Дорогие друзья, рады представить вам Петрова Олега Геннадьевича, учителя физической культуры школы-интерната 1-2 вида для глухих и слабослышащих детей города Великий Новгород. Олег Геннадьевич делится с нами своим профессиональными опытом по индивидуально–дифференцированному подходу к учащимся при обучении волейболу. Данная статья будет интересна педагогам и родителям школьников.
Краткий коментарий к статье от Олега Геннадьевича:
"Значительное ухудшение здоровья населения, особенно молодежи, наблюдается в течение последних 10 – 15 лет. Этому способствует сложная экологическая обстановка и прогрессирующее распространение курения, наркомании, употребления алкоголя. Одной из главных причин такого положения является отсутствие у молодых людей необходимых гигиенических знаний и игнорирование здорового образа жизни.Школьникам здесь может помочь школа, привлекая их в спортивные секции. Но детей увлечь спортом можно тогда, когда они достигают определенного уровня и видят результат. Занимаясь только на уроках физической культуры, достичь высоких результатов очень сложно, должна быть система взаимосвязанных форм занятий физическими упражнениями. Приоритетом моей работы было прививать учащимся стремление к здоровому образу жизни через систематические занятия физической культурой."
Познавательного чтения...
Духовно – нравственное и психическое благополучие человека обеспечивает ему необходимые условия для полноценной, активной и творческой жизни. Подобное состояние возможно только при определенных обстоятельствах: когда человек здоров физически, нацелен на благородные поступки, а также способен нейтрализовать собственные негативные побуждения по отношению к себе.
Ведущим направлением действий по достижению такого состояния является приобщение к здоровому образу жизни, который нацелен на физическое и психическое благополучие.
Значительное ухудшение здоровья населения, особенно молодежи, наблюдается в течение последних 10 – 15 лет. Этому способствует сложная экологическая обстановка и прогрессирующее распространение курения, наркомании, употребления алкоголя. Одной из главных причин такого положения является отсутствие у молодых людей необходимых гигиенических знаний и игнорирование здорового образа жизни.
Школьникам здесь может помочь школа, привлекая их в спортивные секции. Но детей увлечь спортом можно тогда, когда они достигают определенного уровня и видят результат. Занимаясь только на уроках физической культуры, достичь высоких результатов очень сложно, должна быть система взаимосвязанных форм занятий физическими упражнениями.
Приоритетом моей работы было прививать учащимся стремление к здоровому образу жизни через систематические занятия физической культурой.
Здоровый образ жизни – это активная и целенаправленная форма поведения, которое обеспечивает сохранение и длительное поддержание высокого уровня психического и физического здоровья.
Основные составляющие здорового образа жизни: режим дня, гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и активности, регулярные занятия физическими упражнениями и спортом.
Ежедневный, кропотливый труд, занятия в спортивных секциях, четкий алгоритм процесса обучения; совокупность целей, содержания, методов и средств – все это необходимо для достижения планируемых результатов. С самого начала я создал разностороннюю среду, чтобы дать возможность проявить себя каждому ребенку в различных видах спорта: проводил школьную спартакиаду по игровым видам спорта, вывозил учащихся на соревнования, организовывал товарищеские встречи.
Целью моей работы было создание системы упражнений для обучения прямому нападающему удару в волейболе; воспитание коллектива, психологически устойчивого и обладающего высокими техническими качествами, а также стремился прививать учащимся стремление к здоровому образу жизни.
Исходя из этого, в моей работе было несколько этапов.
На первом этапе я занялся изучением специальной литературы по обучению волейболу, об обучении технике игры, обо всех особенностях и нюансах.
Изучил опыт педагогов – новаторов: Якиманской И.С., Ляха В.И., Приступы Н.А., Мейксона Г.Б., Железняк Ю.Д, и приступил к работе.
На втором этапе я прививал учащимся понятие о спортивной секции как о процессе в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий. Одновременно с этим, я создавал здоровый микроклимат в коллективе, воспитывал у учащихся взаимовыручку, взаимопомощь, дисциплину, а также высокую мотивацию. Здесь важен высокий авторитет преподавателя, установление естественной обстановки доверия, когда обучаемый как бы вверяет себя обучающему. На этом же этапе я систематически проводил беседы на тему о вредных привычках, проводил конкурсы рисунков, сочинений, докладов. Лучшие работы вывешивались в спортивном зале. При этом я постоянно внушал учащимся мысль о том, что человек – есть то, что он сам из себя делает. благодаря этому, моральный выбор человека становится сознательным и ясным, выступая важным условием его активности. (Селевко Т.К.)
На третьем этапе я стремился развить индивидуальные способности каждого ребенка, максимально выявить, использовать индивидуальный опыт ребенка, помочь познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
Каждый школьник уже обладает определенными двигательными качествами: быстротой, силой, выносливостью, гибкостью и имеет тот или иной двигательный опыт. Его можно научить только тем двигательным действиям, которые он сможет выполнить с учетом степени развития функциональных систем его организма и имеющегося запаса приобретенных движений.
Кроме этого, каждый школьник имеет свои психологические особенности. Поэтому, наблюдая за каждым учеником, я свои выводя оформлял в виде индивидуальной карты его психического и двигательного развития, работоспособности и определял степень психолого – педагогической помощи, т.е. определял дифференцированность форм обучения. В частности, учебный материал обеспечивал выявление содержания опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.
Четвертый этап моей работы я посвятил отработке четких передач мяча, как сверху, так и снизу, особенное внимание уделяя подаче мяча, добиваясь ее стабильности. В итоге учащиеся стали подавать не только сильно, но и в заданные зоны площадки. Кроме этого, мы работали над сыгранностью команды, сплоченностью коллектива, психологической устойчивостью.
Пятый этап своей работы я посвятил обучению прямому нападающему удару.
В каждое занятие после разминки, отрабатывания силовых подач и переедая мяча в парах, я вводил постепенно новые упражнения в совершенствовании ударов по мячу:
I. Удары по мячу сверху, удерживаемому партнером, на вытянутой руке, после небольшого подбрасывания.
II. Затем, через некоторое время удары по мячу в прыжке после двух – трех передач в парах.
Когда я в очередной раз закупал инвентарь для наших занятий, мне достались волейбольные мячи в сетках ( в виде авосек с ручками). Это натолкнуло меня на мысль использовать их в своих дальнейших занятиях.
III. Удары по мячу после двух – трех шагов в прыжке у волейбольной сетки по неподвижному мячу. Игроки, стоя на возвышении, держали эти мячи прямо в сетках на вытянутой руке.
Когда ученики научились бить и попадать в разные зоны площадки (бить по неподвижному мячу), я перешел к следующему этапу работы.
IV. Удары по мячу, немного подбрасываемому партнером над сеткой, в прыжке.
Постепенно я увеличивал высоту сетки, а также объяснял, что у каждого должна быть не только своя высота подбрасывания, но и разное расстояние. В дальнейшем учащиеся сами по ходу тренировок давали указания набрасывающему.
Шаг за шагом, тренировка за тренировкой мы подошли к разучиванию различных комбинаций перед нападающим ударом.
V. Простейшая из них состояла в передаче атакующего игрока игроку, стоящему у сетки, набрасывание второго на атаку у сетки и завершающий удар в прыжке первого.
В дальнейшем мы использовали выпрыгивание двух, а то и трех игроков для обмана соперника, причем выпрыгивающие знали, кому предназначен этот мяч.
Огромное внимание мы уделили и блокировке нападающих ударов соперника, взаимозаменяемости (исходя из игровой ситуации), подстраховке друг друга на игровой площадке.
VI. Совершенствование прямого нападающего удара.
На этом этапе я активно стимулировал учеников к самостоятельной образовательной деятельности, чтобы у каждого из них была возможность дальнейшего саморазвития, самовыражения. Учащиеся имели возможность выбора при выполнении тех или иных заданий, и использовали наиболее значимый для них способ отработки материала.
Постепенно мы все больше и больше росли в своем мастерстве. Закончивших школу учащихся, заменяли новые, у которых было стремление стать еще лучше своих товарищей. Итогом моей работы стало то, что многие учащиеся увлеклись спортом, стремились вести здоровый образ жизни, бросали курить, систематически занимались физической культурой не только на уроках и в спортивных секциях, но и самостоятельно.
А выезжая на районные соревнования, мы добились со своей командой следующих результатов:
Если с самого начала мы не входили в тройку призеров, то постепенно, уделяя все больше внимания атаке, мы достигли высоких результатов. В последующие два года мы занимали 2-е места, а в дальнейшем 1-е место закрепилось за нами.
Моя позиция – позиция учителя – была направлена на развитие индивидуальности каждого ребенка, инициирования субъективного опыта учения, а также признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика – свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса, самопознание, самоопределение, самореализация.
План – конспект занятия по внеклассной работе с учащимися 9 – 11-х классов по волейболу
ТЕМА: ПРЯМОЙ НАПАДАЮЩИЙ УДАР
Задачи:
- Обучение прямому нападающему удару;
- Закрепление и совершенствование полученных ранее умений и навыков в передачах мяча парами;
- Воспитание настойчивости, дисциплинированности, привычки к систематическим занятиям физической культурой.
Спортивный инвентарь и оборудование:
ручные эспандеры, волейбольные мячи.
Ход занятия
I. Вводная часть:
Построение, ознакомление детей с задачами на занятие.
Бег на выносливость по кругу.
Ходьба по кругу и упражнения на восстановление дыхания.
ОРУ с предметами (ручные эспандеры).
II. Основная часть.
- Передача мяча в парах;
- Удар по мячу сверху, удерживаемому партнером на вытянутой руке;
- Удар по мячу в прыжке после двух – трех передач в паре;
- Удар по мячу после 2 – 3 шагов в прыжке у волейбольной сетки (мяч у партнера в мешке над сеткой);
- Удар по мячу, немного подбрасываемому партнером над сеткой, в прыжке (подбрасывающий мяч у сетки);
- Комбинация и передачи, ответные передачи (набрасывание) и прямого нападающего удара после 2-х шагов в прыжке;
- Тренировка нападающего удара в ситуации приближенной к игровой (подача, прием, передача, удар).
III. Заключительная часть.
Уборка инвентаря и оборудования;
Построение.
Анализ занятия (отметить плюсы и минусы, что получилось, над чем работать).
Организованный уход детей в раздевалку.