Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие социальной активности и лидерских качеств воспитанников на примере МОУ ДОД «КЦ ДОД»
11 минут 8749 2737

Развитие социальной активности и лидерских качеств воспитанников на примере МОУ ДОД «КЦ ДОД»

Reshina_fotoНовые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на образование. Неудовлетворённость современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Некоторые заостряют сегодня внимание на бездуховности и кризисе ценностей, недостаточности специализаций, неспособности выпускников оптимально адаптироваться к социальным условиям общества. Другие наоборот, утверждают, что сегодня, возможно, обеспечить хорошее образование каждому и воспитать человека – творца, созидателя своего “Я”, преобразователя окружающей действительности, а не массового работника производства и только исполнителя.

Поэтому, главная миссия Красноселькупского центра дополнительного образования детей заключается в воспитании свободной и активной, самоопределяющейся личности, способной самостоятельно адаптироваться в коллективе и обществе. И сегодня, Речкина Любовь Федоровна педагог-организатор МОУ ДОД «КЦДОД» предлагает нам познакомиться со статьей  "Развитие социальной активности и лидерских качеств воспитанников".

Лидерского чтения...


Развитие социальной активности и лидерских качеств воспитанников на примере МОУ ДОД «КЦ ДОД»

Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на образование. Неудовлетворённость современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Некоторые заостряют сегодня внимание на бездуховности и кризисе ценностей, недостаточности специализаций, неспособности выпускников оптимально адаптироваться к социальным условиям общества. Другие наоборот, утверждают, что сегодня, возможно, обеспечить хорошее образование каждому и воспитать человека – творца, созидателя своего “Я”, преобразователя окружающей действительности, а не массового работника производства и только исполнителя. Основная миссия Центра нами видится в воспитании свободной и активной, самоопределяющейся личности, способной самостоятельно адаптироваться в коллективе и обществе.

Воспитательная и образовательная деятельность педагогического коллектива «Красноселькупского центра дополнительного образования детей» в области социального творчества направлена на стимулирование воспитанников к активному участию в процессе своего личностного роста и социализации.

В воспитательном процессе можно выделить различные мотивы, побуждающие  воспитанников к социальному творчеству.

Среди них:

  • непосредственно-побуждающие (связаны с желанием получить сиюминутный результат, взять на себя решение проблемы – «если не я, то кто?»);

  • перспективно-побуждающие (связаны с получением знаний, умений, занятием лидерских позиций – «на что я гожусь, чем ценен для людей?»);

  • моральные («спеши делать добро») связаны с пониманием творческой деятельности, как нравственного долга перед обществом и собой; мотивы общения (связаны с потребностью быть в коллективе, творить среди других, быть субъектом социального творчества – «возьмемся за руки,  друзья»);

  • творческие мотивы (связаны с потребностью придумывать, создавать, действовать, когда интересен не только результат, но и сам процесс творчества – «есть жажда творчества, уменье созидать...»). Умелое использование мотивации позволит существенно расширить социокультурный опыт детей, подростков и обучающейся молодежи.

Для целенаправленного развития личности, достижения ею поставленных целей, надо иметь четкое представление об этапах (ступенях), по которым надо пройти.

Содержание каждого этапа должно отражать:

  • усложнение деятельности личности в ходе социального творчества;

  • усиление влияния на окружающих людей и социум;

  • расширение объема знаний в данной деятельности;

  • совершенствование умений и навыков;

  • устойчивость качеств личности.

Лидерство рассматривается как результат социальной успешности, средство развития социального творчества (так как именно успешность, умение достигать значимых результатов в выбранной области социального творчества ведет к лидерству в этом виде деятельности),

Программа предполагает четыре типа лидерства по областям социального творчества, и четыре ступени движения к лидерству в каждой области (подчеркнем, что лидерство – не цель, а результат социальной успешности личности, средство развития социального творчества).

  1. Социальный лидер  - (лидер-организатор, вожак) – различается по масштабу руководства и уровню развития лидерских черт.

Ответственный исполнитель  - участвует в работе ДТО, объединения, группы, выполняя порученное дело быстро и умело является исполнителем воли коллектива или педагогов; обладает  высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим.

Активный участник  - творчески относится к делу, привнося в него свои идеи, участвуя во всех делах; стремится повысить уровень своих организаторских умений; может организовать небольшую группу на выполнение необходимого дела.

Организатор - самостоятельно организует дела в группе в пределах своих умений; способен убедить в своей правоте и необходимости дела, собрать команду; хорошо знает людей, является признанным вожаком коллектива.

Руководитель  - представляет группу, объединение на всех уровнях; организует выполнение коллективом планов и программ; умеет определить перспективы развития группы, объединения и его участников.

  1. Лидер-интеллектуал

Воспитанник - проявляет интерес к определенной области знаний; имеет мотивацию на приобретение новых знаний; обладает способностями и существенными знаниями в какой-либо области.

Знаток  - обладает энциклопедическими знаниями; принимая участие в интеллектуальных соревнованиях,   успешно реализует знания; имеет признание коллективом уровня интеллектуального развития.

Исследователь  - умеет применять знания в творческой деятельности; проявляет целеустремленность в расширении своих знаний для применения их на практике; самостоятельно организует выполнение конкретных проектов.

Первооткрыватель  - использует нестандартные подходы в решении проблем; умеет оценивать факторы, ведущие к продуктивному решению проблемы; организует выполнение стратегических долговременных проектов.

  1. 3.  Лидер-умелец (в области спорта, искусства, труда).

Любитель - охотно выполняет поручения, не участвуя в управлении; ситуативно участвует в делах, проявляя свои умения; пробует себя в различной деятельности.

Специалист  - обладает умениями в определенной области деятельности; постоянно реализует свои умения на практике, участвуя в различных делах; имеет признание коллективом специальных умений и навыков.

Мастер  - представляет объединение (группу, класс) в данной области деятельности; систематически совершенствует свое мастерство в избранной сфере; может обучать основным умениям других.

Профессионал  - обучает других умениям в данной сфере; прогнозирует свое будущее (профессию) в связи со своими умениями; является экспертом (консультантом) в оценке результатов деятельности других воспитанников.

  1. 4. Творческий лидер.

Участник - является непосредственным или опосредственным исполнителем, претворяет в жизнь чужие идеи; обладает умением понимать замысел, главную идею; умеет быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Генератор идей  - умеет четко выражать мысли, выстраивая логику дела, идеи; обладает воображением и фантазией, выдвигает, разрабатывает свои идеи; имеет устойчивый интерес к содержательной стороне дела.

Режиссер-сценарист  - обладает организаторскими способностями; умеет систематизировать идеи, выделять главное; обладает фактическим авторитетом среди других, умеет оценить их способности.

Инструктор-консультант  - умеет вдохновлять, «зажигать» коллектив идеями; может правильно оценить ситуацию, расставить по местам всех и вся; обладает эрудицией, имеет широкий кругозор.

Развитие личности в результате социального творчества можно определить по следующим признакам:

  • активное творческое участие в каком-либо виде социальной деятельности;

  • успешная самореализация в различных областях социального творчества;

  • готовность взять на себя ответственность за результаты и последствия деятельности, быть лидером

  • выбор в данном виде деятельности (области социального творчества) конкретных занятий (дела), наиболее соответствующих индивидуальным способностям и потребностям и обеспечивающих максимальное развитие индивидуальности;

  • свободное творческое самовыражение воспитанников разных возрастов.

Ребёнок сегодня – главная ценность. Поэтому вся образовательная воспитательная среда Центра построена на идее, где воспитанник является саморазвивающейся, самоопределяющейся, самореализующейся личностью.

Главная цель педагогического коллектива МОУ ДОД “КЦДОД” нами видится в создании оптимальных условий для развития личности воспитанника:

  • Ø Эмоционально-нравственной;

  • Ø Коммуникативной самостоятельности;

  • Ø Интеллектуальной самостоятельности;

  • Ø Профессиональной и предпрофильной ориентации.

Наш Центр имеет достаточный опыт в области воспитания социального творчества наших воспитанников (д/д «СОКОЛ», каникулярная школа «Лидер», Академия успеха, воспитательные мероприятия к праздничным датам, совместная деятельность с учреждениями и общественными организациями с. Красноселькуп, праздничные программы для родителей воспитанников, традиционные мероприятия Центра, конкурсные программы, спортивные мероприятия, КТД, ПВД и др.). Это тот арсенал, в котором отражается деятельность педагогического коллектива, совместно с творческими достижениями воспитанников при полном взаимодействии с родителями и которая направлена на стимулирование воспитанников к активному участию в процессе своего личностного роста и социализации.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2555 41

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6666 677