Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья – мое богатство», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка–дошкольника
19 минут 8777 2050

Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья – мое богатство», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка–дошкольника

KogutenkoДорогие друзья, рады представить вам Когутенко Наталью Александровну, воспитателя МБДОУ № 68 «Ромашка» города Нижневартовск ХМАО – Югра. Наталья Александровна с удовольствием поделится своим профессиональным опытом и предоставит познавательный материал по реализации образовательного проекта в ДОУ "Моя семья - мое богатство". Данная статья будет интересна родителям, воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Натальи Александровны:

"Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством и согласованностью воспитывающих воздействий общественного воспитания, осуществляемых в образовательных учреждениях и семье. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей".

Познавательного чтения...



Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья – мое богатство», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка–дошкольника

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством и согласованностью воспитывающих воздействий общественного воспитания, осуществляемых в образовательных учреждениях и семье.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Однако, в настоящее время, семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Мы, педагоги, хотим воспитать у ребенка любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать любовь к самому близкому – родному дому, семье, а ведь это основа из основ нравственного воспитания, его первая и самая важная ступень.

На наш взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух полноправных и равновеликих сторон. Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи.

Одним из эффективных и современных методов, широко используемых в дошкольных образовательных учреждениях, сегодня, является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия, обозначаемый словом «сотрудничество». Сотрудничают все: педагог - с родителями и детьми, дети – друг с другом, с родителями и педагогом. Проектная деятельность – это такая деятельность, в которой развивается познавательная активность ребенка, впрямую направленная на освоение окружающего мира, его вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация. В процессе организации проектной деятельности появляется уникальная возможность сближения детей и их родителей на основе совместной деятельности.

Так, в нашем детском саду, в группах успешно реализуется образовательный проект «Моя семья - мое богатство». Проект рассчитан на реализацию образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Данный проект является долгосрочным, срок его реализации составляет 6 месяцев.

Целью данного проекта является - формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям. При подготовке к реализации перед педагогами была поставлена следующая цель: показать детям, что семья - это основа общества, в ней создается своя микрокультура (история, традиции).

Для реализации данной цели решались следующие образовательные и воспитательные задачи, которые вы видите на слайде

Образовательные задачи:

  • закрепить и обобщить знания детей о семье, близких и дальних родных, их взаимоотношениях;
  • сформировать представления генеалогическом древе семьи, происхождении семейного рода, фамилии;

  • углубить знания о профессиях членов семьи; понимать значение труда взрослых, особенностях их профессиональной деятельности;

  • показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;

  • развивать познавательные способности у детей, активно включать их в познавательно-поисковую деятельность.

Воспитательные задачи:
      • воспитывать основы нравственных качеств: умения проявлять заботу о своих близких и оказывать посильную помощь;

      • формировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества; чувства семейной сплоченности;

      • воспитывать любовь, уважение и доверие к близким людям, чувство взаимопомощи в семье;

      • формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои взгляды, предложения с другими членами семьи.

        Для погружения детей в проект воспитатели перед детьми формулируют проблему. Так, педагог приносит в группу свои семейные фотографии и рассказывает о своих членах семьи, о традициях в своей семье (дни рождения, совместные походы в театр и др.), о значении своего имени и т.д. Далее педагог задает вопрос детям: А что вы знаете о своей семье? Как она появилась? Хотели бы Вы узнать о корнях вашей семьи?

        После обсуждения совместно с детьми формулируется цель для детей: получить новые сведения о себе, своей семье, близких и родных людях, о традиции семьи.

        Данный проект реализуется через следующие мини-проекты, которые организуются в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса в ДОУ, (на основе события, подготовке к празднику):

        • «Наши любимые бабушки и дедушки» - октябрь – День пожилого человека;

        • «Самые дорогие на свете люди»- ноябрь- День Матери;

        • «Мой папа самый лучший» - февраль – день защитников Отечества;

        • «При солнышке тепло – при матери добро» - март – международный женский день;

        • «Мы гордимся и помним» - май – День Победы.

        А также в соответствии с принципами интеграции содержания дошкольного образования в различных видах детской деятельности: познавательно - поисковой, продуктивной, игровой; на основе деятельностного подхода, что отвечает требованиям ФГТ.

        Так, при реализации мини-проекта «Наши любимые бабушки и дедушки», с детьми проводится беседа об истории возникновения семьи. Детям предлагается дома совместно с родителями обсудить, как познакомились бабушка с дедушкой, сколько детей они вырастили, кем работали или работают.

        В процессе сбора информации в группе оформляется фотоальбом «Мои семья», дети совместно с родителями составляют рассказы о бабушках и дедушках. В группе воспитатель с детьми организует с детьми чтение художественных произведений о бабушках и дедушках, театрализованную деятельность по мотивам литературных произведений о бабушках и дедушках.

        Итоговым мероприятием данного мини-проекта стало проведение музыкальной гостиной «Мы за чаем не скучаем», где дети вместе с бабушками и дедушками изготавливали поделки из природного и бросового материала, играли в игры, отгадывали загадки. В конце праздника дети дарили подарки, сделанные своими руками всем приглашенным. Данное мероприятие способствует воспитанию уважительного отношения детей к старшему поколению.

        При реализации мини-проекта «Самые дорогие на свете люди» детям предлагается пополнить альбом «Моя семья» фотографиями и рассказами о папах и мамах, о том, где они учились, кем работают, в чем заключается работа, какую пользу людям приносит их профессия, увлечения.

        В ходе работы по данному проекту дети совместно с родителями изучали корни своей семьи, составляли генеалогическое древо. В соответствии с особенностями своей семьи составляли герб семьи, придумывали девиз семьи.

        Родители принимают активное участие в групповой традиции «Встреча с интересными людьми», где знакомят детей со своей профессией, увлечениями, семейными традициями. Детям с помощью родителей предлагается в процессе познавательно-поисковой деятельности найти ответы на следующие вопросы: «Что означает мое имя? Как мне его выбирали? В честь кого меня назвали?». К празднованию Дня матери оформляется выставка рисунков «Наша дружная семья», организуются сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери» и др.

        Результатом реализации данного мини-проекта является семейный праздник «Вся семья вместе, так и душа на месте». На празднике дети вместе с родителями представляют свое семейное древо, раскрывают семейные таланты, собирают и объясняют народные пословицы о семье, участвуют в викторине по закреплению родственных отношений.

        При реализации мини-проекта «Мой папа самый лучший» продолжается пополнение фотоальбома «Моя семья» фотографиями пап и дедушек, их службе в армии, рассказами об интересных историях о службе армии. Совместно с родителями (папами) организуется оформление выставки «Парад военной техники», познавательные вечера «Сейчас узнаем» на тему «Мой папа – защитник Отечества». Воспитателями совместно с детьми оформляется альбом «Все работы хороши» (о профессиях пап), разучиваются стихи, пословицы о Родине, армии, смелости. Организуются сюжетно-ролевые игры «Мы военные», «Летчики», «Моряки» и др.

        С целью объединения детей и их пап общностью переживаний, эмоциональным настроением, ощущением чего-то значимого, проводим совместный спортивный праздник «Богатыри земли русской», посвященные Дню защитников Отечества. На празднике мальчики совместно папами демонстрируют свою ловкость, быстроту и силу, а девочки исполняют песни, танцы, частушки, дарят подарки, приготовленные своими руками. Праздник является важным событием для всех, радость и веселье надолго сохраняются в душе и взрослых, и детей. После праздника все папы с большим удовольствием рассматривают портреты, нарисованные руками детей, читают рассказы «За что я люблю своего папу», составленные детьми.

        При реализации мини-проекта «При солнышке тепло – при матери добро», в рамках подготовки к празднованию восьмого марта, воспитателями организуется чтение и заучивание произведений о маме. Дети, под руководством воспитателей, выращивают цветок для мамы, готовят детский музыкальный спектакль. Пополняется альбом «Все работы хороши» (о профессиях мам).

        Совместно с мамами был подготовлен театрально – музыкальный праздник. Этот праздник проводился в фольклорном стиле, где дети вместе мамами дружно играли в русские народные игры, пели с детьми колыбельные песни, частушки, рассуждали и объясняли народные поговорки и пословицы о маме, танцевали народные танцы. Таким образом, на празднике происходило не только общение ребёнка с мамами, но осуществлялось духовно- нравственное воспитание.

        При реализации мини-проекта «Мы гордимся и помним» (семейные реликвии) была организована поисково-познавательная деятельность по сбору информации «Мой прадедушка (прабабушка) – участник Великой Отечественной войны».

        Одним из способов взаимодействия детского сада и семьи является организация мини–музеев. Так, к празднику 9 мая, в детском саду был создан мини-музей боевой славы. Большую помощь в его оформлении: сборе материала для музея - медалей и орденов, значков, военной формы, семейных фотографий и фотоальбомов, писем фронтовиков, книг и многое другое, оказывали нам родители.

        В рамках проведения экскурсий в оформленном в ДОУ мини –музеи проводились познавательные вечера на тему «Ордена и медали», было организовано слушание песен военных лет, просмотр мультимедийной презентации о Великой Отечественной войне. Прикосновение к «живым» документам истории будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к своим историческим корням. Результатом реализации данного проекта стало проведение познавательно – музыкальной гостиной «Мы гордимся и помним: Великая Отечественная война – семейные реликвии», где дети вместе с родителями рассказывали о своих родственниках, воевавших на войне, исполняли песни, посвященные Дню Победы, представили литературную композицию «Мы гордимся и помним».

        Таким образом, организуемые нами мероприятия в рамках выше обозначенных образовательных проектов позволяют ребенку – дошкольнику осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины.

        Сравнительные результаты мониторинга показывают положительную динамику формирования представлений у детей о своей семье, её традициях, профессии своих родителей.

        Родители начинают проявлять активность, становятся непременными участниками организуемых мероприятий, участвуют в сборе материалов по теме проекта. В процессе подготовки и реализации проектов возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и их родителями в процессе совместной поисково-познавательной, творческой деятельности, что способствует сплочения семьи, сближению взрослых и детей. Сотрудничество детей и родителей, сопричастность, духовное взаимопроникновение рождают в сердце ребёнка любовь и признательность, потребность общаться.

        Сравнительные результаты опроса родителей по выявлению степени удовлетворенности вовлечения в образовательную деятельность группы, детского сада показали, что отношение родителей к жизни группы изменилось, вырос интерес к образовательному процессу, желание участвовать в совместных мероприятиях.

        Организация данных проектов показывают значимость каждого члена семьи, раскрывают ее особенность и неповторимость, способствует воспитанию любви и уважения к членам семьи. Родители, активно участвуя в жизни детского сада, группы начинают понимать простую истину: какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми.

        ЛИТЕРАТУРА:

          • Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.,2003.

          • Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском в детском саду. – М., 2007.

          • Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

          • Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателей детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година и др. – М.: Просвещение, 1989.

          • Воспитательная система «Маленькие россияне»/под общей редакцией Т.И. Оверчук. - М.: «Мозаика – Синтез», 2007.

          • Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

          • Доронова Т.Н., Глушкова Г.В. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М., Просвещение, 2006.

          • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2007.

          • Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2004.

          • Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

          • Маханева М.Д.. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005.

          • Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников - М., 2005.

          • Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

          • Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003.

          • Ривина Е.К. Российская символика. – М., 2005.

            Может быть интересно

            Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

            Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

            14 минут 2315 36

            Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

            Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
            10 минут 6591 677