Дорогие друзья, рады представить вам Паздникову Наталью Александровну, воспитателя детского сада «Энергетик», города Нерюнгри. Наталья Александровна сегодня с удовольствием поделиться с нами своим профессиональным опытом использования нетрадиционной техники рисования, влияющей на развитие речи детей, что способствует преодолению моторной неловкости, и создаёт психофизиологическую базу для развития речи. При работе по данной методике, дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. Данная статья будет интересна и полезна педагогам дошкольного образования и родителям малышей.
Краткий комментарий о своей профессии от Натальи Александровны:
"С детства я мечтала работать с детьми. Творческий подход к своей профессиональной деятельности позволяет мне развивать в детях творчество, расширять круг. Обогащаю детей знаниями и представлениями об окружающем мире. Создаю атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, стараюсь развивать инициативу, самостоятельность детей, создаю эмоционально-положительное отношение к деятельности."
Творческого чтения...
Влияние нетрадиционной техники рисования на развитие речи
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, он учится строить с людьми адекватные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя в глаза; он учится общаться со своими сверстниками.
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие речи ребёнка? Один из «практических» ответов на этот вопрос – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (а язык, по мнению одного из классиков европейской философии, «есть непосредственная деятельность мысли»).
В 2011 году я набрала группу детей 3-4 лет, когда в сентябре, обследовав детей, выявила, что из 23 детей 2 ребёнка не говорили совсем, двое говорили первыми слогами слова. Словарный запас у этих детей был очень низок, у пятерых детей наблюдалась замена звуков. По результатам диагностики развития речи – низкий уровень составил – 26%.
Поэтому целью моей работы стало развитие речи детей, через нетрадиционную технику рисования.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
Способствовать развитию связной речи детей, звуковой культуры речи, увеличению словарного запаса;
-
Способствовать развитию мелкой моторики рук;
-
Способствовать развитию у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.
В ходе работы были применены следующие этапы работы:
-
Анализ научной и методической литературы
-
Создание условий для развития творческой активности детей, подготовка наглядного и практического материала;
-
Работа с детьми.
В своей работе я стала использовать нетрадиционные виды рисования в специально организованной деятельности, через дополнительное образование, которое проводится один раз в неделю, а также в быту в условиях семьи. Составила перспективный план работы, строящийся на принципах последовательности, систематичности в решении воспитательных, образовательных задач, а также подобрала речевой материал, направленный на овладение произносительными навыками и формирование различных видов речевой деятельности (говорения, слушание, слухозрительное восприятие). Создала необходимую развивающую среду, имеющийся в группе материал расположен так, что дети свободно им пользуются.
Во время свободной деятельности дети раскладывают мозаику, перебирают различные виды круп. Играют с палочками, кубиками, шнуровками, разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение; с разноцветными прищепками, скрепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путём механического сдавливания подушечек пальцев; играют с клавишами. В группе занимается 6 детей с нарушением речи – это те ребята, которые показали низкий уровень по результатам диагностики на начало года.
Обогащаю детей знаниями и представлениями об окружающем мире. На непосредственно образовательной деятельности широко использую такие виды рисования, как:
-
Рисование пальчиками, ладошкой («Солнышко», «Дождик»)
-
Рисование штампами (любая фигура, вырезанная из картона и приделанная палочка-ручка из пластилина, можно вырезать из картофеля)
-
Рисование пробками (от шампанского, пластиковой бутылки, зубной пасты и т.д.) «Шарики для зайки», «Гусеница» и т.д.
-
Рисование ватными палочками нарисуй силуэт овощей или фруктов и т.д.
За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как правильном держании карандаша или кисти), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты.
Кроме того, в процессе игровых заданий дети:
-
- совершенствуют мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, выполняя движения рукой в заданном направлении (откручивают и закручивают крышки);
-
- работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого воображения;
Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д. На непосредственно образовательной деятельности мы широко используем:
-
скороговорки,
-
чистоговорки,
-
потешки,
-
прибаутки,
-
рассказывание сказок,
-
слушание русских народных песен.
Это помогает создать атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствовать развитию инициативы, самостоятельности детей, создавать эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что положительно оказывается на динамике речевого развития.
В тоже время нетрадиционное рисование имеет ещё ряд преимуществ;
-
- многообразие способов рисования;
-
- многообразие средств рисования;
-
- проявляет характер ребёнка, его индивидуальность;
-
- вызывает целый комплекс эмоций;
-
- прививает любовь к изобразительному искусству;
-
- непринуждённо развивает творческие способности;
-
- формирует и активизирует словарь;
-
- формирует речевые навыки;
-
- развивает внимание детей к речи;
-
- обогащает предметно-глагольный словарь.
Кроме работы, проводимой с дошкольниками в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями.
Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Для этого провела встречу с родителями, где рассказала о важной роли развития мелкой моторики на непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству. Показала основные приёмы работы изготовления рисунков в домашних условиях. Таким образом, стараюсь заинтересовать родителей, вовлечь в жизнь детского сада, сделать союзниками. С целью углубления и обогащения знаний родителей использовала следующее.
Формы работы:
-
Индивидуальные беседы
-
Консультации
-
Дискуссии
-
Родительские собрания
-
Выставка детских работ.
В ходе наблюдениями за детьми выявила, что в процессе использования нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь, а она тесно связана с движением, в первую очередь, пальцев рук.
В ходе диагностики на конец года исследовала уровень развития:
-
- запаса слов;
-
- строение слов;
-
- фразовую речь;
-
- звукопроизношение.
У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире стали использовать прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей.
В результате повторного диагностирования сделала вывод, что если на начало года низкий уровень развития речи составил 26%, то благодаря правильно организованной системе развивающего обучения с помощью нетрадиционной техники рисования виден рост в развитие речи детей, на конец года он составил – 11%.
Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. На непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. Анализируя результаты работы, можно сделать вывод, что данная методика способствует преодолению моторной неловкости, создаёт психофизиологическую базу для развития речи. В дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её актуальность и положительный результат на развитие речи детей.
-
Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2004
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / под редакцией Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1978
- Давыдов Г.Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.2007
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.
- Баринцова Н. Готовим руку к письму. //Дошкольное воспитание. -1996
- Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПБ.: «Кристалл