Дорогие друзья, рады представить вам Панину Людмилу Николаевну воспитателя МБДОУ детский сад №40 «Золотая рыбка», город Старый Оскол, Белгородская область. Людмила Николаевна с радостью делится с нами игровым материалом, помогающим педагогу и родителям сформировать связную речь дошкольника, развить звуковую культуру речи, обогатить словарный запас, совершенствовать выразительность речи. Данная статья будет полезна и интересна родителям дошкольников и воспитателям ДОУ.
Интересного чтения...
Развитие связной речи для для успешного обучения дошкольника в школе
Одна из основных задач подготовки ребенка к школе – формирование у него восприятия звучащей речи, развитие фонематического слуха. Оттачивая речевой слух ребенка, вы готовите его к усвоению грамоте, помогаете развитию связной речи. Вот почему важно прийти на помощь ребенку, воспитать у него чуткость к слову.
Вниманию педагогов и родителей предлагаются речевые упражнения для ознакомления детей со звуковой стороной слова, с предложением и его составом.Эти упражнения знакомят ребенка также с многообразием слов, их красочностью, образностью.
Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых - показать детям, что слово звучит, оно состоит из звуков.
Методика ведения подобных игр такова:
Как звучат слова.
Ты уже знаешь, что слова звучат.Послушай, как они по – разному звучат в стихотворении А. Барто:
Скажи погромче слово «гром» -
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише – «шесть мышат» -
И сразу мыши зашуршат.
Скажи «кукушка на суку»,
Тебе послышится ку – ку.
Повтори со мной.
(взрослый показывает предметные картинки, ребенок вначале со взрослым, затем сам произносит слово так, чтобы слышны были разные звуки).
Произнеси слово.
(взрослый говорит слово и просит четко его произнести, выделяя голосом все звуки,например: шалунишки, штанишки; сморчок, сверчок).
Сравни.
Мышка – мишка – миска;
маленький – средний – большой;
ммак – ррак – ллак;
ллук – ссук – жжук.
Продолжай играть со мной.
(взрослый называет одно слово, ребенок подбирает похожее по звучанию)
Шина – машина; Анна – ванна; печка – свечка; кочка –бочка.
(взрослый дарит слово предмет, ребенок возращает словосочетание предмет – признак)
Слово – доброе слово; радуга – разноцветная радуга; дождь – грибной дождь.
(взрослый дарит слово предмет – признак, ребенок возвращает признак - предмет – действие)
Слово доброе – доброе слово согревает. Радуга разноцветная – разноцветная радуга вспыхнула.Дождь грибной – грибной дождь моросит.
Играем наоборот.
(предлагается назвать слово не схожее по звучанию)
Книга – дом; жарко – суп; сухо – лето; диван – кресло.
(предлагается назвать слова антонимы)
Прилив – отлив; просто – сложно; труд – лень.
(предлагается назвать слова синонимы)
Родина – отечество – отчизна; ветер – буря – ураган; солнце – светило - свет; спасибо – благодарю – благодарствую.
После того как ребенок научится вслушиваться в слова, произносить их так, в чтобы в них были слышны звуки, научится различать звучание слов, только тогда возможен переход к обучению детей различать слова по количеству звуков (короткие - мало звуков в слове, длинные – звуков много, короткие слова произносятся быстро, а длинные слова –дольше, например: уж, ус, сыр, чернильница, карандаш).
С ребенком можно провести такие упражнения:
*шагаем со словом (на короткие слова уж,дом делаем один шаг, на длинные слова домик, улитка – шагов делаем больше);
*разведчики – искатели (заранее раскладываются предметы, название которых и длинные, и короткие; дети находят и называют их парами, например: чай – чашка – чайник; ключ – колесо – машина);
*хлопки (взрослый произносит длинные и короткие слова, на короткие ребенок производит хлопок, а на длинные – нет, возможен вариант наоборот, взрослый хлопает, а ребенок произносит слова);
*превращалочка (длинное слово заменить коротким и наоборот, например: кот – котенок – котище; ус - усик – усище; лис – лисенок – лисица);
*добавляй звук (взрослый называет слово или предложение, не договаривая последний звук, а ребенок добавляет нужный звук, например: Витя славный мальчи(к). К красной шапочке подошел серый вол(к). Сово(к),сундучо(к), сапожо(к));
*поймай мяч (взрослый бросает мяч, а ребенок ловит его тогда, когда слышит в слове заданный взрослым звук, например: снег, сосед, барабан, слон и т. п.);
*будь внимателен (в конце слова должен быть заданный звук, если слово подобралось неверно, мяч падает, его ловить нельзя, например: цветок – жук, червяк – паук, комок - снежок);
*чей рассказ лучше (взрослый и ребенок придумывает несложный рассказ из слов, большая часть которых будет начинаться на один и тот же заданный звук, или каждое предложение в рассказе должно начинаться на заданный звук; все придуманные рассказы можно записывать в альбом и делать к ним зарисовки);
-Папа пришел домой и принес покупки. Потом пошел с Пашей погулять по проспекту. По проспекту шли прохожие. Прохожие покупали пирожные.
Описанные выше игровые упражнения могут в различных вариациях повторяться, может изменяться наглядный материал, подбор слов.
Если взрослые считают, что ребенок уже хорошо ориентируется в звуковом строении слова, они могут предложить ему умственные задачи большей сложности
Подумай, не торопись.
*Придумай собачке кличку, чтобы второй звук был «у», последний «к» (Шустрик, Мумик, Кузнечик); второй «у», последний «а» (Жучка, Жулька, Булька).
*Подбери слово, которое начинается на второй звук слова «стол» (трактор, трамвай, телега, танк).
*Подбери такое слово, в котором был последний звук слова «сыр», но чтобы это было название птицы (воробей, скворец, коршун,ворона, сорока).
*Найди в комнате предмет, в названии которого второй звук «у» (бумага, дудка, луковица, будильник,туфли).
*Назови, какие у тебя есть игрушки, в названии которых второй звук «и» - мишка, пирамидка; второй звук «а» - машина, барабан; третий звук «т» - котенок, лото, петрушка.
Следующий этап – обучение ребенка членению слов на слоги (понятие слог вводится позже, вначале это часть слова). Ребенку предлагается отдельные задания:
*посмотри на картинку и назови предметы, которые можно назвать коротким словом (дом, жук, рак); затем длинными (карандаш, стрекоза);
*найди в помещении предмет, в названии которого мало звуков (лист, стол, мяч, шар); много звуков (кроватка, буратино, кресло, диван);
Взрослый обращает внимание на то, что слова состоят из частей:
*тыльная сторона ладони подносится к подбородку и можно почувствовать, что при произнесении слова по частям рука прикасается к подбородку;
*при произношении слова по частям (слогам) определяется последовательность звучания, количество частей (слогов) в слове, возможность называть части (слоги) слов в разбивку.
При определении количества частей (слогов) в словах можно использовать различные игровые приемы:
*произношение слова по частям шепотом в ладошку, замечая, сколько раз теплое дыхание касается ладони, значит столько будет частей в слове;
*играя с мячом, взрослый называет первую часть, ребенок, ловя мяч, вторую и наоборот;
*в игре «Письма» ребенок вместе со взрослым описывает предмет, узнает его в своем описании и делит это слово на части (слоги); возможен вариант зарисовки, сопутствующий описанию; например: в моем письме изображено вот что (маленькая, твердая, круглая или удлиненная с тоненьким хвостиком, растет на грядке в огороде, любят ее есть в салате или просто с хлебом – это ре- дис – ка);
*подобные игры в «Магазин», «Семья», «Поликлиника», где идет описание – зарисовка игрушек, вещей и других предметов;
*в вечернее время в группе и в субботние вечерние часы в семье можно зарисовывать предметы, состоящие из одной части (слога), из двух частей (слогов); в этой игре возможен вариант умышленного рисования одного и того же предмета: дом, домик, домище; гриб, грибок, грибище. Важный момент – в конце игровой зарисовки всем предлагается проанализировать нарисованное. На прогулке такая зарисовка возможна на мокром песке палочкой, на асфальтовой дорожке – мелом;
*для достижения тех же целей можно использовать загадки, потешки, скороговорки, считалки.Они помогают вслушаться в слово, находить одинаковые и разные части (слоги) слов, ощутить красоту и богатство родного русского языка.
Очень важно научить ребенка не только различать предлагаемые умственные задачи, но и проявлять творчество в самостоятельном создании их.
Следующий этап –работа над предложением. Опираясь на имеющиеся у ребенка знания о слове, его звучании взрослые (педагог и родители) знакомят его с составом предложения. Перед ребенком обязательно ставится четкая задача составить предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов. Предложения составляются вначале в совместной деятельности взрослого и ребенка, затем самим ребенком самостоятельно. На данном этапе очень важен совет с ребенком. Необходимо, чтобы ребенок понял, что составляемые предложения должны точно и образно определять важное, что его словесные находки и удачные сочетания слов поощряются и ценятся взрослыми.
При анализе внимание ребенка следует направить на последовательность расположения слов в предложении, на их количество.
При рассматривании предмета взрослый учит ребенка внимательно всматриваться в изображение, обследовать предмет со всех сторон.
Именно это и помогает ребенку сказать об одном и том же предмете что – то новое, тем самым развивать красивую связную речь.
Хорошо, если ребенок научится сразу составлять предложения об игрушке, объединенные смысловым сюжетом, составлять разнообразные предложения про совершенные самим ребенком действия, например: Саша смеется. Саша держит мяч. Мальчик Саша рад мячу.
Педагог может использовать сам и предложить родителям приемы, которые помогут закрепить знания детей о предложении:
*четкое произношение слов с паузой;
*последовательное называние слов в предложении;
*подсчитывание слов, называние слов в разбивку;
*совместное хоровое их произношение;
*графическое изображение предложения черточками на листе бумаги по количеству слов в предложении;
*откладывание счетных палочек, лучинок, кружочков по количеству слов в предложении и т. п.;
*удары мячом, прыжки на скакалке, отсчитывание шагов по числу сказанных слов.
Постепенное усложнение умственных задач приведет к тому, что ребенок очень скоро научится составлять предложения и выделять в составе слова. Ребенок начинает усваивать, что если об одном и том же сказать несколько разных предложений, связанных по смыслу и поданных в определенной последовательности, то получится рассказ.
Раздумье старшего дошкольника над словом, которому отводится такая большая роль в работе по ознакомлению с предложением, - хорошая основа для воспитания интереса к знаниям и показатель того, насколько широки могут быть собственные речевые возможности ребенка.
Вся проведенная работа с дошкольниками по ознакомлению со словом, его звучанием послужит фундаментом грамотности первоклассника, его успешного обучения.
Литература.
Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М. 1994 г.
Сомкова О. Н. Развитие творческой речевой активности ребенка 5 – 6 лет. – СПб., 1996 г.
Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. ТЦ.М.2007г.