Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Николаеву Елену Юрьевну, музыкального руководителя МАДОУ № 47, города Великий Новгород. Елена Юрьевна с радостью поделится своим профессиональным опытом в авторском проекте "Дети и ПДД". Данная статья будет интересна родителям и педагогам.
Краткий комментарий к статье от Елены Юрьевны:
"Сегодня, когда улицы наших городов превратились в сплошные потоки машин, когда дворы стали местом их парковки, особенно остро стоит вопрос знания и соблюдения правил дорожного движения. Взрослые часто при своих детях нарушают ПДД и забывают, что показывают детям неправильный образец поведения. Дети быстро запоминают Правила дорожного движения и так же быстро их забывают. В игре дети забывают об опасности, потребность в движении у них преобладает над осторожностью. Все это обязывает нас, педагогов, много времени и сил уделять «Дорожной азбуке» уже в детском саду. Обучение Правилам дорожного движения должно быть интересным занятием, чтобы ребенок что-то запомнил, чему-то научился, что-то узнал и сделал сам. Мы проводим эту работу в форме проектной деятельности. Предлагаем вашему вниманию Проект по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Академия дорожных наук»."
Познавательного чтения...
Сегодня, когда улицы наших городов превратились в сплошные потоки машин, когда дворы стали местом их парковки, особенно остро стоит вопрос знания и соблюдения правил дорожного движения. Взрослые часто при своих детях нарушают ПДД и забывают, что показывают детям неправильный образец поведения. Дети быстро запоминают Правила дорожного движения и так же быстро их забывают. В игре дети забывают об опасности, потребность в движении у них преобладает над осторожностью. Все это обязывает нас, педагогов, много времени и сил уделять «Дорожной азбуке» уже в детском саду. Обучение Правилам дорожного движения должно быть интересным для детей занятием, чтобы ребенок что-то запомнил, чему-то научился, что-то узнал и сделал сам. Мы проводим эту работу в форме проектной деятельности. Предлагаем вашему вниманию Проект по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Академия дорожных наук».
Цель проекта: совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения.
Задачи:
- формировать осознанное представление о необходимости знаний в области правил дорожного движения;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентировки на улицах и дорогах;
- развитие познавательных способностей, поисковой деятельности в области ПДД;
- развитие творческого воображения и мышления,
- воспитывать внимание, навыки ориентировки в имеющихся знаниях.
1 этап - начальный. Определение потребностей и краткая формулировка задачи, выделение проблемы.
На этом этапе создается проблемная ситуация, из которой выявляется проблема, потребность. Например, при работе над проектом “Дети и ПДД ” детям предлагается проблемная ситуация в виде беседы.
Пелагог:
- - Ребята, вы знаете правила дорожного движения?
- - Какие правила дорожного движения вы знаете?
- - Всегда ли вы, ваши друзья и просто окружающие вас люди, выполняют правила дорожного движения?
Отвечая на эти вопросы, дети начинают приводить примеры и случаи из жизни, когда люди, нарушая правила дорожного движения, попадают в различные неприятные ситуации, которые вредят их здоровью.
Педагог: Есть ли у нас проблема?
Формулировка проблемы: люди знают правила дорожного движения, но не выполняют их.
Потребность: в безопасности и сохранении здоровья.
Педагог: Ребята, а мы с вами можем что-нибудь сделать для того, чтобы привлечь внимание детей к важности соблюдения правил дорожного движения?
Отвечая на этот вопрос, мы плавно переходим к следующему этапу работы над проектом.
2 этап – планирование. Набор первоначальных идей.
На этом этапе дети выдвигают как можно больше различных идей, для того, чтобы найти самый верный путь по удовлетворению потребности одного человека или общества. Научиться выдвигать идеи нам помогает упражнение “Мозговой штурм”. Это упражнение проводится в группах по 3-4 человека. Для проведения упражнения нам понадобится карандаши, большие листы бумаги.
3 этап. Проработка одной или нескольких идей.
На этом этапе дети обсуждают все предложенные идеи и выбирают в процессе обсуждения ту идею, которая будет прорабатываться дальше. На этом этапе создаём схему обдумывания или «солнышко». Вот какая схема обдумывания у нас получилась при работе над проектом “Дети и правила дорожного движения ”.
Дети и ПДД
- -Почемучки (викторины и загадки)
- -Веселые нотки (песни)
- -оформители
- -игры, аттракционы
- -меню
После того, как дети выбрали интересные идеи, все делятся на подгруппы, каждая из которых работает над своим продуктом. Таким образом, мы переходим к следующему этапу проектной деятельности.
На этом этапе дети начинают разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления продуктов в соответствии с имеющимися у детей знаниями, умениями, навыками, наличием необходимых материалов и оборудования. Эта работа занимает большую часть времени, отведённого на проект. Возможно, где-то приходится изменять свой план.
В результате работы над проектом “Дети и правила дорожного движения ” у нас получились следующие продукты.
1 группа – «Почемучки» Дети пригласили инспектора ГИБДД Новгородского района Тимофееву И. С.. Она рассказала дошкольникам о последствиях несоблюдения правил дорожного движения, провела несколько настольных игр на тему дорожных знаков. Продукты: подобранные и разученные детьми вопросы для викторины, загадки.
2 группа – «Веселые нотки» Был проведен конкурс песни о колесе, дороге, автомобиле, водителе и пешеходе, в котором активное участие также приняли родители. Продукты: разученные песни, стихи на тему дорожной азбуки.
3 группа - “Оформители ”. Продукты: объявление, выставка рисунков детей на тему “Берегись автомобиля”, грамоты, призы для награждения, изготовление атрибутов для оформления зала
4 группа. “Игровая”. Продукт: игры и аттракционы с необходимыми атрибутами.
5 группа. «На зубок» С участием родителей, детьми было составлено меню на тему «А какая она на вкус, эта «Светофория»? В итоге, к заключительному этапу был организован детский стол с угощениями, например: канапэ-светофорики сладкие и соленые, фрукты и овощи разложены по трем цветам – красный, желтый, зеленый, и др.
К проектной деятельности привлекаются и родители детей. Они помогают детям в изготовлении продуктов, а так же являются помощниками в некоторых мероприятиях.
Когда все продукты готовы, мы переходим к заключительному этапу проектной деятельности.
5 этап. Оценка результатов и защита проекта. Этот этап представляет собой игровое занятие – досуг «Академия дорожных наук», в ходе которого дети знакомятся с продуктами каждой подгруппы и участвуют в увлекательном мероприятии с играми, аттракционами и призами.
Игровое занятие - досуг для детей 5-8 лет
Цель: закрепление правил дорожного движения посредством игрового занятия-досуга. Формирование умения внимательно слушать, сопереживать другому; чувства ответственности за свою команду. Доставить детям чувство радости.
Атрибуты:
- Музыка, оформление зала.
- Костюмы Светофора, Кота Базилио, Буратино.
- Знаки: игровые, бумажные большие.
- Конверты со знаками
- Шарики 3-х цветов
- Машинки из геометрических фигур
- Атрибуты для полосы препятствий.(зебра, фишки, туннели, дуги)
- Кегли и машинки на веревочках.
В зале висят перевернутые дорожные знаки в беспорядке. Дети входят в зал под музыку.
Светофор. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать. Для этого мы собрали тут вас, самых умных, отважных и находчивых. И вам предстоит пройти много сложных и интересных испытаний.
Но что же это случилось в нашем зале? Что происходит? Все в беспорядке, все перевернуто! Вы не знаете? И я не знаю.
Светофор. Тут верно скажет кто-то:
Не случилось ничего.
Ну, исчезли переходы -
Не заплачут пешеходы,
Сами выберут пути,
Где дорогу перейти.
Дети, а как вы думаете, нужны ли нам правила дорожного движения? (Ответы детей) Может быть мы поможем им?
Входит Кот Базилио
Кот Базилио: Да и кто им поможет? Вы что ли?
Светофор: Да, мы поможем, правда, ребята?
Кот Базилио:А вы кто такие?
Дети: Мы – дети детского сада № 47 «Акварель»
Кот Базилио: Помочь захотели? Не тут то было. Никогда не получить вам дорожных знаков: я их хорошо спрятал. Путь к ним длинный и трудный и никакими знаками не указан. Вот так! Пока. (Уходит)
Светофор: Ребята, вы испугались его? Не бойтесь, перед знаниями Кот Базилио бессилен! Ребята давайте поможем дорожным знакам. Они смогут открыться только тогда, когда вы отгадаете про них загадки.
1. Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
И ходить опасно прямо,
Там где строится район,
Школа, дом иль стадион. (Ремонт дороги)
2. Тут и вилка тут и ложка,
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку…
Говорим спасибо знаку. (Пункт питания)
3. Если ты устал в дороге,
Если ехать далеко,
Отдохни шофер немного,
Место здесь отведено. (Место отдыха)
4. На дороге знак стоит
Строгим тоном говорит
Сюда машинам не подъехать
Запрещается проехать! (Проезд запрещен, кирпич)
5. Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят. (Дети)
6. Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет – (Пешеходный переход)
7. С тротуара вниз ведет
Под дорогу длинный вход.
Нет ни двери, ни ворот –
То (Подземный переход)
8. Ты не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи,
Хорошо, что рядом пункт. (Медицинской помощи).
9. Футбол - хорошая игра
Пусть каждый тренируется
На стадионах, во дворах,
Но только не на улицах. (Жилая зона)
10. Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно,
Он домчит вас быстро, ловко
Знак … (Автобусная остановка)
В то время, пока дети отгадывают загадки, Светофор переворачивает развешенные дорожные знаки на лицевую сторону. Зал преображается.
Въезжает Буратино на самокате и громко поет:
Я еду на машине туда, куда хочу,
И руль в моей машине верчу, куда хочу.
Все улицы, дорожки пройду за полчаса.
Вези, моя машина – четыре колеса.
Би-би-би, Би-би-би, -Би-би-би (2 раза)
(Буратино видит знак –«проезд закрыт»
А это что за птица, смешной дорожный знак?
Не стану я учиться, мне весело и так!
Все улицы, дорожки пройду за полчаса
Мои четыре ножки, четыре колеса.
Светофор: Ты разве не знаешь правил? Не видишь, какой знак стоит?
Буратино: А что это за птица? Смешной дорожный знак. Не стану я учиться. Мне весело и так!
Светофор: Дети, а вы знаете, что это за знак? (Ответы детей)
Буратино: А зачем мне их знать? Я и без них проживу.
Светофор: А как надо переходить улицу?
Буратино: Как, как, на двух ногах.
Светофор: Правильно ответил?
Дети: Нет!
Светофор: А как надо?
Ребенок: Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход –
Подземный, наземный,
Похожий на зебру,
Знай, что только переход
От машин тебя спасет!
Светофор: Правильно. А тебе Буратино, еще один вопрос. Как обходить автобус – впереди или сзади?
Буратино: А зачем обходить? Можно и перепрыгнуть или пролезть между колесами.
Светофор: Ребята, поможем Буратино, он совсем запутался.
Ребенок: Автобус обходят только сзади. А лучше подождать пока он уедет.
Светофор: А можно играть на проезжей части дороги?
Буратино: Смотря во что. В шахматы – нет.
Светофор: Почему?
Буратино: Машины все фигуры посбивают.
Светофор: А в мяч можно?
Буратино: Еще как!
Светофор: А вы ребята, согласны с Буратино? (нет) Почему?
Светофор: Ребята, давайте все вместе скажем такие слова:
На дороге не играть, не кататься,
Если хотите здоровыми остаться.
Кот Базилио подслушивает и подбегает к Буратино.
Кот Базилио: Не слушай ты их, приятель. Здорово, да еще как здорово играть на проезжей части дороги. Сколько мы с тобой аварий наделаем. (Утаскивает Буратино)
Звучит сигнал «скорой помощи» - грамзапись. Слышится грохот.
Светофор: Что случилось?
Из – за двери, хромая, выходит Буратино.
Буратино: Я попал в аварию. Ребята, возьмите меня к себе. Я понял, что это очень плохо, когда не знаешь правила дорожного движения. Помогите мне.
Выходят дети и читают стихи.
Ребенок: Только выйдешь за порог,
За порогом – 100 дорог.
Здесь движеньем с давних пор
Правит знак и светофор.
Ребенок с желтым шариком.
Чтоб спокойно перешел ты
Слушай наш совет:
Жди, увидишь скоро желтый,
В середине свет.
Ребенок с зеленым шариком.
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он:
Препятствий нет,
Смело в путь иди!
Ребенок с красным шариком.
Самый строгий красный свет.
Если он горит – стой,
Дороги больше нет,
Путь для всех закрыт!
Светофор: Ребята, давайте все вместе скажем такие слова:
На красны свет - дороги нет!
На желтый – подожди!
Когда горит зеленый свет – счастливого пути!
Детьми исполняется песня «Светофор»
Деление на команды и раздача квадратиков: красных, желтых, зеленых.
1 этап: ВИКТОРИНА
- Четырехколесное транспортное средство.
- Любимое транспортное средство мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой.
- Часть дороги, по которой идут пешеходы.
- Дом для автомобиля.
- «Ноги» автомобиля.
- «Глаза» автомобиля.
- Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
- Кто продает билеты в общественном транспорте.
- Место для посадки и высадке пассажиров.
- Виды транспорта.
Варианты вопросов к викторине
Викторина «На дороге»
Предлагаемые вопросы можно использовать для викторины, в которой будут участвовать все дети. За каждый правильный ответ дается 1 очко. Победителем признается тот, кто наберет самое большое количество очков.
Можно разделить участников на команды. И тогда победившей командой признается команда, которая первой даст большее количество правильных ответов (по типу игры «Брейн-ринг»).
Можно задавать вопросы всем участникам подряд (по кругу), при этом в кругу остаются играющие, давшие правильные ответы, а те, кто ответит неправильно (или не знает ответа на вопрос), выбывают из игры. Победителем признается самый последний участник, оставшийся в кругу.
- Самодвижущееся четырехколесное средство. (автомобиль)
- По рельсам бежит – на поворотах дребезжит. (трамвай)
- Старинный экипаж, запряженный лошадьми. (карета)
- Многоместный автомобиль для перевозка пассажиров. (автобус)
- Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (самокат)
- Автомобиль, для которого не страшны самые плохие дороги. (вездеход)
- Дом для автомобиля. (гараж)
- Гараж для самолета. (ангар)
- Человек, идущий по тротуару. (пешеход)
- Аллея посередине улицы. (бульвар)
- Край тротуара, прилегающий к проезжей части. (поребрик)
- Часть дороги, по которой идут пешеходы. (тротуар)
- Изгиб дороги. (поворот)
- Человек, управляющий автомобилем. (водитель)
- Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (переход)
- Место пересечения улиц. (перекресток)
- Милиционер, регулирующий движение на перекрестке. (регулировщик)
- Громкий звуковой сигнал специальной машины. (сирена)
- Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (остановка)
- Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажиров в легковом автомобиле. (ремень безопасности)
- Защитный головной убор мотоциклиста. (шлем)
- Устройство, с помощью которого водитель наблюдает за движением транспорта сбоку и сзади, чтобы не было аварии. (зеркало)
- Безбилетный пассажир. (заяц)
- Человек, едущий в транспорте, но не за рулем. (пассажир)
- Кто продает билеты в общественном транспорте. (кондуктор)
- Подземный вид общественного транспорта. (метро)
- Лестница –чудесница в метро. (эскалатор)
- Водитель велосипеда. (велосипедист)
- «Ноги» автомобиля. (колеса)
- «Глаза» автомобиля. (фары)
- Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов. (Кузов)
- Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам. (самосвал)
- Откидная крышка, закрывающая двигатель. (капот)
- Приспособление для буксировки автомобиля. (трос)
- Подземное сооружение для движения транспорта. (тоннель)
- Автомобиль, имеющий название великой русской реки. («Волга»)
- Пешеход или водитель, не выполняющий правила дорожного движения. (нарушитель)
Светофор: А теперь давайте потанцуем с моими братьями. Вы узнали их, ребята? (Шарики трех цветов)
Конечно, это хорошо вам знакомые: Зеленый – Желтый – Красный цвета светофора. Только танец этот «светофорный». Если я подниму Зеленый шарик – танцуйте веселей, прыгайте. Если подниму Желтый шарик – стоп! Остановитесь и похлопайте. Ну, а если Красный – погрозите друг другу пальцем – «Нельзя идти на красный свет!!!». Зеленый шарик – значит, танец продолжается.
(песня В.Леонтьева «Все бегут, бегут, бегут…»)
Проводится музыкальная игра «Светофор»
2 этап «Автомастерская»
Кто Базилио: Я в ваших машинках все колеса открутил, а болтики и гаечки все выкинул – и никуда вы не уедите.
Светофор: Настало время приниматься экипажам за работу! Сейчас должны потрудиться механики. Они должны из геометрических фигур составить машину. А мы будем болеть за них. (Каждая команда получает по конверту, в которых находятся геометрические фигуры). Звучит музыка, дети составляют машины из геометрических фигур.
3 этап «Подумай – отгадай»
Каждая команда получает по конверту, в которых разрезанные дорожные знаки. Задание: чья команда быстро и правильно соберет и назовет дорожный знак
4 этап «Крутые виражи»
Кот Базилио: Решили так от меня отделаться, не по-лу-чит-ся! Автомобили – то у вас готовы. А ехать вы никуда не можете.
Светофор: Это почему же?
Кот Базилио: А вся дорога в кочках, камнями завалена, не проедете!
Светофор: Пора водителям браться за дело. Перед вами извилистая дорога с кочками, вам нужно беспрепятственно пройти этот путь.
На полу кегли изображают извилистую дорогу, машины на нитке, ребята под музыку провозят их по дороге, возвращаясь, передают эстафету машинкой.
Светофор: Молодцы водители, справились с заданием.
Кот Базилио: Слышал, слышал! Вы отгадывали загадки о знаках. Но загадки это одно, а на деле доказать свои знания слабо?
Светофор: Давай с тобой, Кот Базилио договоримся, если ребята выполнят все правильно, ты больше не будешь мешать нашему путешествию. По рукам?
Кот Базилио: По рукам! Я согласен.
5 этап: Эстафета «Полоса препятствий»
Дети встают в две колонны и проходят препятствия: пешеходный переход, туннель, подземный переход.
Светофор: Как я рад, что вы прошли все испытания, но нужно произнести клятву. Я начну, а вы отвечайте за мной по смыслу: «Это я, это я, это все мои друзья»
Кто из вас идет вперед
Только там где «Переход»?
Дети: «Это я, это я, это все мои друзья»
Знает кто, что красный свет –
Это значит хода нет?
Дети: «Это я, это я, это все мои друзья»
Кто летит вперед так скоро
Что не видит светофора?
Дети молчат.
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает взрослым место?
Дети: «Это я, это я, это все мои друзья»
Светофор: Время пришло расставаться. Но вы ребята, обещайте, что всегда будете помнить о правилах дорожного движения. Можно на вас положиться?
Все: Да!
Светофор: Вот и хорошо! Итак, в путь с новыми и верными друзьями – правилами дорожного движения!
Педагоги и артисты исполняют песню на мотив «Круто ты попал»
Песня «Дорожная азбука МАДОУ № 47»
Детский садик 47
Он зеленый и красивый,
Душу радует нам всем.
Вместе силы мы вложили,
Чтоб он жил и процветал.
И ребенку дверь открыли,
Чтоб в прекрасный мир попал.
Здесь работы не боятся,
Душу вкладывают все
От рассвета до заката,
От зари и до зари.
Мы артисты и герои,
Педагоги хоть куда
Даже с азбукой дорожной
Мы справляемся всегда!
Припев: Чтобы в детский сад к нам прийти,
Ты смотри: светофор у нас горит впереди.Азбуку дорожную знай, повторяй,
Правила ее соблюдай!
Очень важный светофор.
С перекрестка, с тротуара
На меня глядит в упор.
Все, что хочет нам сказать он
Я читаю по цветам
Что такое желтый, красный,
Он расскажет людям сам.
Старики идут и дети
Не бегут и не спешат.
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат.
По сигналу светофора
Через улицу идем
И кивают нам шоферы:
«Проходите, подождем!»
Припев.
Это значит, хода нет.
Это стоп, остановись!
Это значит: «Берегись!»
Свет зеленый появился,
Перекресток оживился,
Стал свободным переход:
«Смело двигайся вперед!»
Если желтый свет в окошке,
Подожди еще чуть-чуть,
Подожди еще немножко,
Будет вновь свободен путь!
Красный, желтый и зеленый,
Он на всех глядит в упор.
Перекресток оживился –
Не спокоен светофор.
Припев.
Дети получают призы, приготовленные творческой подгруппой и отправляются по группам на дегустацию необычного меню.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» М.,2008
- Извекова Н. А., Медведева А. Ф. «Занятия по правилам дорожного движения» М.,2008
- Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора» М., 1989