Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Матвеевой Светланой Вениаминовной, заведующей МБДОУ детский сад №42 города Апатиты, Мурманской области. Светлана Вениаминовна с радостью делится с нами познавательным материалом "Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников". Статья будет полезна как педагогам, так и родителям воспитанников.
Краткий комментарий к статье от Светланы Вениаминовны:
"Проектная деятельность – это способ организации педагогического процесса, попытка интегрировать методы и формы организации экологического образования, основанный на взаимодействии всех участников педагогического процесса: воспитанников, педагогов, родителей детей, специалистов. Работа с педагогами в нашем детском саду над развитием проектировочной деятельности органично вписалась в педагогический процесс и годовые задачи ДОУ. В ДОУ работало несколько творческих групп, которые занимались как совместной проектной деятельностью, так и индивидуальной. Создавая творческие группы, учитывали индивидуальные особенности педагогов, их квалификацию и их возможности."
Познавательного чтения...
Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников
Профессиональное развитие педагога в ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека – мастера своего дела, становление наиболее ценных, профессиональных мотивов, способности к самостоятельному, инициативному целеполаганию, выполнение проектировочно - прогностических действий.
Интегрированный педагогический процесс в дошкольном учреждении объединяет задачи разных разделов программы и их взаимосвязь. Общие структурные элементы программы, создающие объективные основы комплексного осуществления межпредметной интеграции в образовательном процессе нашего ДОУ, это:
- научные объекты, факты;
- понятия, законы, теории;
- мировоззренческие идеи;
- исторические проблемы;
- обобщенные способы познания;
- специфические умения и навыки;
- воспитательные аспекты знаний;
- прикладные аспекты знаний.
Работу по воспитанию экологической культуры детей в условиях ФГТ осуществляем в трех направлениях:
- Естественнонаучное направление, цели которого – передача знаний об окружающем, о природе и связи человека с природой.
- Эмоционально-чувственное: развитие чувства прекрасного, умения восхищаться окружающим миром, видеть красоту и гармонию природы, выражать свое отношение к ней.
- Эколого-валеологическое: развитие понимания единения со всем живым, приобщение детей к здоровому образу жизни, воспитание привычки заботиться о своем здоровье.
Проектная деятельность – это способ организации педагогического процесса, попытка интегрировать методы и формы организации экологического образования, основанный на взаимодействии всех участников педагогического процесса: воспитанников, педагогов, родителей детей, специалистов.
Работа с педагогами в нашем детском саду над развитием проектировочной деятельности органично вписалась в педагогический процесс и годовые задачи ДОУ.
В ДОУ работало несколько творческих групп, которые занимались как совместной проектной деятельностью, так и индивидуальной. Создавая творческие группы, учитывали индивидуальные особенности педагогов, их квалификацию и их возможности.
Реализация проектов строилась на интеграции и координации деятельности всех педагогов ДОУ. Все участники проекта были мотивированы на решение определенной задачи. Разработка проектов проходила в несколько этапов, на каждом из которых обговаривались промежуточные результаты. На заключительном этапе проходила презентация проекта, слушалась на совете педагогов. Проектная деятельность педагогов прослеживается в организации и успешной реализации проекта «Экологический марафон».
Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Задачи:
- Исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей;
- Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;
- Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры;
- Диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования;
- Обеспечение непрерывности экологического образования в системе детский сад - школа (начальное звено).
Содержание проекта объединяется тремя направлениями: биоэкологической, социальной и прикладной экологией, что обеспечивает интеллектуальное, эмоциональное и действенное развитие дошкольников.
Количество мероприятий, необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня определяется педагогами самостоятельно. Принципиальная новизна проекта в плане организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ заключается в реализации на практике преемственно-перспективных связей на всех уровнях. Это сотрудничество с общеобразовательной школой № 5, библиотек, экологическими центрами.
Проект состоит из 3 блоков.
Блок №1
Экологический марафон детей
1. Занятие развивающего типа «Уроки доброты»
Цель: сформировать общение с миром природы, способствовать рефлексии чувств.
Тематика занятий:
- «Как заботиться о комнатных растениях»
- «Что такое красота звука, цвета»
- «Чем удивительны цветы?»
- «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево (смотришь на небо, видишь птичку, сломанную веточку)?»
- «О чем рассказала тебе природа?»
Цель: познакомить детей с природными явлениями, растениями и животными, недоступными для наблюдения в окружающей природной среде.
Экспонаты: творческие работы детей (плакаты, природоохранные знаки, рисунки), коллекции, гербарии, муляжи, макеты.
Тематика занятий:
- «Таинственный мир прошлого»
- «Богатство недр Земли»
- «Край, в котором я живу»
- «Жизнь в морских глубинах»
- «Как рубашка в поле росла»
- «Приключения картофеля»
Цель: сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, рельефе местности, наличии животных и растений.
Маршрут тропы определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений. Дети делают зарисовки, заготавливают плоды растений, помогают природе (подвязывают сломанную веточку, собирают брошенный мусор). Результаты работы дети оформляют в индивидуальные альбомы.
Цель: сформировать умения экологически грамотной деятельности в природе, способствовать развитию мотивации экологического поведения.
Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»)
Цель: закрепить правила поведения в природе.
Ситуации для обсуждения:
- Дети сорвали большой букет ландышей и подарили воспитателям. Воспитатели совсем не обрадовались подарку, а огорчились. Почему?
- Ребята принесли в экологический центр маленького беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им?
- По одной ягодке собирать в лесу долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
Цель: познакомить со свойствами природных материалов, прививать желание экспериментировать с ними в «лаборатории игр с песком и водой», «Островках творчества», «Природной мастерской».
Итог конкурса - «Легенда о городе», придуманная детьми вместе с родителями.
Цель: сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности.
Создание «Библиотеки экологических книг», которая постоянно пополняется педагогами и родителями, очень заинтересовала детей. Они с увлечением рассматривают иллюстрации и знакомятся с содержанием книг.
Цель: пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.
Содержание букваря: загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.
Цель: сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.
10. Театр животных.
Цель: закрепить знания поведенческих особенностей животных, способствовать развитию творческого воображения.
Театральные постановки по русским народным сказкам и отдельным сценариям с участием разнообразных игрушек и масок животных, перевоплощение, способствуют развитию воображения и лучшему восприятию мира животных.
Блок №2
Экологический марафон педагогов
Цель: тренировка мыслительных операций, стимулирование педагогов на выбор наиболее эффективных приемов формирования у детей основ экологических знаний.
Содержит:
- формирование банка традиций ДОУ
- сопоставление профессиограмм воспитателей
- формирование «Банка» педагогических проблем
- коллективные экологические проекты, акции (совместная природоохранная деятельность).
Блок №3
Экологический марафон для родителей
Цель: обеспечить взаимодействие в блоке «детский сад-семья», стимулировать творческую активность родителей.
Мероприятия:
- Ярмарка родительских идей (конкурсы, экскурсии).
- Парад семейных коллекций.
- Экопроект «Дерево моего ребенка». Цель: увеличить численность растений в микрорайоне и на территории ДОУ.
- Практикум доброты – совместная предметно-практическая деятельность детей и родителей в экологических зонах групп, на территории детского сада.
- День открытых дверей. Цель: знакомство родителей с системой организации экологического воспитания детей в ДОУ.
Содержание:
- консультации,
- индивидуальные встречи,
- открытые просмотры,
- совместные досуги по направлениям «экологического марафона».
Блоки «Экологического марафона» по форме организации – самостоятельные, по виду деятельности – интегрированы. Это обеспечивает успешность и высокую результативность работы в данной сфере.
Проектирование содержания образования с учетом выделенных блоков и интегрированного подхода позволяет связать материал, изучаемый и освоенный детьми, в единое целое. Задача педагогов – найти пути переработки элементов содержания и структуры своих направлений для объединения их в общий раздел или блок разделов.
Интегрированное образование создает условия для деятельности педагогов и воспитанников и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого – выравнивание стартовых возможностей для всех детей, развитие их индивидуальных возможностей.
Участие в экологических проектах позволило коллективу педагогов формировать у детей экологическое мировоззрение, развивать трудовые умения и навыки, а так же пополнить материальную базу ДОУ. Совместно с педагогами мы пришли к выводу: умение пользоваться методом проектирования – это показатель высокой квалификации, умение демонстрировать все грани своего мастерства.