Дорогие друзья, наш постоянный участник рубрики "Мастера своего дела" Речкина Любовь Федоровна, педагог-организатор МОУ ДОД «КЦДОД» с. Красноселькуп, ЯНАО, предлагает нам познакомиться со статьей "Воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика". Данная статья будет интересна и полезна педагогам дополнительного образования.
Краткий комментарий к статье от Любови Федоровны:
"Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание в настоящее время выдвигаются на одно из первых мест, как основа, прежде всего гуманистического воспитания. Нравственность – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. И молодое поколение, которое сегодня призвано решать будущее Российского государства, должно быть высоко нравственным. В современном обществе, требующем от молодого поколения не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса."
Нравственного чтения...
Воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика
Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание в настоящее время выдвигаются на одно из первых мест, как основа, прежде всего гуманистического воспитания. Нравственность – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. И молодое поколение, которое сегодня призвано решать будущее Российского государства, должно быть высоко нравственным.
В современном обществе, требующем от молодого поколения не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.
В связи с этим, появился социальный заказ системе образования – обучить и воспитать достойного гражданина своей Родины. Образовательным учреждениям и в большей степени учреждениям дополнительного образования реализовать одну из главных задач – подготовку ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности, формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей подрастающего поколения к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)
Системообразующей основой воспитания в образовательных учреждениях Красноселькупского района является нравственное воспитание, представляющее собой процесс освоения индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственное воспитание, которое основывается на общечеловеческих понятиях добра и зла. Для выполнения социального заказа в учреждениях образования ставится цель - формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни.
Задачи, которые сегодня ставит сама жизнь:- усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа (знакомство из литературы с основными приоритетными аспектами жизнедеятельности):
- знакомство с принципом толерантности;
- формирование в коллективе культуры межличностных отношений в совместной деятельности «педагог-воспитанник-родитель»;
- развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения;
- воспитание высоких моральных качеств - доброты и милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.;
- формирование норм поведения, необходимых в быту, семье, общественных местах, учебных заведениях, природе.
Основные нравственные качества, воспитанием которых призваны заниматься учреждения образования МО Красноселькупский район и непосредственно «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» являются: совестливость, отзывчивость, доброта, общительность, чувство долга, гражданской ответственности, патриотизма и гуманизма. Структура воспитательного процесса в Центре представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Главная цель воспитания в дополнительном образовании определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.
Воспитательный потенциал в сфере формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, нравственного потенциала опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными программами развития образования, Концепцией модернизации образования на период до 2020 г., государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».
Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения обозначены Программой деятельности и Планом воспитательной работы Центра и определяются посредством этических требований общества. В качестве основных задач этического воспитания педагогический коллектив Центра выделяет:
- накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения воспитанников (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);
- разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям.
В процессе нравственного воспитания детей, подростков и обучающейся молодёжи педагогический коллектив нашего Центра широко применяет такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.
В план воспитательной работы, включаются мероприятия направленные на формирование и воспитание гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения. Самореализации личности воспитанника и воспитание достойных граждан своего Отечества; через проведение различных форм воспитательных мероприятий: проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. В соответствии со своими функциями педагог – организатор, осуществляет отбор форм работы с воспитанниками. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:
- по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные;
- по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;
- по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
- по времени подготовки - формы работы, проводимые с воспитанниками без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку воспитанников.
Среди основных форм работы и методов воспитания нравственных качеств в МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей»:
- Тематические часы в детских творческих объединениях.
- Беседы (нравственные, этические).
- Тренинги нравственного самосовершенствования.
- Кинопросмотры.
- Экскурсии в краеведческий музей.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Волонтерская деятельность.
- Лидерское движение
- Академия успеха – исследовательская и проектная деятельность
- Программа деятельности д/д «СОКОЛ»
- Изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны.
- Встречи с интересными людьми.
- Интерактивные игры.
Таким образом, воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи является ключевым компонентом деятельности образовательных учреждений, в частности «Красноселькупского центра дополнительного образования детей», так как именно данное образование направлено на использование возможностей воспитанников, на основе чего и происходит развитие нравственных качеств.