Дорогие друзья, сегодня мы рады познакомить вас с Захаркиной Светланой Анатольевной, воспитателем МБДОУ №48 города Норильск, Красноярского края. Светлана Анатольевна с радостью делится с нами полезным материалом и представляет вашему внимаю статью о том, как научить детей дошкольного возраста придумывать загадки. Способы и приёмы обучения придумыванию загадок систематизированы в соответствии с возрастными особенностями детей. Статья адресована начинающим воспитателям, работающими с детьми дошкольного возраста, а также заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Анатольевны:
"Придумывание загадок – это творчество, доступное детям начиная с младшего возраста. Сочинять собственные загадки ребенку не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Особое влияние загадка оказывает на развитие мышления ребёнка. К.Д.Ушинский говорил, что загадка «доставляет уму ребёнка полезное упражнение»."
Загадочного чтения...
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИДУМЫВАТЬ ЗАГАДКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Придумывание загадок – это творчество, доступное детям начиная с младшего возраста. Сочинять собственные загадки ребенку не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. В последнее время такому приёму, как придумывание детьми загадок, в методической литературе уделяется мало внимания. Между тем, воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны.
Загадки обогащают речь ребёнка, увеличивают его словарный запас, формируют лингвистическое отношение к своей речи.
Особое влияние загадка оказывает на развитие мышления ребёнка. К.Д.Ушинский говорил, что загадка «доставляет уму ребёнка полезное упражнение».
В практике чаще всего используется загадывание загадок и, как правило, в досуговой деятельности, реже, как проблемная ситуация в ходе занятия. Обучению детей придумыванию загадок воспитатели уделяют мало внимания. И таким образом педагоги не используют все ресурсы и возможности загадки.
Придумывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Чтобы придумать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное.
Придумывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир.
Составлять загадки можно буквально обо всём. Но надо помнить, что тематика для детей младшего возраста ограничена. Загадки должны быть о тех предметах, с которыми ребёнок чаще всего сталкивается, которые многократно воспринимает и которые оказывают на него эмоциональное воздействие.
Можно придумать загадки об игрушках, о домашних и диких животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. В ней должны быть названы яркие характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые ребёнок хорошо знает (голос животного, чем оно питается, повадки и другое).
Для обучения придумыванию загадок не обязательно организовывать специальные занятия. Можно начать на самой обычной прогулке. Увидели птицу, чайку например, рассмотрели цвет оперенья, определили действия, которые она совершает, и получилась загадка: «Белая, с оранжевым клювом, умеет летать». А если вы предложите ребёнку нарисовать ответ, то он ещё и закрепит свойства и внешний вид предмета, о котором придумана загадка.
Подобные описательные загадки вполне по силам сочинять даже трёхлетним малышам. Правда, сначала им никак не удаётся правильно сформулировать вопрос, они говорят так: «У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?» Чтобы помочь ребёнку, можно использовать такой игровой приём, как «Чудесный мешочек». Подготовьте красивый мешочек, в который положите разные игрушки и предметы. Они должны контрастно отличаться друг от друга. Предложите ребёнку опустить руку в мешок и достать игрушку, которую вы ему опишите. Например: у этой игрушки длинные ушки, круглая голова, большие глаза, маленький хвостик. Затем ещё раз проговорить вместе с ребёнком характерные признаки этого предмета.
Подскажите четырехлетнему ребёнку, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того животного, о котором вы составляете загадку. Например, если сказать «большой зверь живёт в лесу», то придётся долго перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что он любит полакомиться мёдом и малиной, спит в берлоге, станет ясно, что речь идёт о медведе. В такую «сочинительную» игру можно играть в группе и на улице. По очереди с детьми загадывайте друг другу загадки об окружающих вас предметах. Вот какие загадки придумывали мы с детьми:
«Летает, мёд собирает, ещё и жалит»,
«Золотая, живёт в воде, плавает»,
«Листики зелёные, а ствол белый».
«Плавает в воде, щупальцами жалит, с шапочкой»,
«Горит, оранжевый, бывает на доме».
В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения. Учитывая это, в работе с пяти - шестилетними детьми загадки можно использовать особенно широко и в разнообразной тематике. Загадки придумывать о животных, птицах, рыбах, насекомых, явлениях природы и их закономерностях; предметах обихода и орудиях труда человека; средствах передвижения, связи и информации; о спорте, человеке, грамоте, книге.
С детьми старшего возраста можно сочинять загадки – сравнения: «круглый, как шар, зелёный, как трава, сладкий, как сахар». - (Арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предметов, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их сравнить. Вот типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения: с усами, а не дядя, поёт, а не артистка, пушистая, а не собака. Понятно, что это кошка. Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите детей выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя. А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка: купол расписной от дождя спрятал нас с тобой.
Воспитатель может предлагать детям и другие задания: в отгадке должен быть определённый звук, например «п», «в», «с».
Дети придумывают:
«Хороший, добрый, счастливый, плитку клеит и обои». (Папа)
«Серый, живёт в лесу ещё и кусается». (Волк)
«В небе летает, летает, потом на землю падает, сугробы
делает». (Снег)
Вот такие опорные таблицы предлагает использовать А. Нестеренко:
На что похоже? Чем отличается?
Предположим, что мы решили составить загадку о волчке. Заполним опорную таблицу.
На что похоже? Чем отличается?
На балерину Не живой
На зонтик От дождя не укроет
На гриб Несъедобный
Получилась загадка:
«Как балерина, но неживой;
Как зонтик, от дождя не укроет;
Как гриб, но съесть его нельзя.
Что это?»
Не критикуйте загадки, придуманные детьми, какими бы нелепыми они вам не казались. В любом случае это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идёт, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с ребёнком, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.
Уважаемые педагоги, больше загадок хороших и разных!
Литература:
- Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Воспитатель: В чём секрет успеха? Витебск, 1995.
- Васюкова Н.Е. «Воробышек» 02.08. Учебно-методическое пособие. ООО ИД «Карапуз».
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва.: Просвещение, 1985.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Ф.А. Сохина.- М.: Просвещение, 1991.