Дорогие друзья, мы хотим познакомить вас с Быстрицкой Оксаной Дмитриевной, воспитателем МБДОУ начальной школы-детского сада №37 города Сургута, Тюменской области. Оксана Дмитриевна предлагает вашему вниманию очень познавательный, интересный материал о народных традициях в воспитании дошкольников. Статья будет интересна родителям воспитанников и педагогам.
Краткий комментарий к статье от Оксаны Дмитриевны:
"Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Предлагаю всем узнать в чем же заключается сила народных традиций в воспитании наших детей, чему необходимо уделять внимание при общении с дошкольниками, как педагогам, так и родителям."
Увлекательного чтения...
Народные традиции в воспитании дошкольников
Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.
Г.Н. Волков.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования.
В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций?
Прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей старшего возраста с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу и др.
Знакомясь с явлениями общественной жизни, педагог особое внимание уделяет таким темам, как «Семья». Здесь взрослый формирует интерес к своей родословной, детям предлагают нарисовать всех членов семьи, рассказать о них. Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы («Что такое родословное дерево», «Мои мама, папа», «Отдыхаем всей семьей», «Мои бабушка и дедушка, какие они»); встречи с близкими взрослыми например, к детям приходит бабушка и дети рассказывают ей о жизни в детском саду, она – о себе, своих увлечениях, показывает фотографии); игры («Найди сходство», «Найди различие», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару»), которые помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками; рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши сестры и братья», «Наши бабушки и дедушки», «О мамах разных и очень важных» и т.д., изготовление групповой газеты «Как я провел лето».
Постепенно расширяются представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжает формироваться интерес к своей «малой Родине», к достопримечательностям родного города, культуре и традициям.
Приоритеты в работе с детьми дошкольного возраста по приобщению их к национальным традициям:
- Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.
- Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).
- Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.
- Использовать устное народное творчество для развития у детей правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.
Условия эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой:
- Определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
- Совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;
- Использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).
Формы взаимодействия педагога с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
- ознакомление с предметным миром;
- устное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство; народная музыка;
- народные игры и хороводы;
- ознакомление с историей Руси.
2. Совместная деятельность педагога с детьми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Народная игрушка, как незаменимое средство воспитания
в национальных традициях
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.
На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.
«Величайшая правда и простота народной игрушки, пишет Е.А. Флерина, – ее выразительность и целесообразность сделали ее полезной для воспитания детей».
Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещетки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, кубарики, дудки, свистульки, куклы.
Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней.
Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.
Представляем вашему вниманию краткие исторические факты о русских народных игрушках.
Дымковская игрушка
В 1174 году в устье реки Хлыновца новгородцы основали город Хлынов, позднее переименованный в Вятку. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков. Вятичи чтили бога Солнца – Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели иметь: фигурки домашних животных и младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в «Барыню».
В Вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные.
Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай так же отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с валанами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече – ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.
Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».
Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов зигзагов и полос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого нанесенных по белому фону.
Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность, декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных сохраняются чуть ли не языческие символы далеких времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19 века.
Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.
Гжельская игрушка
Под Москвой, в Раменском районе, еще в 16веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Постепенно гжельская керамика заняла ведущее место в русском керамическом производстве и в 18веке достигла наибольшего расцвета. Гжельский промысел сохранился до настоящего времени.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 сантиметров на тему народных сказок, сюжетных и бытовых сценок, а так же детские игрушки (кони, петухи, собаки, кошки и т.п.).
Для гжельских игрушек характерны миниатюрные фигурки людей, птиц и животных с простой и обобщенной скульптурной формой, тонкой окраской и росписью. В них своеобразно сочетались черты реалистической выразительности с большой декоративностью и условностью художественного решения образа.
Гжельские изделия представляют большую художественную ценность, так как каждый мастер работает в своей неповторимой манере, выполняя узоры в старинных русских традициях.
Скопинские изделия
В городе Скопине Рязанской области вырабатывалось множество различных свистулек: коньков, птичек и кукольная гончарная посуда в виде миниатюрных горшочков, крыночек. Красивы и затейливы скопинские изделия. Скопинские мастера лепили из глины изделия сложной фантастической формы: сказочных птиц, драконов, львов. Причудливость формы и разнообразных лепных украшений при этом уживалось с практическим назначением изделий. Отличительной особенностью скопинской посуды была блестящая стекловидная глазурь, покрывавшая изделие. Она получалась при обжиге в горячей печи свинцового порошка, которым покрывали вылепленное, но не обожженное изделие.
Каргопольская игрушка
Самобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки сохранился в городе Каргополе Архангельской области. Начало промыслу положили мастера, живущие в деревне Гринево Каргопольского района. Персонажи каргопольской игрушки – простые крестьяне, занятые полезным трудом, они пилят, шьют, рубят или отдыхают – пляшут, прогуливаются. С большой теплотой и юмором изображают мастера зверей – оленей, утушек, медведей, коней, собак. Искусство каргопольских мастеров отличается грубоватой, несколько примитивной лепкой фигурок. В них мастера промысла стремятся отобразить суровый характер Русского севера. В росписи по белому фону часто применяются контрастные тона – синий, темно-красный, черный, желтый, розовый.
Филимоновская игрушка
Тематика филимоновских игрушек-свистулек – няньки, барыни, солдаты, всадники, коники, олени, бараны, медведи, птицы. Своеобразна их пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом. Роспись игрушек яркая, броская, обычно в два – три цвета. Излюбленными являются малиновый, зеленый, желтый, реже синий цвета, которые наносятся узкими полосами, елочками, кружками, волнистыми линиями, местами – сплошным покрытием.
Красочные фигурки барыни, кормилицы, монахов и другие игрушки производились в бывших Тульской и Курской губерниях. По сравнению с вятскими тульские «барыни» отличались большими размерами, более тонкой и изящной линией силуэта.
Городецкие мастера
Тесную связь игрушечного промысла с другими видами художественного ремесла подтверждает тот факт, что в истории игрушки нередки случаи, когда игрушечный промысел возникал неожиданно, «между делом». Так было, например, в Нижегородской губернии с городецкими и семеновскими кустарями, которые издавна прославлялись своими веретенами, ложками, посудой, а среди этих изделий начали изготовлять игрушки.
Городецкие мастера славились конями. Одиночки. Пары. Тройки. Их называли пуреховскими, т.к. обычно продавали в селе Пурехе. Большое значение для сбыта этих игрушек имело то обстоятельство, что неподалеку открылась Макарьевская, а затем Нижегородская ярмарка.
Игрушки старались делать как можно наряднее, эффективнее, с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением птиц и коней.
Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещение крупных красочных пятен.
Более простые и дешевые кони-каталки изготовлялись кустарями селений Сумино, Яковлево, Лысово и других.
Кроме коней выпускались петухи, куры, утки, куклы, солдатики.
В селении Курцево развивался своеобразный промысел кукол и кукольной мебели, игрушечных прялок, стиральных приборов.
Богородская игрушка
Село Богородское стоит на горе среди лесов. Места здесь живописные, вольные. Кругом, куда ни бросишь взгляд, бескрайние русские просторы. Веселые деревянные домики с резными наличниками прячутся среди деревьев, садов и огородов. А в каждом из этих домов можно увидеть забавные деревянные игрушки – фигурки людей и животных, которые заняты повседневными крестьянскими делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай, причем часто делают это вместе крестьянин и медведь, лиса и журавль. Игрушки эти вырезаны из мягких пород дерева: липы, ольхи и осины. Чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют цвет натурального дерева, лишь иногда их слегка тонируют морилкой или лаком.
Формы у богородской игрушки резкие, даже немного угловатые, поверхность неровная – сразу видно, где мастер коснулся ее резцом. Однако это не мешает веселым фигуркам быть очень симпатичными и выразительными, глубоко реалистичными.
Есть у большей части богородских игрушек еще одна привлекательная особенность – это игрушки «с движением». Это значит, что курочки, стоящие на дощечке, умеют клевать зерно, а дровосеки двигают рукой, когда рубят дрова или пилят дерево. Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает еще более занимательной.
Богородские игрушки издавна были очень разнообразными. Часть из них – неподвижные фигурки, своеобразные небольшие скульптуры. В старину такие фигурки мастер делал из самого лучшего материала. Обычно это были изображения барышень, гусар, господ, купцов, монахов, солдат. Господ и монахов, как правило изображали с иронией. Это сразу видно по глупым или слишком хитрым, подчас карикатурным лицам и толстым животам деревянных скульптур. Правда, к женщинам-красавицам и удалым военным отношение у богородских мастеров было вполне доброжелательным. А вот когда изображали своего брата-крестьянина или умельца-ремесленника, он всегда получался очень симпатичным, даже если был грубоват и комичен.
Со временем игрушечный промысел стал основным источником доходов богородских мастеров. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства, от отца к сыну вместе с инструментом переходил многолетний опыт, любовь к делу, уважение к таланту лучших резчиков.
Народные игры
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.
Горелки
Игроки встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
- Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.
Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.
Лапта
Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой - кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.
Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок,- тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.
Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.
Вариант. Переменки.
На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из игроков. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из игроков, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.
Правила игры. Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т. е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.
Перетяжка
Все дети, которые участвуют в этот игре, делятся на 2-ве равные по числу участников команды. От каждой команды приглашается по одному человеку. В центре площадки лежит метровая палка. Вышедшие участники хватают палку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть палку, каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.
Вывод
Базовый процесс «вращивания» ребенка в национальную культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Литература:
- Антонова А.В. Дошкольное детство. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сборник научных трудов – М., 2005.
- Богуславская И.Я. Русская народная глиняная игрушка. – Л., 1975.
- Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей дошкольников. – М., 1999.
- Курандина А.В. Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей 5-6 лет : Квалификационная работа. – М., 2003.
- Лихачев Л.С. Прошлое – будущему. – Л., 1985.
- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – М., 1895.