Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников
11 минут 11354 2687

Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников

MatveevaДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Матвеевой Светланой Вениаминовной, заведующей МБДОУ детский сад №42 города Апатиты, Мурманской области. Светлана Вениаминовна с радостью делится с нами познавательным материалом "Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников". Статья будет полезна как педагогам, так и родителям воспитанников.

Краткий комментарий к статье от Светланы Вениаминовны:

"Проектная деятельность – это способ организации педагогического процесса, попытка интегрировать методы и формы организации экологического образования, основанный на взаимодействии всех участников педагогического процесса: воспитанников, педагогов, родителей детей, специалистов. Работа с педагогами в нашем детском саду над развитием проектировочной деятельности органично вписалась в педагогический процесс и годовые задачи ДОУ. В ДОУ работало несколько творческих групп, которые занимались как совместной проектной деятельностью, так и индивидуальной. Создавая творческие группы, учитывали индивидуальные особенности педагогов, их квалификацию и их возможности."

Познавательного чтения...


Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников

Профессиональное развитие педагога в ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека – мастера своего дела, становление наиболее ценных, профессиональных мотивов, способности к самостоятельному, инициативному целеполаганию, выполнение проектировочно - прогностических действий.

Интегрированный педагогический процесс в дошкольном учреждении объединяет задачи разных разделов программы и их взаимосвязь. Общие структурные элементы программы, создающие объективные основы комплексного осуществления межпредметной интеграции в образовательном процессе нашего ДОУ, это:

  • научные объекты, факты;
  • понятия, законы, теории;
  • мировоззренческие идеи;
  • исторические проблемы;
  • обобщенные способы познания;
  • специфические умения и навыки;
  • воспитательные аспекты знаний;
  • прикладные аспекты знаний.

Работу по воспитанию экологической культуры детей в условиях ФГТ осуществляем в трех направлениях:

  1. Естественнонаучное направление, цели которого – передача знаний об окружающем, о природе и связи человека с природой.
  2. Эмоционально-чувственное: развитие чувства прекрасного, умения восхищаться окружающим миром, видеть красоту и гармонию природы, выражать свое отношение к ней.
  3. Эколого-валеологическое: развитие понимания единения со всем живым, приобщение детей к здоровому образу жизни, воспитание привычки заботиться о своем здоровье.

Проектная деятельность – это способ организации педагогического процесса, попытка интегрировать методы и формы организации экологического образования, основанный на взаимодействии всех участников педагогического процесса: воспитанников, педагогов, родителей детей, специалистов.

Работа с педагогами в нашем детском саду над развитием проектировочной деятельности органично вписалась в педагогический процесс и годовые задачи ДОУ.

В ДОУ работало несколько творческих групп, которые занимались как совместной проектной деятельностью, так и индивидуальной. Создавая творческие группы, учитывали индивидуальные особенности педагогов, их квалификацию и их возможности.

Реализация проектов строилась на интеграции и координации деятельности всех педагогов ДОУ. Все участники проекта были мотивированы на решение определенной задачи. Разработка проектов проходила в несколько этапов, на каждом из которых обговаривались промежуточные результаты. На заключительном этапе проходила презентация проекта, слушалась на совете педагогов. Проектная деятельность педагогов прослеживается в организации и успешной реализации проекта «Экологический марафон».

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

Задачи:

  1. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей;
  2. Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;
  3. Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры;
  4. Диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования;
  5. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе детский сад - школа (начальное звено).

Содержание проекта объединяется тремя направлениями: биоэкологической, социальной и прикладной экологией, что обеспечивает интеллектуальное, эмоциональное и действенное развитие дошкольников.

Количество мероприятий, необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня определяется педагогами самостоятельно. Принципиальная новизна проекта в плане организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ заключается в реализации на практике преемственно-перспективных связей на всех уровнях. Это сотрудничество с общеобразовательной школой № 5, библиотек, экологическими центрами.

Проект состоит из 3 блоков.

Блок №1

Экологический марафон детей

1. Занятие развивающего типа «Уроки доброты»

Цель: сформировать общение с миром природы, способствовать рефлексии чувств.

Тематика занятий:

  • «Как заботиться о комнатных растениях»
  • «Что такое красота звука, цвета»
  • «Чем удивительны цветы?»
  • «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево (смотришь на небо, видишь птичку, сломанную веточку)?»
  • «О чем рассказала тебе природа?»
    2. Путешествие по экологическому музею.

      Цель: познакомить детей с природными явлениями, растениями и животными, недоступными для наблюдения в окружающей природной среде.

      Экспонаты: творческие работы детей (плакаты, природоохранные знаки, рисунки), коллекции, гербарии, муляжи, макеты.

      Тематика занятий:

      • «Таинственный мир прошлого»
      • «Богатство недр Земли»
      • «Край, в котором я живу»
      • «Жизнь в морских глубинах»
      • «Как рубашка в поле росла»
      • «Приключения картофеля»
        3. Экологическая тропа

          Цель: сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, рельефе местности, наличии животных и растений.

          Маршрут тропы определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений. Дети делают зарисовки, заготавливают плоды растений, помогают природе (подвязывают сломанную веточку, собирают брошенный мусор). Результаты работы дети оформляют в индивидуальные альбомы.

            4. Экологический тренинг

              Цель: сформировать умения экологически грамотной деятельности в природе, способствовать развитию мотивации экологического поведения.

              Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»)

                5. Экологические диспуты.

                  Цель: закрепить правила поведения в природе.

                  Ситуации для обсуждения:

                  • Дети сорвали большой букет ландышей и подарили воспитателям. Воспитатели совсем не обрадовались подарку, а огорчились. Почему?
                  • Ребята принесли в экологический центр маленького беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им?
                  • По одной ягодке собирать в лесу долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
                    6. Конкурс построек из песка и камушков.

                      Цель: познакомить со свойствами природных материалов, прививать желание экспериментировать с ними в «лаборатории игр с песком и водой», «Островках творчества», «Природной мастерской».

                      Итог конкурса - «Легенда о городе», придуманная детьми вместе с родителями.

                        7. Час экологического чтения.

                          Цель: сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности.

                          Создание «Библиотеки экологических книг», которая постоянно пополняется педагогами и родителями, очень заинтересовала детей. Они с увлечением рассматривают иллюстрации и знакомятся с содержанием книг.

                            8. Экологический букварь.

                              Цель: пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.

                              Содержание букваря: загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.

                                9. Выставки поделок из природного материала.

                                  Цель: сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

                                  10. Театр животных.

                                  Цель: закрепить знания поведенческих особенностей животных, способствовать развитию творческого воображения.

                                  Театральные постановки по русским народным сказкам и отдельным сценариям с участием разнообразных игрушек и масок животных, перевоплощение, способствуют развитию воображения и лучшему восприятию мира животных.

                                  Блок №2

                                  Экологический марафон педагогов

                                  Цель: тренировка мыслительных операций, стимулирование педагогов на выбор наиболее эффективных приемов формирования у детей основ экологических знаний.

                                  Содержит:

                                  • формирование банка традиций ДОУ
                                  • сопоставление профессиограмм воспитателей
                                  • формирование «Банка» педагогических проблем
                                  • коллективные экологические проекты, акции (совместная природоохранная деятельность).

                                  Блок №3

                                  Экологический марафон для родителей

                                  Цель: обеспечить взаимодействие в блоке «детский сад-семья», стимулировать творческую активность родителей.

                                  Мероприятия:

                                  1. Ярмарка родительских идей (конкурсы, экскурсии).
                                  2. Парад семейных коллекций.
                                  3. Экопроект «Дерево моего ребенка». Цель: увеличить численность растений в микрорайоне и на территории ДОУ.
                                  4. Практикум доброты – совместная предметно-практическая деятельность детей и родителей в экологических зонах групп, на территории детского сада.
                                  5. День открытых дверей. Цель: знакомство родителей с системой организации экологического воспитания детей в ДОУ.

                                  Содержание:

                                  • консультации,
                                  • индивидуальные встречи,
                                  • открытые просмотры,
                                  • совместные досуги по направлениям «экологического марафона».

                                  Блоки «Экологического марафона» по форме организации – самостоятельные, по виду деятельности – интегрированы. Это обеспечивает успешность и высокую результативность работы в данной сфере.

                                  Проектирование содержания образования с учетом выделенных блоков и интегрированного подхода позволяет связать материал, изучаемый и освоенный детьми, в единое целое. Задача педагогов – найти пути переработки элементов содержания и структуры своих направлений для объединения их в общий раздел или блок разделов.

                                  Интегрированное образование создает условия для деятельности педагогов и воспитанников и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого – выравнивание стартовых возможностей для всех детей, развитие их индивидуальных возможностей.

                                  Участие в экологических проектах позволило коллективу педагогов формировать у детей экологическое мировоззрение, развивать трудовые умения и навыки, а так же пополнить материальную базу ДОУ. Совместно с педагогами мы пришли к выводу: умение пользоваться методом проектирования – это показатель высокой квалификации, умение демонстрировать все грани своего мастерства.

                                  Может быть интересно

                                  Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

                                  Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

                                  14 минут 2132 35

                                  Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

                                  Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
                                  10 минут 6541 677