Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Бобошко Наталию Михайловну, воспитателя МБОУ начальная школа-детский сад № 37 города Сургута, Тюменской области. Наталия Михайловна с удовольствием представляет вашему вниманию статью о традиции группы как эффективной формы работы с семьей. Статья будет интересна педагогам, а также родителям.
Краткий комментарий к статье от Наталии Михайловны:
"Создание единого коллектива родителей, детей и педагогов одно из важных условий успешности работы образовательного учреждения. Активный курс на создание единого пространства развития ребёнка должны поддерживать как образовательное учреждение, так и семья. Я хочу поделиться опытом работы по улучшению эффективности взаимодействия педагога с представителями родительской общественности."
Профессионального чтения...
Традиции группы как эффективная форма работы с семьёй
Создание единого коллектива родителей, детей и педагогов одно из важных условий успешности работы образовательного учреждения. Активный курс на создание единого пространства развития ребёнка должны поддерживать как образовательное учреждение, так и семья. Участие родителей в жизни детей поможет им:
- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка.
- Относиться к ребёнку, как, к равному.
- Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, если он что-то сделал сегодня лучше, чем вчера. Нужно радоваться его личному росту.
- Знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их.
- Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.
- Установить хорошие, доверительные отношения с ребёнком.
Одной из инновационных форм работы с семьёй является соблюдение традиций группы и образовательного учреждения таких, как:
- День рождения группы
- Сладкий четверг
- Тематические выставки и сообщения
- Участие в акциях
- Встречи с интересными людьми
- Участие родителей в праздниках и развлечениях
- Театральная неделя
- Аллея выпускников
Активное участие родителей в мероприятиях группы и образовательного учреждения способствует повышению самооценки и статуса детей в коллективе сверстников. По данным социометрических исследований коэффициент сплочённости детского коллектива вырос на 11% (2010год-32%, 2012год-43%). Дети в группе стали более доброжелательными, общительными, длительно играют в коллективные игры, стали реже возникать конфликты между детьми.
Такой инновационный приём, как традиции, способствует сплочению детского коллектива, поднятию самооценки каждого мальчика и девочки группы, развитию коммуникативных качеств детей, уверенности в своих силах и возможностях. Родители, активно принимая участие во всех мероприятиях группы и образовательного учреждения, становятся партнёрами и образцом для подражания своим детям, так как родительский коллектив тоже становится дружным и крепким. По данным социологического опроса активность в содействии детскому учреждению среди родителей заметно выросла, в среднем на 55%.
Традиции, которые проводятся в нашей группе, поддерживаются и учителями начальной школы, тем самым осуществляя преемственность между дошкольным отделением и начальными ступенями обучения.
"День рождения группы"
Цель данного праздника: показать значимость каждого ребёнка группы.
Каждый год в октябре месяце мы проводим праздник, посвящённый группе. На этом празднике говорится о том, что дети стали на год взрослее, перешли на новую ступень в обучении, подводятся итоги за прошедший год, отмечаются все достижения в жизни группы и каждого ребёнка. На празднике отмечаются изменения, произошедшие в семьях детей (рождение второго ребёнка, посещение детьми кружков и секций, летний отдых всей семьи). В оформлении зала присутствуют коллажи фотографий "Мы всей семьёй на отдыхе". На празднике дети и родители дарят друг другу подарки в виде музыкальных номеров - песни, танцы, фокусы, юмористические номера, инсценировки, развлекательные игры. Заканчивается наш праздник дружным чаепитием, для которого родители совместно с детьми стряпают и пекут угощения.
"Сладкий четверг"
Цель: внести разнообразие, новые яркие чувства и переживания на четвёртый день проживания ребёнка в детском саду.
Подготовка начинается у детей дома, когда они совместно с родителями готовят угощение. В группе этой традиции отводится особое время (когда дети не заняты занятиями и играми), чаще всего это время после дневного сна. Детям накрывается один общий стол, очень красиво сервируется, оригинально раскладываются угощения. Дети участвуют в сервировании стола. После того, как столы накрыты, дети занимают свои места по желанию. За столом детям разрешается негромко разговаривать, воспитатель поощряет общение между детьми, поддерживает начатую кем-то беседу, помогает детям развить темы разговоров. Закончив трапезу, дети благодарят угощавшего их ребёнка. Ребёнок, который угощает в день сладкой среды, чувствует себя объектом общего внимания, у него повышается самооценка, весь день у ребёнка положительный настрой. Дети с нетерпением ждут, когда наступит "их" сладкий четверг, готовятся к нему, чувствуют ответственность, для них это личный праздник.
"Встречи с интересными людьми"
Цель таких встреч - расширить круг познавательных интересов, формировать у детей умение общаться с людьми, вступать с ними в контакт, поддерживать беседу. В заранее обдуманный день к детям приходит, уже знакомый им, человек (родители, работники детского учреждения и т.д.). Гость рассказывает детям о своей профессии, орудиях труда и результатах своей работы. Наряду с этим, гость рассказывает о своих увлечениях и хобби. Дети на такой встрече могут задать гостю любой интересующий их вопрос. Ребёнок, чей родитель приходит на встречу, испытывает чувство гордости, радости, чувствует себя лидером, находится под всеобщим вниманием.
"Участие в акциях"
Дети и родители с удовольствием участвуют в таких мероприятиях. Собираем корм для животных и птиц на станцию юннатов (акция «Мы в ответе за тех, кого приручили»). Аккуратно укладываем сладости и продукты в коробки для посылок нашим защитникам (акция «Сладкое письмо солдату»). Участвуем в городских акциях, проводимых центром медицинской профилактики «Белая ромашка», «Рождественская птица».
"Тематические выставки и сообщения"
Большой развивающий эффект заложен в семейных познавательных проектах "Лепестки души моей". Суть таких традиционных мероприятий заключается в том, что каждая семья, учитывая свои предпочтения и возможности, готовит материал по заранее выбранной теме. Этот материал преподносится ребёнком в музыкальном зале, при этом идёт рассказ с показом подготовленного материала. Каждая встреча даёт толчок возникновению и развитию познавательных интересов и повышению самооценки у детей. Данная традиция проходит в таких формах - тематические выставки рисунков, коллажи семейных фотографий, сообщения детей на заданную тему.
"Участие родителей в праздниках и развлечениях"
Ещё одной интересной традицией нашей группы является привлечение родителей к организации и проведению праздников и развлечений. Родители с удовольствием выбирают роли сказочных персонажей, шьют костюмы, посещают репетиции, придумывают сюжетные линии героев. Дети, родители которых участвуют в праздниках и развлечениях, чувствуют себя героями наравне с родителями. После праздников, продолжительное время, дети обсуждают сюжет праздника, рассматривают фотографии, видеозаписи, обсуждают участие родителей в таких мероприятиях. Пассивные родители стремятся в последующем тоже принять участие в следующих праздниках и развлечениях, чтобы поднять статус ребёнка в коллективе.
"Театральная неделя"
Театр-это таинство, сказка, волшебство. Для воспитателей, родителей и детей дошкольного учреждения, театр – это ещё и средство эмоционально – эстетического воспитания. Театральные представления проходят несколько дней. Дети старших и подготовительных групп приглашают на свои спектакли малышей. Это наполняет жизнь наших воспитанников радостью и смехом. Развивает их интеллект, учит на примерах сказочных героев не бояться трудностей, преодолевать робость и неуверенность в себе, активизирует творческий потенциал. И воспитателя и каждого ребёнка.
Вся театральная неделя сопровождается улыбками и хорошим настроением. Создаёт в группах весёлый эмоциональный настрой.
"Аллея выпускников"
Доброй традицией выпускников нашего учреждения стало высаживание саженцев молодых деревьев и кустарников на территории детского учреждения. Эта традиция помогает осуществлять преемственность детского сада и школы. Дети - выпускники чувствуют значимость и ответственность в этом начинании. В последующем они приходят понаблюдать за ростом растений и поухаживать за ними. Обычно это происходит после торжественной части выпускного праздника. Дети вместе с родителями высаживают саженцы в заранее подготовленное место, Этот момент символически отождествляет окончание дошкольного детства и начало нового этапа - школьной жизни. Дети младших групп ухаживают за посаженными растениями и знают, что их посадили выпускники.