Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

РЕЧЬ, КАК ОСНОВА И ПОКАЗАТЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВА
15 минут 6970 2154

РЕЧЬ, КАК ОСНОВА И ПОКАЗАТЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВА

AbakumovaДорогие друзья, мы рады представить вам Абакумову Ольгу Ивановну, учителя-логопеда МБДОУ д/с комбинированного вида №8 города Апшеронск, Краснодарского края. Сегодня Ольга Ивановна делится с радостью делится с нами своим профессиональным опытом работы с родителями по этико-речевому воспитанию детей. В своей статье Ольга Ивановна подчеркивает важность использования правильной речи и ее влияния на жизнь человека. Статья будет интересна родителям воспитанников и педагогам. 

Краткий комментарий к статье от Ольги Ивановны:

"Первую оценку человеку мы даем по тому, как он говорит. Речь определяет человека. Существует тесная связь между умом и речью. Речь - это проявление жизненной силы, Вселенской энергии. Чем больше жизненной силы у человека, тем он более здоровый, успешный и гармоничный. И так как мы воспитатели, и не только детей, а и их родителей, то давайте будем следить за своей речью, сделаем своей целью Любовь, будем на всех уровнях стремиться к совершенству и учить этому всех. Всегда помните слова Эрве Базена: "Счастье не ищут, как золото, и не ждут, как выигрыш. Его создают сами - те, у кого хватает сил, энергии и любви".

Увлекательного чтения...


РЕЧЬ, КАК ОСНОВА И ПОКАЗАТЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВА

или работа с родителями по этико-речевому воспитанию детей

Почему наши дети так плохо говорят?

Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать.

В наши дни мы встречаем детские книжки с переделанными сказками на новый лад, в которых теряется педагогическая мысль. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь именно в них заключается суть - разрешение любого конфликта.

Еще с древности, большую роль в умственном воспитании детей, развитии их речи, познавательных потребностей и нравственных качеств играл детских фольклор.

С помощью потешек, прибауток, припевок ребенок познавал родную речь, эстетически воспринимал окружающий мир. Сказки обладают величайшей воспитательной силой. Они способствуют усвоению ребенком особенностей народно-поэтической речи, приводят в движение его воображение, душевные силы. Загадки, из предмета развлечений и развития речи, становятся источником знаний. Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это короткие речения с повторением трудно выговариваемых отдельных звуков, которые предназначались для детей с дефектами речи с целью устранения этого недостатка. Наиболее распространенным методом исправления речи, еще с давних времен, считалось повторение вслед за взрослым правильного произношения звуков животных и птиц. С ростом ребенка родители переходили к скороговоркам. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и правильно говорить. В помощь родителям и детям была разработана система правил-наставлений в форме пословиц и поговорок, являвшаяся устным учебником нравственного воспитания и формирования положительных взаимоотношений с окружающим миром. Современная педагогика, тоже использует в своей методике поучительные истории о хороших и плохих поступках, где без излишнего назидания, обсуждая поступки героев, можно подвести детей к пониманию основ этического, нравственного поведения, к осознанию того "что такое хорошо и что такое плохо". С другой стороны, родители и педагоги, сумевшие "разговорить" детей, открывают для себя много нового и неожиданного, воочию видят мир глазами ребенка. Наряду с воспитанием добрых чувств и хороших взаимоотношений со сверстниками, педагог решает еще одну важную задачу - развитие речи и мышления ребенка. Педагог должен стремиться, чтобы занятие проходило весело, доброжелательно, в форме свободной дискуссии. Важно, чтобы дети не боялись высказываться, не опасались, что их суждения могут показаться смешными или окажутся неверными. Необходимо относиться с уважением к высказыванием детей, не смотря на то, что они могут очень сильно удивить и озадачить вас, не осуждать, не поправлять их, не навязывать им своего мнения. Лучше всего свести к минимуму прямые объяснения и помочь детям сделать нужные выводы самостоятельно.

Рекомендации к схеме проведения занятия

  1. Прочесть притчу вслух. Иллюстрация поможет ребенку оттолкнуться в своем воображении от каких-то зримых образов.
  2. Задать ряд вопросов на понимание, уточнить, правильно ли дети разобрались с описанной в рассказе коллизией.
  3. Назвать главные черты характера героев. Для этого можно поиграть в игру "Чей это характер?". Игра заключается в следующем: ведущий перечисляет характерологические особенности (хитрый, хвастливый, упрямый, благоразумный и т.д.), а дети говорят, какому из героев данная характеристика подходит больше всего. Лучше, если предварительно провести коллективное обсуждение новой лексики. Дать возможность детям попытаться сформулировать определения самостоятельно.
  4. Провести шутливый опрос, когда детям предлагается ряд утверждений, и они должны выбрать правильные и опровергнуть неправильные. Занятие проходит очень живо, если педагог высказывает неправильные, парадоксальные предположения, но все же так, чтобы дети смогли заметить ошибку. При этом это развеселит детей и вызовет у них осуждение негативных сторон поведения героев притч. Осуждение чужого плохого поступка помогает детям самим таких поступков в будущем не совершать.

Только не нужно "переходить на личности" и припоминать, что когда-то ребенок сам поступил неправильно - воспитание детей требует от взрослых доброты и терпения, а не поучений и осуждения.

  1. Провести игру "Как ты понимаешь пословицу?". Веселую нотку в занятие внесет "понимание" пословицы педагогом неправильно, например, в буквальном смысле.
  2. Главная задача педагога состоит в том, чтобы в результате всех этих чтений, игр, обсуждений, дети "самостоятельно" сделали правильный вывод и поняли, чему учит эта история.
  3. В итоге занятия предложите детям припомнить или придумать аналогичную ситуацию из своей жизни или из жизни литературных и сказочных персонажей (Незнайка, Маугли, Буратино и т.д.).

Хорошо провести ролевую игру или обсудить аналогичную ситуацию, но уже на примере из реальной, а не сказочной жизни.

Весь вышесказанный материал мы используем в своей работе с детьми и учим этому родителей. Наиболее действенным методом обучения оказываются совместные мероприятия детей с родителями, где без назиданий, в игровой форме и непринужденной обстановке, решаются поставленные задачи.

Воспитатель, это прежде всего - психолог. Его важнейшей задачей является воспитать гармоничную, счастливую Личность; развить душу ребенка, уметь сочувствовать, помогать, творить добро и нести любовь людям. И этого невозможно добиться без воспитания родителей. Сотрудничая с ними, мы даем им

ПРАКТИЧНЫЕ СОВЕТЫ:

Первую оценку человеку мы даем по тому, как он говорит. Речь определяет человека. Существует тесная связь между умом и речью. Ошибки в речи не случайны. Они имеют глубокую связь с ментальным развитием (наши мысли, ум). Умению говорить и слушать учат не только в детских садах, школах, но и очень серьезно изучают в бизнес - школах, для того чтобы преуспеть в жизни. Своей речью, словами мы определяем свою судьбу. Три минуты гнева могут уничтожить десятилетнюю дружбу, оскорбляя других, мы деградируем сами. Пока человек не заговорил, его трудно узнать. Дурака от мудреца можно отличить, когда он заговорит. Речь обладает очень сильной энергией. Люди, которые общаются матом, грубо и оскорбительно говорят, тут же в тонком теле получают черное пятно, которое через 1-2 года может перерасти в раковую опухоль.

Речь - это проявление жизненной силы, Вселенской энергии. Чем больше жизненной силы у человека, тем он более здоровый, успешный и гармоничный. Так вот, в первую очередь, эта жизненная сила расходуется, когда человек говорит. Особенно, когда кого-то критикует, осуждает, предъявляет претензии, матерится.

По статистике, 90% всех ссор происходит из-за того, что мы говорим о ком-то плохо. Наиболее успешны те люди, которые приятно говорят и умеют контролировать свою речь. Необходимо научиться говорить правду приятными словами. Важно помнить, что если мы кого-то критикуем, то берем на себя всю плохую энергию и качества характера этого человека - так действуют законы природы.

И также мы берем качества той личности, которую восхваляем. То есть если вы хотите обрести какие-то положительные качества, вам достаточно почитать или с кем-то обсудить качества великого человека, который ими обладает. Давно замечено, что мы приобретаем качества того человека, о котором думаем и, следовательно, говорим. Поэтому мы рекомендуем родителям думать и говорить в семье о гармоничных людях.

Но чем больше в нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо.

Поэтому, подавая положительный пример своим детям, мы должны:

  1. учиться никого не критиковать,
  2. ни о ком не думать плохо,
  3. принимать критику.

Перед тем, как что-то сказать резкое, досчитать до 10, это научит нас думать, перед тем, как отвечать. Потому что после небольшой паузы ваш ответ будет более разумным, т.к. когда нас критикуют, ругают - мы, желая оправдаться, отвечаем резко.

Делая первый шаг к любви, мы учимся благодарить. Важно помнить, если мы кого-то не благодарим, значит, начинаем критиковать, предъявлять претензии. Одно правило гласит: "Ад - это то место, где некому помочь и некому служить". Служить человеку - означает подарить свою любовь. Все, что мы делаем без любви, несет только несчастья и разрушения. Каждая ситуация - это урок. Каждая секунда направлена на наше обучение и дается нам для того, чтобы работать над собой. И нужно благодарить за каждую посланную нам ситуацию. Чем менее мы гармоничны, тем более напряжены, тем более суровые уроки мы получаем. Не принимая ситуацию, мы более 90% энергии тратим на ее "пережевывание". Любые наши претензии забирают нашу энергию и закрывают наше сердце. Но если мы принимаем ситуацию, то происходит расслабление и, значит, эта ситуация быстро разрешается. Вместо претензий мы должны научиться благодарить всех. Если наше подсознание будет настроено видеть во всем Высшую Волю - это быстро приведет нас к совершенству.

Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную энергию и забирает нашу плохую. Поэтому у мудрых людей всегда считалось, что это хорошо, когда нас критикуют.

  • Почему люди, говорящие мало и продуманно, достигают большего? - они не теряют энергию!
  • если мы сделали кому-то что-то хорошее и похвастались этим перед другими, то в этот момент мы теряем положительную энергию. Хвастуны мало чего достигают.

Надо учиться говорить так, чтобы вы и окружающие получали от этого благо.

Поэтому будьте открыты и доброжелательны, и главное - живите осознанно!

Помните: наш уровень определяется по мелким, незначительным поступкам - как мы отреагировали на грубость в магазине, на критику в свой адрес.

Тест на определение качеств человека:

Человек на высоком духовном уровне всегда говорит правду приятными словами, не оскорбляя чувства другого человека.

Люди в страсти - остро реагируют на критику, осуждают других, темы их разговоров - деньги, секс, политика, покупки…

Те, кто в невежестве, отличаются тем, что их речь полна оскорблениями, осуждениями, угрозами, матом и т.д. все слова пропитаны гневом и ненавистью. Они провоцируют других, пытаясь вызвать у них энергию гнева, раздражения, обиды, зависти, т.к. они питаются этими низшими разрушительными эмоциями.

Оглянитесь вокруг: вы услышите в основном претензии и упреки: к правительству, к экологии, к родственникам и друзьям и т.д. все в наше время считают, что им все-все должны. А если кто-то делает хоть что-то хорошее другому, то считает, что этот человек ему обязан и должен отплатить тем же.

У нас есть выбор: либо присоединиться к общей массе людей и жить с упреками, претензиями, с закрытым сердцем, либо привыкнуть, во всем видеть милость Бога, привыкнуть открывать рот только для БЛАГОДАРЕНИЯ, понимая, что будем любимы и счастливы, только бескорыстно отдавая.

И так как мы воспитатели, и не только детей, а и их родителей, то давайте будем следить за своей речью, сделаем своей целью Любовь, будем на всех уровнях стремиться к совершенству и учить этому всех.

Всегда помните слова Эрве Базена: "Счастье не ищут, как золото, и не ждут, как выигрыш. Его создают сами - те, у кого хватает сил, энергии и любви". Любви и Счастья вам!!!

Для тех, кто хочет быть счастливым и успешным, предлагаю очень действенное упражнение.

Как известно - звук материализуется в пространстве и слово, сказанное с чувствами, воплощается в реальности.

Если мы имеем чистое настроение ко всем, то начинает действовать закон духовной Любви Творца ко всем живым существам, исполняя желание каждого. Только отдавая бескорыстно и с Любовью мы получаем в ответ многократно увеличенное. Закройте глаза и говорите фразу: "Я желаю всем счастья!". Говорить надо искренне и желать бескорыстно, представляя, как от вас исходит поток чистой энергии ко всем: близким, друзьям, врагам… Только бескорыстие и чистота определяет успех этого упражнения. Если его повторять каждый день по 2-3 минуты, то это упражнение изменить всю вашу жизнь. Итак, закрыли глаза, сосредоточились, помним, что счастье внутри нас, слушаем свой голос и ощущаем вибрацию своего звука…"Я желаю всем счастья!"

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677