступает в любом случае.

Также участие в проведении мероприятий, посвященным акциям «Мы за здоровый образ жизни» заставляет их прислушаться к собственно произносимым словам, призывающим к здоровому образу жизни.

Ну и естественно, занятия экстремальным вождением заставляет их быть предусмотрительными и более бережно относиться к своему здоровью, применять средства защиты, тепло одеваться. Применяется цикл разминочных физических упражнений перед выездом на трассу.

Так получилось, что в сознании многих закрепилось мнение, что в объединение занимаются только дети группы риска, те, кто не нашел себе применения в школе. В основной своей массе, конечно же, так, но есть и дети из разряда хорошистов. Давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны. Порожденные расслоившимся по обеспеченности обществом, эти «дети группы риска» просто попытались быть наравне со своими сверстниками, отобрав, украв, где-то реализовавшись за счет силы или наглости. В детстве это безобидные «мелочи», которые с возрастом увеличиваются в масштабах. И сейчас уже мы возимся с «малолетними преступниками». А к чему стремиться? Как мы можем говорить о вкусе винограда, не попробовав его? Вот и получается как в известной басне. Вот тут то и выявляется социальная направленность детских творческих объединений «Мото» и «Багги». Помочь детям реализоваться в социуме. Эксплуатируя исправную современную технику, воспитанник имеет так называемую «синицу в руке», обстоятельства эксплуатации вынуждают его заняться изучением, познанием и стремлением к совершенствованию устройства и условий эксплуатации. Мог ли мечтать кто-нибудь из тех, кто сейчас занимается в детских творческих объединениях, что будет в столь юном возрасте управлять современным импортным мотоциклом? Сейчас у них такая возможность есть. Возникнет вопрос: а не приходят ли детки покататься «на халяву»? Может быть, это так и есть, но им приходится поработать. Ведь за руль они допускаются не сразу, а только после того, как сдадут зачеты по правилам дорожного движения и устройству мотоцикла.

Как и подобает настоящим байкерам ребята в объединениях «болеют» мототехникой. Многие из посещающих объединения привлекались милицией за хулиганство и другие правонарушения. Теперь всю свою энергию они направляют в другое русло, и это очень важно. Не всем ребятам родители могут приобрести мотоцикл - даже отечественный и не очень новый стоит определенных денег и требует запчастей, а кроме того его невозможно эксплуатировать не нарушая требования правил дорожного движения, так как отсутствует водительское удостоверение. Эта проблема решена - в секции есть мотоциклы, есть запчасти, теплый оборудованный инструментами и приспособлениями для ремонта «автокласс».

Ребята тянутся к технике, им интересно самим знакомиться с устройством мотоциклов, обслуживать его, приобретать слесарные навыки. Весь парк мотоциклов, полученных со штрафной стоянки, был перебран и поставлен на ход. Это значит, что до винтика разобрался каждый мотоцикл, была произведена дефектовка, ремонт, окраска и сборка. Полученные навыки ремонта и дальнейшей эксплуатации подтолкнули ребят к техническому творчеству. Они стали переделывать и совершенствовать узлы и агрегаты мотоциклов и даже создавать новые из узлов и агрегатов нескольких моделей мотоциклов, совмещая их. Кроме мелких переделок выполнены крупные по строительству мотоцикла-Полянки» из мопеда «ЗИД-Пилот», и агрегатов мотоциклов «Восход», «Минск», «ИЖ». Строится еще одна «солянка» из такого же набора мотоциклов. Ведется сбор и накопление материалов и комплектующих для строительства трайка на базе двигателя от «Запорожца», переданного в дар выпускником детского творческого объединения.

В 2009 году воспитанниками детского творческого объединения «МОТО» был построен и испытан унимото – мотоцикл с одним колесом. Он предназначался для заездов на время на дистанции 30 метром. В связи с тем, что участие команды ДТО в соревнованиях по финансовым причинам было невозможным, унимото был передан байкерам «объединения мотоциклистов западной Сибири «Ермак». В феврале 2010 года в г. Самара унимото принимал участие в I этапе чемпионата России в классе «отечественный», заняв 4-е место из 8 участников. А в феврале 2012 года, доусовершенствованный байкерами Тобольска и Тюмени занял 4 место в Международном чемпионате по гонкам на унимото на льду.

В 2010 году Ямало-ненецкому автономному округу исполнилось 80 лет. К этой дате творческая инициатива ребят сподвигла к созданию проекта трайк «ЯМАЛ». В строительстве трайка принимали участие все обучающиеся, каждый по капельке внес свою лепту. Но есть отдельные элементы, которые изготавливались и разрабатывались обучающимися по индивидуальным образовательным маршрутам. Так руль трайка делал Олег Шишкин, сиденье – Дмитрий Гужва и фальшбак – Евгений Муллагалиев. Трайк состоялся на высоком уровне исполнения, что позволит на высоком уровне представлять его на выставках и кастом-форумах кастомайзеров и производителей тюнинга для мотоциклов, состязаясь со зрелыми мастерами.

Все мотоциклы обслуживаются и ремонтируются учащимися. Во время этих работ развивается сосредоточенность, усидчивость, «чувство меры», моторика рук, сообразительность, выработка последовательности действий, предусмотрительность и осторожность при ремонтных работах, развиваются творческие способности и навыки конструирования и моделирования.

Общеизвестно, что в стране сегодня катастрофически не хватает молодых кадров на заводах, в ремонтных боксах, и мастерских. И хорошо, что на данную проблему обращено внимание руководителей не только на местах, но и самых высоких рангов. Так Президент РФ Дмитрий Медведев, обратил внимание на то, что в стране вскормлена огромная армия юристов и администраторов, а вот работать некому, нет молодого поколения профессиональных квалифицированных рабочих. Вот здесь хотелось бы сказать, что уже есть те, для кого детское творческое объединение «МОТО» стало вектором в выборе профессии.

Кто такой воспитанник и выпускник детского творческого объединения?

Программой детского творческого объединения «Мото» предусмотрен возрастной ценз с 14 до 16 лет. Это период 8 - 10-х классов соответственно. Это сложный период становления подростка и формирования личности, пересмотра прошлых увлечений и формирование будущих. Как результатом обучения в детских творческих объединениях должен стать экзамен на водительское удостоверение категории «А». Но тут закрадывается заковырка. 16 лет - возраст возможности сдачи на Водительское удостоверение, а в 15 лет, после 9-го класса, основная масса способных учеников выбывает из детского творческого объединения из-за поступления в колледжи и училища. Остаются те, кто готовиться к поступлению в ВУЗ, но к 11 классу из-за загруженности все равно покидает детское творческое объединение, и те, кто по разным обстоятельствам не может продолжать обучение за пределами поселка или не определился с выбором профессии до службы в ВС РФ. А это, скажем, не те, кто увлечен техникой как образом жизни. Но, по крайней мере, детские творческие объединения «Мото» и «Багги» определяет с выбором профессии тех, кто поступает в колледжи, и предопределяет военную специальность как будущих защитников РФ, а тем, кто впоследствии, сдаст на водительское удостоверение, дает профессию водителей транспортных средств и механиков. Все выпускники детских творческих объединений поступили в колледжи и окончили по специальностям автослесарей и автоэлектриков, газо-электросварщиков, с честью пронесли звание Защитника Родины отслужив в рядах Вооруженных Сил РФ.

Хотелось бы отметить, что те самые «неуспевающие» в общеобразовательной школе учащиеся проявляют отличную физическую подготовку, повышенную реакцию, смекалку, способность принимать неадекватные решения. Особенно это проявляется при спортивном, экстремальном вождении. Не каждый прыгнет с трамплина, проедет на одном колесе и не побоится упасть, причем, будучи к этому готовым и обладая реакцией.

Техника позволяет увлеченным подросткам самореализоваться. Если в жизни психологически ребенок не способен противостоять более сильному или наглому подростку, то на трассе за счёт большей храбрости и опыта, а в мастерской за счет большего умения, он обставляет своего «оппонента», что приводит ребенка к психическому равновесию.

Открытие сезона «Весенний Гром» и закрытие мотосезона «Рев тундры» и мотопробег «Осенний прорыв» стали значимыми событиями в жизни ДТО, КЦДОД и всего села. Эти зрелищные мероприятия организованы в целях развития мотоциклизма, привлечения к техническому творчеству, безопасности дорожного движения, борьбы с наркоманией и алкоголизмом. Девизом мероприятия стал лозунг «Мы за здоровый образ жизни». На этих праздниках у воспитанников детских творческих объединений была возможность посостязаться в молодецкой удали и мастерстве владения мотоциклом. Показать свои навыки и мастерство зрителям. Воспитанники стали неоднократными победителями в конкурсах и мотомногоборье среди всех мотоциклистов села, участвовавших в праздниках. Эти мероприятия приобрели районный масштаб, и мы надеемся, что для полноты и объективности состязательности в скором времени в них смогут принимать и подростки с. Толька.

Проводится сотрудничество со службой ГИБДД по популяризации соблюдения Правил дорожного движения и Безопасности Движения по отношению к мотоциклистам. Были переданы в ГИБДД листовки и «Открытое письмо байкеров к автомобилистам» для размещения их на информационных досках в Управлении ГИБДД и для вручения автолюбителям и водителям при прохождении Гостехосмотра с призывом быть внимательнее по отношению к велосипедистам, скутеристам и мотоциклистам.

Огромное воспитательное и образовательное значение имело участие в 2007 году двух воспитанников, лучше всех следивших за мотоциклом, показавших хорошие знания теории, практики и вождения по итогам года в Тюменском мотофестивале «Bike culture day». Участие в этом форуме перевернуло сознание ребят и их отношение к мотокультуре и технике. Ребята вживую познакомились с современной импортной техникой, а на некоторой даже смогли прокатиться, почувствовать её. От матерых байкеров они услышали не только массу полезной информации по ремонту и обслуживанию железных коней, но и о путешествиях на мотоцикле и жизни мотоклубов. У них проснулись задатки настоящего технического творчества. Им уже хочется ездить не на стандартном, а усовершенствованном своими руками, индивидуальном, эксклюзивном мотоцикле. И главное, что поняли юные байкеры, что мотоцикл, это не просто средство для покатушек, а образ жизни, особое мировоззрение, философия... они стали гораздо серьезнее относиться к своему увлечению, а их рассказы, фотографии и поведение стало примером для остальных воспитанников ДТО. Жаль, что такие поездки более не проводились, а ведь их значение трудно переоценить.

Каждую осень с 2007 года проводится экстрим - рейд «Осенний прорыв», 36 километров которого превратились в 36 ООО метров, за преодоление которых нужно было бороться. Из них 10 километров абсолютного бездорожья кочки, ямы, бревна, болота - всего было в изобилии. Было преодолено 6 водных преград, которые, по сути, мотоциклы преодолевали «на руках». Все поломки приходилось ремонтировать в дороге минимальным набором средств. Здесь выручала находчивость не только педагогов, но и детей. Пройдя этот нелегкий маршрут ребята поверили в свои силы, они почувствовали себя победителями, первопроходцами, преодолев себя и справившись с тяжелой дорогой. Все были единой командой, в которой все друг другу помогали, никого не приходилось просить, каждый воспитанник действовал с инициативой и знал, что ему нужно делать. Этот экстрим-рейд дал колоссальный опыт и почву для планов на будущее. В 2008 году экстрим – рейд был увеличен втрое по протяженности до заброшенного п. Сидельниково. Поверить в себя и в товарищей, проверить свои силы, моральную устойчивость, выносливость, быть здоровым человеком с 2008 года дает подросткам участие в осеннем экстрим-рейде «Рёв тундры». Это самостоятельное ежегодное мероприятие, посвященное закрытию мотосезона в с. Красноселькуп, которого с нетерпением ждут все воспитанники детского творческого объединения «Норд сталкерс».

Но несмотря на позитивные стороны, сегодня существует ряд проблем в техническом оснащении детского творческого объединения.

Необходимо обновление и модернизация мотопарка, т.к. используемые мотоциклы «Минск» являются устаревшими. Ежедневная эксплуатация в экстремальных условиях при экстремальном вождении, тренировки к гонкам, участие в гонках, использование этих же мотоциклов в качестве «Учебных», выработали их ресурсы. Мотоциклы откровенно «устали» уже. К тому же они откровенно отстали конструктивно. Пополнение парка современными мотоциклами позволит выходить на другой уровень современной подготовки и механиков, и главное – отличных, современных водителей мотоциклов.

Сейчас пока это все на уровне 50-х годов, когда конструктивно и были разработаны эти мотоциклы «Минск», которые, кстати, изготавливались по образцу мотоцикла «DKW» (Германия) 1936 да, да – одна тысяча девятьсот тридцать шестого года выпуска.

Есть с чем сравнивать: имеющийся в парке мотоцикл Yamaha TW200/за все время показал наилучшие ходовые и рабочие качества. Мотоцикл прост в обслуживании. За три года эксплуатации произведена только замена масла во время плановых технических осмотров. Но и его эксплуатация требует замены колодок, цепи, звёзд. Проблемы они есть и будут, я надеюсь, что постепенно они разрешатся, но главное, я считаю, в следующем:

Деятельность детского творческого объединения «Норд старкерс», его существование - это попытка раскачать заспанный уголок ни к чему не стремящейся молодежи, растущей на сотовых телефонах, попсе и стереотипах, всколыхнуть стремление самовыражаться, быть не таким как все, быть индивидуальностью.

Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни - не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств. Здоровый психически и физически воспитанник, подготовленный к профессиональному выбору и призыву в Вооруженные Силы России - таков портрет выпускника детских творческих объединений «Норд сталкерс - Мото» и «Норд сталкерс - Багги».

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2126 668

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 1928 606