Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Киселева Е. В., Пыркова Д. С.
12 минут 8583 2701

Мастера своего дела: Киселева Е. В., Пыркова Д. С.

KISELEVAДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Киселеву Елену Валериевну и Пыркову Дарью Сергеевну, учителей-дефектологов (тифлопедагогов) МОУ начальная школа-сад №2 города Волгоград, Волгоградской области. Елена Валериевна и Дарья Сергеевна с удовольствием представляют вашему вниманию дидактическое пособие "Веселые картинки". Данное пособие способствует формированию у детей с нарушением зрения мелкой моторики, сенсорных эталонов, умения работать по алгоритму, стимулирует развитие психических процессов. Рассчитано на оказание практической помощи тифлопедагогам, педагогам-психологам, воспитателям и родителям.

Краткий комментарий к пособию от авторов:

"В поиске новых образовательных средств, обеспечивающих преемственность и системность в образовании и развитии детей, не следует забыват о уже испытанных, которые могут быть адаптированы для детей с нарушениями зрения. Среди них большую ценность представляет всем известная мозаика - специальные наборы геометрических фигур. Это достаточно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально исследовательской деятельности ребенка."

Познавательного чтения...


СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Формирование сенсорных представлений у детей с нарушением зрения посредствам геометрической мозаики

(пособие «Весёлые картинки»)

Введение

Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия у детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации.

По данным всемирной организации здравоохранения, в последние десятилетия во всех странах мира качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушениями зрения. Необходимость и возможности компенсации нарушений зрительного восприятия у детей обоснованы в трудах офтальмологов, нейрофизиологов, психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов (М.И. Земцова, 1956; Л.А. Новикова, 1966, 1986; Л.И. Солнцева, 1980, 1997; Л.П. Григорьева, 1983, 1985; Л.И. Плаксина, 1985 и др.). Во многих из этих исследований было установлено отрицательное влияния нарушений зрения на развитие познавательных процессов, что существенно ограничивало естественную социализацию детей.

В настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в раннем онтогенезе и в дошкольном возрасте это обусловлено отсутствием специально разработанных методик, методов и приемов работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

В поиске новых образовательных средств, обеспечивающих преемственность и системность в образовании и развитии детей, не следует забывать о старых, которые могут быть адаптированы для детей с нарушениями зрения. Среди них большую ценность представляет всем известная мозаика - специальные наборы геометрических фигур. Это достаточно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально исследовательской деятельности ребенка.

1. Стратегии использования геометрической мозаики на коррекционных занятиях.=

Зрительное восприятие – сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию [1, с. 8].

Основой этой системной деятельности являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе. При нарушениях зрения, как правило, нарушается первичная сенсорная обработка признаков объектов, и это приводит к отклонениям от нормы зрительного восприятия в целом. Компенсация нарушений восприятия в большей степени зависит от умений педагога научить ребенка организовывать свою перцептивную деятельность, обеспечивающую обнаружение, различение информативных признаков, формирование и опознание образа объекта [1, с.9].

Адаптируя плоскостную геометрическую мозаику для детей с нарушением зрения и разрабатывая дидактическое пособие «Веселые картинки» я учитывала их особенности зрительного восприятия: не целостный и неточный образ воспринимаемого объекта. Для получения полного, целостного представления необходимо включение в процесс опознания объекта тактильных ощущений. С этой целью плоскостные геометрические фигуры были преобразованы в более доступные для тактильного восприятия ребенка.

Так же я опиралась на стратегии предложенные Григорьевой Л.П., которые педагог должен использовать в ходе формирования общепринятых систем сенсорных эталонов [1, с.20]. На занятиях с использованием геометрической мозаики следует применять приемы, которые придают выполнению заданий игровой характер. Необходимо соблюдать последовательность в усвоении эталонов и связей между ними внутри каждой системы и затем между системами. Дети должны усваивать название эталонов.

Использование дидактического пособия «Веселые картинки» на коррекционных занятиях по формированию сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения опирается на предложенные Л.П. Григорьевой три основные стратегии.

Первая состоит в организации зрительного поиска ребенком заданного элемента в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения. Педагог должен научить ребенка осуществлять чисто зрительные движения по системе сенсорных эталонов, представленных в ряду. Оно должно быть направленно на поиск эталона, идентичного заданному образцу.

Вторая, более сложная стратегия состоит в организации зрительного поиска эталона по представлению. Педагог показывает ребенку образец, просит его запомнить, а затем убирает образец из поля зрения. От ребенка требуется найти заданный эталон. Опираясь на его мнемический образ.

Третья стратегия предполагает формирование устойчивой связи между эталоном и словом. Подготовительный этап – называние объектов и их свойств. Затем организуется зрительный поиск эталона по его названию, по словесному описанию.

Все три стратегии могут быть включены в выполнение элементарных, простых, сложных и очень сложных заданий. Усложнение заданий может происходить вследствие увеличения числа вариантов (к примеру, формы) и уменьшения различий между вариантами. Зрительный поиск усложняется при необходимости выбора с наличием нескольких альтернатив: по форме, по цвету, по двум и более признакам, т.е. ряды могут быть гомогенными (только формы или только цвета) или гетерогенными, в которых перемешены сенсорные эталоны. Введение отсрочки во времени после показа образца так же может усложнить зрительный поиск. Успешность усвоения сенсорных эталонов может оцениваться на основе показателей точности построения рядов состоящих из последовательностей различных эталонов.

2. Развивающие возможности Дидактического пособия «Веселые картинки».

Это не только ритмический рисунок, чередование цвета и формы, уложенных в узор, хаотично разнообразные геометрические фигуры, но и создание своеобразной абстрактной композиции, где геометрические фигуры непроизвольно объединяются с помощью детского воображения в детали отдельных предметов, цветовых пятен.

Предлагаемое мной дидактическое пособие «Веселые картинки» позволяет активизировать предметно-прак­тические действия у детей с нарушениями зрения, пе­риод овладения которыми у них значительно затягива­ется. В процессе работы с пособием происходит закрепление знание сенсорных эталонов (цвет, форма). А так же форми­рование и развитие системы "глаз — рука"; умения рас­членять объект на части, выделять его структуру, соот­носить части и целое; навыков сопоставления образа, формирующегося в ходе работы с объектом и храняще­гося в памяти образа-эталона; предметно-пространст­венных представлений, умений воспроизводить прост­ранственное расположение объектов; умения работать по алгоритму; локализировать цвет из множества; умения раскладывать цветные фигуры в определенной последовательности чередуя цвет.

  • Первые занятия с пособием начинаются с формиро­вания зрительных образов элементов мозаики. Основ­ными приемами, используемыми на этом этапе, явля­ются опознание предъявленных элементов, сравнение двух или нескольких элементов, поиск заданного эле­мента и выделение его из числа других, группировка элементов по отдельным признакам (цвет или форма) или по группе признаков (например, цвет и форма од­новременно).

Затем ребенку предлагается вместе с педагогом про­анализировать готовые символические изображения. Ребенок должен рассказать, из каких элементов состоит изображение. После этого ему даются задания, предус­матривающие анализ — синтез изображений и построе­ние символических изображений из элементов мозаи­ки. При построении изображений и композиций из них используются четыре стратегии: вначале изображения строятся при помощи наложения на цветное контурное изображение.

  • На втором этапе композиция строится на основе наложения на черное контурное изображение с опорой на образец.
  • На третьем этапе осуществляется выкладывание с опорой только на образец. И на четвертом этапе - по мнемическому образу-представлению. Ребенку предъявляется для осмотра и запоминания изображение (без ограниче­ния времени). Затем учитель убирает из поля зрения ре­бенка образец и просит его воспроизвести изображение.
  • На заключи­тельном этапе занятий ребенок должен строить компо­зиции на основе своего воображения.

Дидактическое пособие «Веселые картинки» – образовательно-коррекционное средство, которое помогает преодолеть недостатки в развитии детей с нарушениями зрения, а так же объединить усилия детского сада и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка.

Описание дидактического пособия «Веселые картинки»

Вид: Развитие зрительного восприятия.

Задачи:

  1. Формировать умение работать по алгоритму.
  2. Упражнять в локализации цвета из множества.
  3. Формировать умение раскладывать цветные фигуры в определенной последовательности чередуя цвет.
  4. Развивать зрительно-моторную координацию.
  5. Закреплять знание цветов.
  6. Закреплять знание геометрических фигур.
  7. Формировать конструкторское мышление, развивать зрительную память.

Материал:

  • Цветные геометрические фигуры
  • Алгоритмы выбора фигур
  • Образец
  • Цветное контурное изображение
  • Контурное изображение

Предварительная работа: 

  • Рассматривание иллюстраций
  • Чтение стихов
  • Закрашивание контурного изображения

Ход занятия:

    • Показ образца.
    • Рассматривание образца.
    • Нахождение фигур по алгоритму
    • Показ приема раскладывания:

      А) наложение на цветное контурное изображение;

      Б) наложение на черное контурное изображение;

      В) выкладывание с опорой только на образец.

      Г) выкладывание по памяти.

      • Работа детей.
      • Анализ работ.

      Варианты выкладывания:

      • Красивый коврик
      • Светофор
      • Дома

      Методические указания к игре:

      Вариант выкладывания картинки выбирается с учетом возможностей ребенка и в зависимости от поставленных задач.

      Усложнение заданий может происходить вследствие увеличения числа вариантов (к примеру, формы) и уменьшения различий между вариантами. Зрительный поиск усложняется при необходимости выбора с наличием нескольких альтернатив: по форме, по цвету, по двум и более признакам. Введение отсрочки во времени после показа образца так же может усложнить зрительный поиск. Успешность усвоения сенсорных эталонов может оцениваться на основе показателей точности выполнения задания.

      На начальном этапе рекомендуется использовать способ наложения на цветное контурное изображение с опорой на индивидуальный образец.

      Литература:

      1. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э. развитие восприятия у ребенка. – М., 2001. – 96 с.
      2. Козик Т.С. Программа занятий по игре «ЛЕГО» для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
      3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях.- М., 2007. – 80 с.
      4. Лубовский В. И. Специальная психология - М., 2003. – 464 с.

      Может быть интересно

      Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

      Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

      14 минут 2891 45

      Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

      Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
      10 минут 6814 677