Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Технология воспитания в дошкольнике грамотного читателя
17 минут 8825 2618

Технология воспитания в дошкольнике грамотного читателя

Lashenko_VVДорогие друзья, сегодня рады представить вам Ляшенко Валентину Владимировну, воспитателя МБДОУ № 68 «Ромашка» город Нижневартовск ХМАО – Югра. Валентина Владимировна с удовольствием поделиться с нами своим профессиональным опытом и технологиями формирования в дошкольнике отношения к литературе как к самоценному виду искусства. Данная технология будет интересна воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста по проблеме приобщения детей к художественной литературе.

Краткий комментарий к статье от Валентины Владимировны:

«Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.»

Увлекательного чтения...


Технология воспитания в дошкольнике грамотного читателя

Основной целью программы «Из детства - в отрочество» в процессе ознакомления с художественной литературой является – формирование отношения к литературе, как к самоценному виду искусства, воспитание в дошкольнике грамотного читателя. Для решения вышеуказанных целей   уже с младшего дошкольного возраста   ставятся задачи по формированию устойчивого интереса детей к книге, усложняется содержание работы от возраста к возрасту. Так, основными задачами для педагога в младшем возрасте, является создание условий в группе для привлечения внимания детей к книге, как источнику познания и эмоционального развития детей; в группах среднего и старшего возраста в процессе приобщения ребенка к книге решаются задачи по ознакомлению детей с разными жанрами художественных произведений, расширение детского кругозора, формирование нравственных понятий.

Для реализации поставленных задач в программе предложена технология «Пришли мне чтения доброго», автором которой является Зинаида Александровна Гриценко. Данная технология представляет собой программу – хрестоматию по детской литературе. Знакомство детей с детской литературой по данной технологии, помимо ежедневного чтения в свободной форме, предлагается через организацию специально-организованного чтения один раз в неделю, со среднего дошкольного возраста.

Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида:

  • Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются   к ведущим       темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
  • Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с       доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления худ. особенностей текста);
  • Творческие (чтение, в процессе которого   развивается творческий потенциал дошкольников);
  • Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и худ. особенностей).

Содержание работы с детьми при организации каждого вида занятия усложняется от возраста к возрасту. Количество разных видов занятий меняется от возраста к возрасту. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.

При проведении тематических занятий в группе среднего возраста мы решаем прежде всего задачу закрепления умения слушать чтение книги, умения правильно обращатья с ней. На данных занятиях даем детям представления о том, как создается книга: знакомим с понятиями «автор», «писатель», «иллюстрация», «художник детской книги». При этом знакомство с данными понятиями осуществляется на примере знакомых для детей произведений с яркими иллюстрациями – К.Чуковский «Мойдодыр», детские буквари, детский любимые книги детей, принесенных из дома. На тематических занятиях детей знакомим с поэтическими произведениями, в которых изображается красота природы, при этом детям предлагаются стихи разных авторов и предлагается сравнить, как поэты по – своему описывают красоту природы. Детям среднего дошкольного возраста близки и понятны стихи, связанные с играми и игрушками. Поэтому на тематических занятий широко используются стихи известных авторов. Например, С.Маршак «Мяч», А.Барто «Гуси - лебеди» и др. При этом чтение   сопровождается обыгрыванием стихов. Воспитание у детей уважения к семье, дому, родной земле осуществляется через ознакомление детей с произведениями на общую тему «С чего начинается Родина…». На тематических занятиях детей также знакомят с произведениями, которые способствуют воспитанию уважения к труду, к человеку –мастеру. Например, А.Барто «Маляр», Б.Заходер «Скрипач», Н.Носов «Мишкина каша» и др.

В группах старшего дошкольного возраста содержание тематических занятий усложняется. На основе полученных в предыдущем возрасте представлений о том, как создается книга, детей знакомим с составными частями книги: обложка, страницы, корешок, переплет. Продолжается знакомство с произведениями, направленными на воспитание уважительного отношения к членам своей семьи. При этом вводится чтение с продолжением. Детям старшего возраста уже доступны произведения, с помощью которых можно формировать у детей умения видеть вредные привычки и личностные качества человека (лень, жадность и т.д.).

На занятиях данного вида детей знакомим с современной детской журналистикой. В этом большую помощь оказывают нам родители. Из дома приносят разнообразные журналы, из которых дети знакомятся с животным и природным миром (Юный натуралист), историями из жизни детей, а также с произведениями маленьких авторов – сочинителей, (Колобок), занимательными играми и головоломками (Трамвай).

В подготовительной к школе группе содержание тематических занятий усложняется. На основе имеющихся представлений о создании книги, ее составляющих частей, детей знакомятся процессом создания художественного произведения на примере сказки «Федорино горе», детей знакомят с отрывками из дневника К. Чуковского, а также стихотворений «Как я пишу стихи» (К Бальмонта), «Стихи о том, как иногда сочиняют стихи» (М.Яснова) т.д. Детей знакомим с отрывками исторических произведений (отрывок из летописи «Песнь о вещем Олеге»), направленных на формирование исторических представлений у детей. Продолжается работа по ознакомлению с современными детскими журналами, что способствует расширению детского кругозора. На тематических занятиях, в данном возрасте, широко используется природоведческая литература, способствующая воспитанию заботливого отношения к животным.

На теоретических и аналитических занятиях в группах среднего возраста на доступном для детей уровне знакомим с такими понятиями, как – сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим), которое способствует образному видению мира, развитию художественных представлений о нем. Оно делает язык человека богаче, ярче, образнее. При знакомстве с художественными произведениями детей учат выделять сравнение, как художественный прием. Например:

У совы у старой, не глаза, а фары

Круглые, большие, страшные такие.

А у птички, у синички, у синички – невелички,

Глазки, словно бусинки, малюсенькие. (В.Берестов)

Знакомят детей с эпитетами - красочными определениями, придающими повествова­нию живость, эмоциональность, выразительность. В речь ребен­ка этого возраста активно входят прилагательные, по­этому обращение к эпитету, выделение его в тексте, умение полюбоваться точным, удачно найденным словом со стороны взрос­лого не только уместно, но и необыкновенно значимо в
развитии эмоционально-речевой сферы ребенка. Как виртуозно пользуется сравнениями и эпите­тами поэт Саша Черный, создавая поэтический образ жеребенка:

Хвост — косичкой.               

Весь пушистый,

Ножки — спички.                 

Золотистый.

Оттопырил вниз губу...             

С белой звездочкой на лбу...

На пятом году жизни ребенок обнаруживает страсть к словотворчеству. Дети интуитивно чувствуют особенности поэтической речи, ее отличие от прозы. Поэтому в этом возрасте мы начинаем   вводить понятие «рифма» на основе отрывка из произведения Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи». Читая детям отрывок из сказки, подводим их к пониманию того, что рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Предлагается детям поупражняться в составлении рифм. Например: утка – шутка, палка – галка и др. Для привлечения интереса детей к подбору рифм знакомим детей со сказкой современного автора Бориса Шергина «Рифмы», главным героем которой является Шиш – веселый и хитрый молодой человек, любящий играть в рифмы, т.е. говорить так, чтобы складно было. Закрепление данного понятия также осуществляется на основе использования загадок, игр – стихов, где детям предлагаем закончить четверостишье, подобрав рифму.

В среднем возрасте детей начинаем знакомить с художественными особенностями жанра сказок, как фольклорном жанре устного народного творчества: в сказке происходят волшебные превращения, которые не бывают в жизни, определенное начало сказок, действия в сказке происходят несколько раз, чаще всего три раза; в сказке есть герои – добрые, есть злые; многие сказки имеют одинаковое начало и конец.

В старшем возрасте при проведении теоретических занятий расширяем представления детей о фольклорных жанрах, помимо сказок знакомим детей с былинами, пестушками, колыбельными, загадками, поговорками, пословицами, считалками и др. Исследователи считают, что активно пользоваться фольклором дети начинают с шести лет. Но для того, чтобы это произошло их надо готовить к восприятию текста и овладения ими еще с раннего детства. Это происходит в процессе игр, наблюдений в природе и др. Играя, наблюдая ребенок и педагог обращается к дождю, радуге, солнцу и при этом использует потешки, заклинки, песни и др. Жанры детского фольклора координируют движения ребенка, успокаивают его, дают возможность научиться сочувствовать и сопереживать.

Продолжаем расширять представления о жанрах художественной литературы стихотворениями, рассказами – повествованиями о том, что может быть на самом деле. Знакомим, в доступной для детей форме с биографиями поэтов и писателей, показывая детям, как отдельные факты жизни писателей отражаются в их произведениях, продолжаем знакомить с историей создания произведения.

На теоретических занятиях в подготовительной к школе группе, на основе усвоенного в предыдущие годы, знакомим детей с олицетворением. Не называя термин, обращаем внимание детей на то, что в некоторых случаях в тексте неодушевленные предметы или явления наделяются свойствами живых существ. Например: «Скоро осень проснется - и заплачет спросонья» (К.Бальмонт)

Также при ознакомлении с художественными произведениями, знакомим детей с таким художественным приемом, как гипербола (преувеличение).

Так, ярко такой прием представлен в произведении С.Маршака «Робин - Бобин»: «Робин – бобин Барабек скушал сорок человек. И корову, и быка ,и кривого мясника, и телегу, и дугу, и метлу, и кочергу, а потом и говорит: У меня живот болит».

Расширяя представления детей о разных видах сказок в данном возрасте знакомим детей со сказками «с бродячим сюжетом» (сказками разных народо, близкими или похожими по содержанию).

Знакомство детей с художественными произведениями осуществляется и в театрализованной деятельности. На данных занятиях знакомим детей с понятиями «театр», «пьеса», «действующие лица», «ремарка». Вместе с педагогом дети инсценируют произведения, при этом оформляя сцену к инсценировке знакомятся с профессиями театра - художники - декораторы, художники по костюмам, костюмер, билитер.

При проведении творческих занятий используем задания для развития образного мышления детей, их творческого развития. Так, для детей среднего возраста предлагаются задания дописать, либо изменить концовку к прочитанному отрывку сказки, сочинить свою сказку. Предлагается мысленно нарисовать картинки к загадкам.

В группах старшего дошкольного возраста используем следующие творческие задания:

  1. Нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению.
  2. Составить рассказ по заданной ситуации с определенным
    началом или концом, определенной системой образов. Темы и ситуации, предлагаемые для сочинения рассказа, берутся из детской жизни, должны быть близкими, понятными, интересными детям.
  3. Предлагаем учить стихи по выбору детей с обоснованием
    выбора. Выбранное, а не навязанное, понравившееся, задевшее детскую душу стихотворение будет выучено легко, быстро, без всяких методических ухищрений.
  4. Организуем игры с подбором рифм к названным словам.
  5. Устраиваем игры по мотивам прочитанных произведений и
    даже игры «с продолжением». Так, перед сочинением произведений
    об игрушках можно дать задание составить рассказ на тему «Что
    делают ваши куклы, когда вас нет дома», а затем повторить это
    задание после чтения книги. Наблюдение над детскими текстами
    поможет понять, как произведение воздействовало 'на творческий
    потенциал ребенка.
  6. Организуем работу с детьми по драматизации произведений. Предлагаем детям перевоплотиться в ге­роев книги.

Представленная технология Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго» рассчитана для детей среднего и старшего возраста. Тогда как задачи по приобщению детей к художественной литературе ставятся в программе с младшего возраста.

Для их реализации мы интегрировали в образовательную работу с детьми младшего возраста технологию Оксаны Семеновны Ушаковой. «Знакомим детей с литературой».

Цели и задачи данной технологии позволяют нам решать задачи, поставленные программой «Из детства – в отрочество». Одним из основных методов работы с детьми, предлагаемой в   технологии Ушаковой О.С., является метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель уже с младшего возраста вместе с детьми их моделирует, что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках.

Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель «Волшебные кружочки». После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая желтая круглая). У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом. Пришел дед репку тащить. Дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед. Позвал дед бабку. Бабка какая? (старенькая, в платочке). Нарисуем в третьем кружке платочек, это будет бабка и т.д. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок. В последующей работе данные модели используются для рассказывания сказки детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям.

Также, для моделирования сказки, можно использовать геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. Так, например, колобок – это маленький желтый кружок, медведь – коричневый большой кружок, лиса – оранжевый кружок и т.д.

По выстроенной модели дети повторяют сказку.

В группах среднего и старшего дошкольного возраста модели усложняются. Уже используются мнемодорожки и мнемотаблицы.

В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями образовательная деятельность в детском саду состоит из непосредственной образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, самостоятельной деятельности и работе с семьей.

Таким образом, художественная литература, входя в жизнь человека с раннего возраста постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений, не давая воспитанию исчезнуть из системы развития личности.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2000 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6534 677