Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на образование. Неудовлетворённость современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Некоторые заостряют сегодня внимание на бездуховности и кризисе ценностей, недостаточности специализаций, неспособности выпускников оптимально адаптироваться к социальным условиям общества. Другие наоборот, утверждают, что сегодня, возможно, обеспечить хорошее образование каждому и воспитать человека – творца, созидателя своего “Я”, преобразователя окружающей действительности, а не массового работника производства и только исполнителя.
Поэтому, главная миссия Красноселькупского центра дополнительного образования детей заключается в воспитании свободной и активной, самоопределяющейся личности, способной самостоятельно адаптироваться в коллективе и обществе. И сегодня, Речкина Любовь Федоровна педагог-организатор МОУ ДОД «КЦДОД» предлагает нам познакомиться со статьей "Развитие социальной активности и лидерских качеств воспитанников".
Лидерского чтения...
Развитие социальной активности и лидерских качеств воспитанников на примере МОУ ДОД «КЦ ДОД»
Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на образование. Неудовлетворённость современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Некоторые заостряют сегодня внимание на бездуховности и кризисе ценностей, недостаточности специализаций, неспособности выпускников оптимально адаптироваться к социальным условиям общества. Другие наоборот, утверждают, что сегодня, возможно, обеспечить хорошее образование каждому и воспитать человека – творца, созидателя своего “Я”, преобразователя окружающей действительности, а не массового работника производства и только исполнителя. Основная миссия Центра нами видится в воспитании свободной и активной, самоопределяющейся личности, способной самостоятельно адаптироваться в коллективе и обществе.
Воспитательная и образовательная деятельность педагогического коллектива «Красноселькупского центра дополнительного образования детей» в области социального творчества направлена на стимулирование воспитанников к активному участию в процессе своего личностного роста и социализации.
В воспитательном процессе можно выделить различные мотивы, побуждающие воспитанников к социальному творчеству.
Среди них:
-
непосредственно-побуждающие (связаны с желанием получить сиюминутный результат, взять на себя решение проблемы – «если не я, то кто?»);
-
перспективно-побуждающие (связаны с получением знаний, умений, занятием лидерских позиций – «на что я гожусь, чем ценен для людей?»);
-
моральные («спеши делать добро») связаны с пониманием творческой деятельности, как нравственного долга перед обществом и собой; мотивы общения (связаны с потребностью быть в коллективе, творить среди других, быть субъектом социального творчества – «возьмемся за руки, друзья»);
-
творческие мотивы (связаны с потребностью придумывать, создавать, действовать, когда интересен не только результат, но и сам процесс творчества – «есть жажда творчества, уменье созидать...»). Умелое использование мотивации позволит существенно расширить социокультурный опыт детей, подростков и обучающейся молодежи.
Для целенаправленного развития личности, достижения ею поставленных целей, надо иметь четкое представление об этапах (ступенях), по которым надо пройти.
Содержание каждого этапа должно отражать:
-
усложнение деятельности личности в ходе социального творчества;
-
усиление влияния на окружающих людей и социум;
-
расширение объема знаний в данной деятельности;
-
совершенствование умений и навыков;
-
устойчивость качеств личности.
Лидерство рассматривается как результат социальной успешности, средство развития социального творчества (так как именно успешность, умение достигать значимых результатов в выбранной области социального творчества ведет к лидерству в этом виде деятельности),
Программа предполагает четыре типа лидерства по областям социального творчества, и четыре ступени движения к лидерству в каждой области (подчеркнем, что лидерство – не цель, а результат социальной успешности личности, средство развития социального творчества).
-
Социальный лидер - (лидер-организатор, вожак) – различается по масштабу руководства и уровню развития лидерских черт.
Ответственный исполнитель - участвует в работе ДТО, объединения, группы, выполняя порученное дело быстро и умело является исполнителем воли коллектива или педагогов; обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим.
Активный участник - творчески относится к делу, привнося в него свои идеи, участвуя во всех делах; стремится повысить уровень своих организаторских умений; может организовать небольшую группу на выполнение необходимого дела.
Организатор - самостоятельно организует дела в группе в пределах своих умений; способен убедить в своей правоте и необходимости дела, собрать команду; хорошо знает людей, является признанным вожаком коллектива.
Руководитель - представляет группу, объединение на всех уровнях; организует выполнение коллективом планов и программ; умеет определить перспективы развития группы, объединения и его участников.
-
Лидер-интеллектуал
Воспитанник - проявляет интерес к определенной области знаний; имеет мотивацию на приобретение новых знаний; обладает способностями и существенными знаниями в какой-либо области.
Знаток - обладает энциклопедическими знаниями; принимая участие в интеллектуальных соревнованиях, успешно реализует знания; имеет признание коллективом уровня интеллектуального развития.
Исследователь - умеет применять знания в творческой деятельности; проявляет целеустремленность в расширении своих знаний для применения их на практике; самостоятельно организует выполнение конкретных проектов.
Первооткрыватель - использует нестандартные подходы в решении проблем; умеет оценивать факторы, ведущие к продуктивному решению проблемы; организует выполнение стратегических долговременных проектов.
-
3. Лидер-умелец (в области спорта, искусства, труда).
Любитель - охотно выполняет поручения, не участвуя в управлении; ситуативно участвует в делах, проявляя свои умения; пробует себя в различной деятельности.
Специалист - обладает умениями в определенной области деятельности; постоянно реализует свои умения на практике, участвуя в различных делах; имеет признание коллективом специальных умений и навыков.
Мастер - представляет объединение (группу, класс) в данной области деятельности; систематически совершенствует свое мастерство в избранной сфере; может обучать основным умениям других.
Профессионал - обучает других умениям в данной сфере; прогнозирует свое будущее (профессию) в связи со своими умениями; является экспертом (консультантом) в оценке результатов деятельности других воспитанников.
-
4. Творческий лидер.
Участник - является непосредственным или опосредственным исполнителем, претворяет в жизнь чужие идеи; обладает умением понимать замысел, главную идею; умеет быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Генератор идей - умеет четко выражать мысли, выстраивая логику дела, идеи; обладает воображением и фантазией, выдвигает, разрабатывает свои идеи; имеет устойчивый интерес к содержательной стороне дела.
Режиссер-сценарист - обладает организаторскими способностями; умеет систематизировать идеи, выделять главное; обладает фактическим авторитетом среди других, умеет оценить их способности.
Инструктор-консультант - умеет вдохновлять, «зажигать» коллектив идеями; может правильно оценить ситуацию, расставить по местам всех и вся; обладает эрудицией, имеет широкий кругозор.
Развитие личности в результате социального творчества можно определить по следующим признакам:
-
активное творческое участие в каком-либо виде социальной деятельности;
-
успешная самореализация в различных областях социального творчества;
-
готовность взять на себя ответственность за результаты и последствия деятельности, быть лидером
-
выбор в данном виде деятельности (области социального творчества) конкретных занятий (дела), наиболее соответствующих индивидуальным способностям и потребностям и обеспечивающих максимальное развитие индивидуальности;
-
свободное творческое самовыражение воспитанников разных возрастов.
Ребёнок сегодня – главная ценность. Поэтому вся образовательная воспитательная среда Центра построена на идее, где воспитанник является саморазвивающейся, самоопределяющейся, самореализующейся личностью.
Главная цель педагогического коллектива МОУ ДОД “КЦДОД” нами видится в создании оптимальных условий для развития личности воспитанника:
-
Ø Эмоционально-нравственной;
-
Ø Коммуникативной самостоятельности;
-
Ø Интеллектуальной самостоятельности;
-
Ø Профессиональной и предпрофильной ориентации.
Наш Центр имеет достаточный опыт в области воспитания социального творчества наших воспитанников (д/д «СОКОЛ», каникулярная школа «Лидер», Академия успеха, воспитательные мероприятия к праздничным датам, совместная деятельность с учреждениями и общественными организациями с. Красноселькуп, праздничные программы для родителей воспитанников, традиционные мероприятия Центра, конкурсные программы, спортивные мероприятия, КТД, ПВД и др.). Это тот арсенал, в котором отражается деятельность педагогического коллектива, совместно с творческими достижениями воспитанников при полном взаимодействии с родителями и которая направлена на стимулирование воспитанников к активному участию в процессе своего личностного роста и социализации.