Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Посеешь привычку…»
9 минут 7181 1729

«Посеешь привычку…»

pedogog_i_obcestvoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Новиковой Светланой Владимировной, воспитателем МБОУ начальная школа-детский сад № 37 города Сургута, Тюменской области. Светлана Владимировна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом работы по улучшению эффективности взаимодействия педагога с представителями родительской общественности. Статья будет полезна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Владимировны:

"Родители должны следить за тем, чтобы у ребенка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны и умеренно активны.При целенаправленном воспитании у них довольно легко складываетсяцелый ряд важных привычек которые помогают им нормально расти и развиваться."

Познавательного чтения...


«Посеешь привычку…»

В формировании личности значение привычек трудно переоценить.Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку-пожнешь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение.Что такое привычка?Привычка- это действие, совершаемые как бы машинально, постоянно и при определенных условиях: утром, встав с постели, мы одеваемся, умываемся, чистим зубы; вернувшись с улицы, вытираем ноги, прежде чем войти в комнату, снимаем верхнюю одежду…Так мы поступаем в силу того, что подобные действия стали для нас естественными. Мы не затрачиваем умственных усилий и напряжения воли: действия совершаются как бы автоматически.

Это привычки- помощники, которые заставляют поступать так, как надо, и одновременно освобождают наши мысли для более значительной умственной деятельности .Они возникли благодаря многочисленным повторениям. Не будь этих привычек-помощников,как трудно пришлось бы нам!

Человек приобретает не только полезные привычки, но и отрицательные: зевает или чихает и забывает при этом прикрыть рот, разговаривает громко, чрезмерно жестикулируя; хрустит пальцами, разговаривает с набитым пищей ртом…Эти привычки складываются в детстве и закрепляются всей последующей жизнью. Если человек лишен самокритичности, считает, что поскольку «привычка-вторая натура», что с ней бороться бесполезно, то этот тягостный багаж он несет через всю жизнь.

С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребенку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого- с внешних форм поведения (которые ребенок усваивает прежде всего по подражанию).Если объекты для подражания положительные, то ребенок накапливает багаж привычек помощников, которые организуют его поведение. Усвоенные внешние формы поведения, хотя еще и не осмыслены им глубоко, все же дисциплинируют его, подтягивают, обязывают к сдержанности.

Случается, что ребенок невольно проявляет себя как не надо. Если его не поправляют, не учат как надо, то эти отрицательные способы поведения укореняются. Привычка к внешней без культурности постепенно огрубляет ребенка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребенкапривычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных срывов.

В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их быстроту, качество. Но малыш еще не обладает необходимыми навыками, у него достаточно развита координация движений, и у него достаточно развита координация движений, и его действия выглядят неумелыми, беспомощными. Посмотрите как он неумело держит ложку, с каким трудом расстегивает пуговицу, снимает шапку и т.д. Для того чтобы все это делать правильно, ему необходимы соответствующие навыки, связанные с тем или иным действием. По мере многократного повторения одних и тех же действий постепенно возникнет соответствующий навык .Навык же снимать с себя платье, колготы и т.п. перейдет затем в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях.

Родители должны следить за тем, чтобы у ребенка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны и умеренно активны.При целенаправленном воспитании у них довольно легко складываетсяцелый ряд важных привычек которые помогают им нормально расти и развиваться(привычка к чистоте, умение замечать неопрятности в одежде). Взрослый высказывает свое требование в виде несложных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай ее»; «Снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно несомненно сомнется и будет как старое».

Изо дня в день, выполняя эти правила, ребенок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть аккуратным во всем - в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным, побуждает ребенка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой.

Так, одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для становления других. Это относится к возникновению и положительных, и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна плохая привычка может потянуть за собой цепочку дурных.

Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких, и в подтверждение говорят: « Неорганизованна, неряшлива – вся в мать»; «Упрям как отец, ни за что не переубедишь». Кстати, слова «упрям, как отец» ребенок не воспринимает как порицание, скорее это своеобразное поощрение (какой малыш не хочет походить на своих родителей!), в результате закрепляются отрицательные привычки.   Эти взгляды ошибочны.Ребенок не наследует привычки отблизких,а приобретает их благодаря постоянному общению, путем подражания,а главное воспитания.Случается, что ребенка чуть не до двух-трех лет кормят из ложки, умывают, одевают, постоянно идут на уступки. Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребенка: он растет неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения.Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу – не хочу»; «Буду – не буду»; «Это не нравится». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребенком аморальных привычек поведения.

Самое эффективное средство против дурных привычек – их предупреждение. Но если возникла нежелательная привычка, то можно помочь ребенку освободиться от нее. Это никогда не поздно даже взрослым людям,а маленькому ребенку сделать это значительно легче, так как он обладает легкой обучаемостью и податливостью педагогическим влиянием. Терпение воспитателя, время и поддержка родителей помогают постепенно избавиться от дурной привычки.

Чтобы выработать у ребенка положительные привычки,требуется постоянное внимание к созданию условий,при которых ребенок мог бы изо дня в день тренироваться в правильных, полезных действиях. Даже такой простой навык, как умывание,вырабатывается правильно, если малыш может достать до крана, если в его расположении всегда имеются мыло, полотенце и если взрослый, обучив его последовательности действий, следит, чтобы эта последовательность всегда соблюдалась.Чтобы чистота рук стала потребностью, надо еще приучить мыть руки после любого загрязнения.

Если ребенок с малого возраста привыкает убирать за собой вещи, проявляет вежливость к старшим,помогает им и т.п., то эти действия и формы поведения, повторяясь изо дня в день, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости.

Привычки у детей могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль за ребенком, как тут же меняется его поведение.

В дошкольный период, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно формировать нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбии.

Нужные привычки успешно формируются, если выполняются постоянно, в любых условиях.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677