Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Метельской Еленой Михайловной, учителем-логопедом МБДОУ детский сад №41 "Рябинушка" города Сургута. Елена Михайловна - молодой, творческий, инициативный педагог, ответственно относящийся к своей педагогической деятельности. Работает с детьми дошкольного возраста и находится в поиске путей коррекции нарушения речи детей; преодоления трудностей будущих первоклассников при подготовке к школе. Елена Михайловна с радостью поделится с нами профессиональным опытом и полезной информацией о том, какую важную роль играет формирование связной речи у дошкольников. Данная статья может быть полезна воспитателям, учителям-логопедам, а также родителям будущих первоклассников, заинтересованным в развитии связной речи своих детей.
Краткий комментарий к статье от Елены Михайловны:
"Среди многих задач воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях, задачи обучения родному языку, развития речи, речевого общения являются наиболее актуальными. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки дошкольников к обучению в школе."
Полезного чтения...
Необходимость формирования связной речи у дошкольников
"...Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи"
Л. С. Выгодский
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выгодский пришел к следующему выводу: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи". Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
В дошкольном возрасте очень важное значение имеет развитие связной речи. Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребенок в процессе обучения, – от этого зависит общее развитие ребенка, его способность к обучению в школе.
Овладение языковой системой перестраивает все основные психические процессы ребенка. Слово оказывается мощным фактором, качественно изменяющим психическую деятельность и определяющим новые формы внимания, памяти, воображения, мышления, а так же деятельности. В процессе формирования речи ребенок знакомится с предметами, явлениями, признаками предметов и действий, овладевает их значениями, которые изменяются в связи с интеллектуальным развитием, расширением познания окружающего мира, через конкретное, чувственное его восприятие.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Использование языка осуществляется в форме высказываний, которые характеризуются "не только своим тематическим содержанием и языковым стилем, но прежде всего своим композиционным построением". Любое высказывание как единица речевого общения обладает "структурными особенностями, и прежде всего, совершенно четкими границами". Именно эти представления мы должны сформировать у дошкольников в самом начале становления речи. Выработка этого умения поможет развить у ребенка способность строить любое высказывание, представляя его как единое целое, во взаимосвязи структурных элементов.
Обучение связной речи можно рассматривать и как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Обучение дошкольников связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно речевой опыт детей.
Для выявления возможностей детей в составлении рассказов с элементами творчества и особенностей монологической речи при их выполнении детям предлагаются задания различной направленности. Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определять тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение, конец.
Для более успешного развития речи как основного средства общения с окружающими следует систематически развивать понимание речи и стимулировать собственно речевую активность детей.
В осуществлении непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим важно использовать такие приемы обучения, которые обеспечивают более глубокое познание действительности и способствуют развитию речи и мышления.
Обучение игровым действиям с предметами используется для развития речи ребенка. Во время обучения игре дети овладевают способами действий и теми словами, которыми взрослый сопровождает показ предметов, действий, отношений. Так накапливается глагольный словарь, который необходим для построения предложений и рассказа. По мере овладения действиями растет речевая активность ребенка, развивается способность подражать речи взрослого.
Работа по развитию речи не должна ограничиваться лишь рамками непосредственно образовательной деятельности. Необходимо использовать все имеющиеся возможности для активации речевых навыков и в совместной деятельности педагога с детьми, и в самостоятельной деятельности детей, и в совместной игровой деятельности детей.
Результат обучения связной речи зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому очень важно, вовремя организовать развивающий потенциал среды. Л.П.Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: "Для нормального развития речи ребенка, а, следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями – достаточным развивающим потенциалом".
ЛИТЕРАТУРА:
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.
- Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973.