Дорогие друзья, сегодня мы рады познакомить вас с Поярковой Тамарой Михайловной, заведующей МАДОУ «Детский сад №92» города Стерлитамак, Республики Башкортостан. Тамара Михайловна с удовольствием представляет вашему вниманию полезную статью о социально-психологическом взаимодействии семьи и детского сада в современных условиях. Статья будет интересна воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Тамары Михайловны:
"Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально - педагогической и культурно - образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании , и не не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга."
Познавательного чтения...
Социально – психологическая взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях
Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально - педагогической и культурно - образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании , и не не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга.
История взаимодействия семейного и общественного воспитания в России за последние три десятилетия проделала довольно тернистый путь от декларирования, а на деле приоритетности интересов и норм государства до реальных попыток строить открытые отношения свободного диалога равноправных партнеров. Этот период отмечен значительным ростом взаимного недоверия, разобщенности и критики в адрес друг друга.
Время социально - экономических преобразований стало началом активного формирования новых моделей в системе отношений « личность -семья - общество».
Под воздействием таких социально-экономических преобразований менялся институт семьи и родителей. Современный родитель оказался на пороге возникновения множественности форм собственности, в том числе частной, которую специалисты называют «исторической базой» возникновения экономического расслоения семей на малообеспеченные, со средним достатком, и высоко обеспеченные. У родителя появились разные роли на рынке труда: от безработного, наемного работника до предпринимателя и бизнесмена.
Осознание специалистами дошкольных образовательных учреждений ценности соответствия своей профессиональной деятельности интересам и социокультурным потребностям семейного социума ребенка является важным шагом обновления связей семейного и общественного воспитания в современных условиях.
Придавая новизну социально-педагогической практике взаимодействия семьи и детского сада, важно помнить, что особенности семейного микросоциума могут выступать как стабилизирующим фактором социализации ребенка. Поэтому важно систематически изучать мнения самих дошкольников и их родителей в разных аспектах социальной жизни своей семьи. Это вопросы о типологии семей; удовлетворенности жилищными условиями, доходами. Это также вопросы о педагогическом стиле в семье, эмоциональном климате, ценности детей в семье, характере отношения семьи с дошкольным учреждением.
Опыт семейной социализации практически не подвергается рефлексии со стороны взрослых членов семьи, а ведь здоровое духовное начало любой семьи неразрывно с приобщением ребенка к культурным межпоколенным ценностям своего рода.
Актуальной задачей социально - педагогической практике дошкольного образовательного учреждения является также повышение педагогической компетентности родителей. Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушкам) Отсюда все содержание общения с родителями подчинено, по существу, единой теме - как достичь взаимно счастливых и эмоционально здоровых отношений взрослых и детей в семье. Содержание общения с родителями детей групп раннего возраста: как подготовить малыша к посещению детского сада; игры дома, улучшающие адаптацию ребенка к условиям семейно - общественного воспитания; организация здорового образа жизни ребенка в семье: все о личной гигиене, закаливании и домашнее питание; что обеспечивает малышу ощущение безопасности и эмоционального уюта в семье; как смотреть, чтобы видеть, понимать и чувствовать по его телесным проявлениям.
Содержание общения с родителями детей младшей группы:
- о навыках доверительного общения с ребенком в семье;
- о ценности диалога с ребенком;
- как делиться своим временем и игровым опытом, обогащая сенсорной, речевой, эмоциональный опыт малыша;
- душевный покой ребенка связан со стилем семейных отношений.
Содержание общения с родителями детей средней группы:
- о ненасильственных методах воздействия на ребенка или как «спасаться» игрой, когда я сержусь на ребенка;
- семейный этикет;
- о манере говорить с ребенком;
- как поддержать в ребенке чувство самооценки.
Содержания общения с родителями детей старшей группы:
- почему дети играют во взрослую жизнь или о пользе игры для социального взросления ребенка;
- как «встретиться с внутренним миром своего ребенка;
- игры в семье на познавательные темы;
- как говорить с ребенком правильно.
Содержание общения с родителями подготовительной группы:
- самочувствие семьи на пороге школьной жизни ребенка;
- зачем играть с ребенком в школу;
- игры дома с целью развития навыков произвольного поведения.
Опытные педагоги знают, что в организации работы по повышению педагогической компетентности родителей важная роль принадлежит использованию современных методов общения: решение и ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности. Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения.
К сожалению, социально - экономическая нестабильность в обществе несет в семью бытовой стресс, который нередко сопровождается усилием суровости родителей в обращение с ребенком.
Результаты исследований показывают, что она представляет сегодня реальную опасность для семейной социализации растущего ребенка. Родительская авторитарность и суровость проявляются в применении взрослыми членами семьи наказаний, унижающих достоинство ребенка и наносящих ему физический ущерб.
Литература:
- Арнаутова Е.ГТ. Педагог и семья. М., 2002
- Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание М., 2002