Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Пейзаж как искусство видеть
23 минуты 12073 2490

Пейзаж как искусство видеть

BulatovaMVДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Булатовой Мариной Владимировной, учителем ИЗО, искусства, МХК МОУ "СОШ№77", города Омска, Омской области. Марина Владимировна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по воспитанию у учащихся в общеобразовательной школе положительных практических навыков. Темой ее статьи является пейзаж, как жанр изобразительного искусства, который помогает научить детей видеть мир вокруг себя. Статья будет интересна педагогам общеобразовательных школ, ДОУ, а также родителям.

Краткий комментарий к статье от Марины Владимировны:

"Пейзаж всегда был предельно ориентирован именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми и природой, поэтому стоит колоссальное внимание уделить именно этому жанру изобразительного искусства в школьной программе."

Увлекательного чтения...


Пейзаж как искусство видеть

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Основными учебно-воспитательными задачами, поставленными перед изобразительным искусством в общеобразовательной школе, являются: воспитание у учащихся практических навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, выполнение декоративных рисунков, развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого отношения к рисованию, ознакомление учащихся с выдающимися произведениями изобразительного и декоративно- прикладного искусства. В процессе обучению изобразительному искусству у школьников развивается мышление, зрительная память, творческое воображение, художественные способности, нравственные и эстетические качества, и это является необходимым условием формирования идейной убежденности.

Знания и умения, которыми школьники овладевают на уроках изобразительного искусства, находят свое дальнейшее применение в жизни, они являются необходимым звеном в общей цепи других учебных предметов, и занимают важное место в формировании их эстетического мировоззрения.

Темой статьи является пейзаж, как жанр изобразительного искусства, который помогает научить детей видеть мир вокруг себя. А цель - формирование у учащихся умения самостоятельно выбирать натуру, композицию работы, проводить предварительные наблюдения, делать эскизы, наброски и зарисовки, анализировать форму, конструктивное строение, пространственные и тональные отношения в пейзаже, цвет изображаемого предмета, использовать различные цветовые схемы построения рисунка, выполнять рисунок от общего к частностям и от частностей снова к общему, научить школьника видеть в окружающей природе интересные предметы, мотивы, ракурсы и состояния.

Окружающая человека природа издавна волновала его, восхищала своей красотой, величием, помогала ему в нелегкой жизни, защищала и укрывала от врагов. Элементы пейзажа встречаются на украшениях стен гробниц и дворцов Древнего Востока. По мере развития человеческого общества, а соответственно и культуры изобразительного искусства изображение пейзажа выделяется в самостоятельный жанр.

Пейзаж - это слово, которое обозначает, кроме общего вида местности и описания природы в литературе, один из жанров изобразительного искусства. Тема пейзажа-местность (от фр.пейзаж- «местность», «страна»), окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа (земля с ее ландшафтами, видами гор, рек, полей, лесов), город и сельская местность. Соответственно различают природный, сельский и городской (архитектурный, индустриальный и др.) пейзажи. В природном выделяют морской пейзаж («марина», а художников, изображающих море, называют «маринистами») и космический, астральный — изображение небесного пространства, звезд и планет. Особое место в городском пейзаже занимает ведута - документально точное изображение. С точки зрения времени различают современный, исторический (в т.ч. руины - развалины археологических или исторических мест и памятников) и футурологический (картины будущего мира) пейзажи.В узком и строгом смысле следует различать пейзаж и пейзажное изображение. Пейзаж- это «портретное» изображение натурного вида, того, что есть, что реально существует. Это как бы живописное или графическое «фотоизображение». Оно индивидуально и неповторимо, его можно подправить, деформировать, но нельзя придумать, сочинить. В отличие от него пейзажное изображение - это любые сочиненные с помощью воображения пейзажные виды. Термин «пейзаж» обычно означает и то и другое.

Пейзаж - это не просто изображение, но всегда художественный образ природной и городской среды, ее определенная интерпретация, что находит свое выражение в исторически сменяющихся стилях пейзажного искусства.

Для каждого стиля — будь то пейзаж классицистический, барокко, романтический, реалистический, модернистский — характерна своя философия, эстетика и поэтика пейзажного образа.

В центре философии пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде — природе и городу, и об отношении среды к человеку. Эти отношения могут трактоваться как гармонические и как дисгармонические. Классицистический пейзаж в целом исповедует гармонический образ, возвышенный и эпически-повествовательный, романтизм стремится вскрыть внутренние противоречия отношения человека и среды, ему присуща особая романтическая красота и лиризм.

Пейзажное искусство обнаруживает себя почти во всех видах и родах пространственных искусств. Среди видов преимущество отдается живописи и графике (книжные иллюстрации и др.), но пейзажные изображения встречаются и в архитектуре, в декоративном искусстве (росписи на стекле, фарфоре и т.п.) и в сценографии (декорационные пейзажи). Среди родов пространственных искусств пальма первенства принадлежит станковым произведениям живописи и графики, но монументальное искусство (росписи и мозаики) и прикладное искусство (народные художественные промыслы, мебель, сувениры и т.п.) также используют пейзажные формы.

Пейзаж- жанр станковой живописи и графики; изображение естественной или преобразованной человеком природы, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников и т.п.

В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри пейзажного жанра различают:

  • сельский и городской пейзажи;
  • архитектурный и индустриальный пейзажи;
  • морской и речной пейзажи.

Отражая различные ступени и стороны духовного (а отчасти и практического) освоения человеком окружающего мира, искусство пейзажа несёт в себе большой мировоззренческий смысл.

Первые опыты работы над пейзажем лучше начинать с набросков. Возьмите альбом или пачку бумаги, укрепленную на планшете, рамку-видоискатель и идите «на разведку». Вот дорога уходит вдаль, по сторонам - изгороди и деревья над ними. Ваша задача – найти хорошее композиционное решение увиденного мотива.

Когда набросков накопится порядочно, а главное, вы почувствуете, что отбирать мотив стало легче, сделайте рисунок покрупнее. Можно после начальных контурных линий покрыть рисунок ровным серым тоном акварели, кроме самого светлого места. Затем дав рисунку подсохнуть, проработайте его карандашом, начиная с самых темных мест и постепенно переходя к более светлым. Сначала работайте над крупными формами, не обращая внимания на детали. Прищуривайтесь, глядя на натуру, - так мелочи не будут «лезть в глаза».

Рисуя детали, смотрите на предметы переднего плана, все время сравнивайте. Помните – вдали темное будет значительно светлее, чем вблизи; светлое тем светлее, чем ближе. Значит, и контрасты сильнее вблизи.

Обычная ошибка начинающих – слишком высокое положение линии горизонта по сравнению с предметами первого плана. Изображать ее легко, если сначала наметить линию горизонта и к ней «привязать» какой-нибудь предмет, находящийся близко. Не мельчите рисунок, ищите отношение крупных масс, но и не пренебрегайте деталями. Главное, чтобы они соотносились с целым.

Изображение пейзажного этюда требует большой предварительной подготовки. Необходимо сначала приобрести знание и умение изображать цветом объемную форму и материал предметов на примерах натюрмортов. Затем стоит много и настойчиво писать отдельные элементы пейзажа с натуры, чтобы научиться лепить форму деревьев, кустов, листвы, знать отличительные, характерные признаки каждой породы деревьев. Работе с красками должны сопутствовать занятия тоновым рисунком.

Писать с натуры на воздухе можно все, что привлекает внимание. Однако сначала надо брать простые сюжеты с небольшим количеством входящих в них предметов, например: часть двора, дерево с домом и забором и т. д. Постепенно можно усложнять задачи, вводя все больше и больше объектов.

В самом начале изображения пейзажа неопытные художники часто делают грубую ошибку: начинают писать небо со всеми подробностями, затем переходят к изображению земли и т. д. Так не следует писать. В пейзаже надо предварительно надо установить силу тона и цвет основных объектов: неба, земли, воды и т.д., а потом постепенно доводить этюд до состояния законченности.

Прежде чем писать красками, надо прищурив глаза, посмотреть, где в натуре самое светлое место и самая светлая тень. Предположим, что самым светлым будут блики на воде у берега, а самым темным – ствол дерева. Все остальные тона определяем сравнением с этими двумя отправными точками. При таком сравнении можно, например, можно легко заметить, что хмурые, тяжелые облака по тону всегда легче объектов на земле. Вообще, только глубоко подумав и ясно представив себе тоновые и цветовые различия можно приступать к работе.

Интересно узнать о том, как же великие мастера живописи создают свои произведения, какими тайнами и секретами изображения они владеют.

    ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

      … Деревья, освещенные солнцем и воздухом, - если листья у них темного цвета, - будут с одной стороны освещены воздухом, и вследствие этого такое освещение причастно синеве. С другой стороны они будут освещены воздухом и солнцем; и та часть, которую глаз увидит освещенной солнцем будет блестеть.

      …Тени растений никогда не бывают черными, так как там, куда проникает воздух не может быть мрака.

      То дерево, в совокупности своей, будет больше согнуто ударом ветра, у которого ветви более тонки и длинны, как у ивы и подобных.

      Те деревья будут больше согнуты полетом ветра, которые выше.

      Те растения, у которых более густая листва, больше сгибаются ударами ветра.

      В больших лесах, на нивах и лугах видны образованные ветром волны не иначе, чем они видны на море или озере.

      …Когда тянет ветер, он выглаживает песок, и посмотри, как он образует свои волны, и отметь, насколько он движется медленнее, чем ветер, и также поступи с водой, и отметь различие между водой и песком.

      … То, что целиком лишено света, является мраком. Так как ночь находится в подобных условиях, а ты хочешь изобразить некоторый сюжет ночью, то сделай там большой огонь так, чтобы все, что ближе к этому огню, больше окрасилось его цветом, ибо все, что ближе к объекту, больше причастно его природе. Если ты делаешь огонь красноватого оттенка, то делай все освещаемые им вещи тоже красноватыми, а те, что дальше отстоят от этого огня, пусть более окрашены черным цветом ночи. Фигуры, находящиеся перед огнем, кажутся темными на светлом фоне этого огня, так как те части их, которые ты видишь, окрашены мраком ночи, а не светлотою огня; те же, которые находятся по сторонам, должны быть наполовину темными и наполовину красноватыми; а те, которые можно разглядеть за краями пламени, будут целиком освещены красноватым светом на черном фоне.

        КАМИЛЬ КОРО

          Представьте себе тополь. Другие напишут его совсем прямым. Я – нет. Я заставлю его дрожать от ветра.

          Если бы я больше не мог больше писать эти мои маленькие веточки на фоне неба и воздух между ними, чтобы дать пролететь ласточкам, я кажется, тут же упал бы замертво. Надо работать с твердостью и упорством… природа сама по себе – лучший советчик.

            ДЖОН КОНСТЕБЛ

              Пейзажист, у которого небо не является одной из важнейших частей композиции, пренебрегает лучшим своим помощником…

              А я часто слышал советы писать небо, как белую простыню, натянутую позади предметов… Трудно назвать такой вид пейзажа, в котором небо не является ключевой нотой и в котором оно не выражает настроения этой картины. Можете себе представить, какую ошибку я бы совершил, если уверовал в белую простыню. В природе небо – источник света, оно царит над всем, и даже наши повседневные суждения о погоде зависят от него. Небо – очень трудная задача, как в смысл е композиции, так и в смысле исполнения. При всем его блеске оно не должно выступать вперед, а лишь вызывать представление о бесконечной дали.

                АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ

                  После сюжета как такового, к интереснейшим основам пейзажа относятся движение, жизнь.

                  Оживление полотна – одна из величайших трудностей живописи. Наделить произведение искусства жизнью – в этом, безусловно, одна из необходимейших задач настоящего художника. Все должно быть направлено к этой цели: форма, цвет, фактура. Впечатления творящего художника должны быть животворными, и лишь такие впечатления возбуждают зрителя.

                  И хотя пейзажист должен оставаться господином своего ремесла, фактура, доведенная до максимума живописи, должна и зрителю передавать то впечатление, которым охвачен художник.

                    И. И. ШИШКИН

                      Каждый ученик летом должен писать этюды и в них со всех сторон изучать то, что он избрал своей специальностью; кроме того, как зимой, так и летом он должен при себе иметь записную книжку или альбом, чтобы приучиться зачерчивать в них все, что остановит на себе его внимание, а не полагаться на свою память и воображение…

                      Пейзаж должен быть не только национальным, но и даже местным. Порукой всему сказанному будет мой долголетний опыт и все мое желание послужить родному пейзажу, и надеюсь, что придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная взглянет с холстов русских художников.

                        И. И. ЛЕВИТАН

                          Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей.

                          Ищите общее, живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами. Не увлекайтесь мелочами и деталями, а ищите общий тон.

                          Запомнить надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь. Работа по памяти приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве. Если не удалось, наблюдайте еще раз, пока не добьетесь.

                            В. Н. БАКШЕЕВ

                              … Наши молодые мастера, работая над пейзажем, обнаруживают часто досадную поверхностность. Например, первые планы картин пишутся крайне небрежно. В картинах не чувствуется шелеста, аромата трав…

                                В. В. МЕШКОВ

                                  Работая с натуры, необходимо, конечно, помнить, что задача живописца заключается не в фотографическом изображении природы, а в создании эмоционального образа… Следует смотреть на природу просто, внимательно, пытаясь понять общее впечатление, и от него идти к деталям. Природа прекрасна, и когда наблюдаешь ее, нужно не выдумывать, а смотреть и смотреть как можно больше. Как бы не была богата фантазия, природа все равно богаче. Это всегда нужно иметь в виду.

                                    Г. Г. НИССКИЙ

                                      … В моей работе над пейзажем организация пространства имеет колоссальное значение. Понятие пространства не совпадает с понятием линейной перспективы, пересчитыванием планов от носков башмаков до линии горизонта. Я говорю об организации пространства ритмом силуэтов, цветом; продумываю и композиционную вещь в целом, отбрасывая второстепенное, подчеркивая то, что считаю главным, делая планы светлее или темнее в зависимости от того, как это требует общее решение. Стремлюсь к цветовой насыщенности, напряженности, психологическому действию цвета.

                                        Г. САВИЦКИЙ

                                          Если вы начнете этюд во всю силу цвета, вам все время работу придется вести на неточностях в цветовых отношениях, что всегда стесняет художника. Лучше сначала взять сдержаннее, с тем, чтобы под конец положить блестящий мазок. Преждевременное использование диапазона палитры, загроможденность множеством тонов пользы не приносит. Ведите этюд осмотрительнее, на сдержанной палитре, используя в отдельных случаях наиболее звучные тона. Эти звучные тона на серой сдержанной гамме будут играть как драгоценные камни.

                                          Отношение к палитре должно быть очень обдуманное. У большого мастера мы всегда видим очень скромную палитру, зато произведение поражает своей красочностью.

                                          Как целесообразнее начинать писать пейзаж: с первого или второго плана? Это зависит от того, что в живописном отношении является ведущим, то есть на чем строится вся тональность этюда. Может получиться такое положение, что как раз на горизонте при стыке неба с землей и находится живописный лейтмотив всей вещи. В таком случае в первую очередь, эти отношения и нужно решить, их, прежде всего и берите, и уже к этому добавляйте все остальное. А может этюд построиться так, что основным будет первопланное пятно, а затем дальнейшее пространство пейзажа. В этом случае, начинайте отталкиваться от первого плана, подчинив ему все остальное.

                                            К. ЮОН

                                              Ученическая, робкая, хотя и искренняя, но протокольная работа, есть только азбука искусства. Лишь тогда, когда живописец в результате долгих исканий доходит до двух – трех ударов кисти, просто и четко разрешающих проблему формы и цвета, появляется необходимая степень убедительности. Лаконизм в живописи, как и в речи, часто желателен, как кратчайший путь к исчерпывающей ясности: он изгоняет на прямолинейном пути своем все сомнительное, запутывающее и перегружающее.

                                              Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной деятельностью подготовлен к восприятию произведений искусства.

                                              В жизни человек оперирует преимущественно зрительными образами. Без зрительных образов нет изобразительного искусства. Поэтому столь важно приобщать детей к прекрасному, учить замечать красоту рассматриваемого и описанного в повседневной жизни.

                                              Красота – понятие неумозрительное, лежащее за пределами человеческого опыта. Человек, познающий и преобразующий мир, действует не только на научной основе, но и по «законам красоты». На опыте творческой деятельности он оттачивает чувство красоты, создавая что-либо материальное.

                                              Чувство красоты, пропорциональности необходимо воспитывать с юных лет, для этого надо изучать лучшие произведения в области изобразительного искусства, и обязательно работать самому – рисовать.

                                              Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

                                              Тема приобщения учащихся школ к природе становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике, возрастает необходимость формирования у детей подлинной любви и уважения к природе, к своей Родине, способствует этому изучение жанра изобразительного искусства – пейзаж. Пейзаж всегда был предельно ориентирован именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми и природой, поэтому стоит колоссальное внимание уделить именно этому жанру изобразительного искусства в школьной программе.

                                              Литература:

                                              1. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование, труд». – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.,ил.
                                              2. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе.Учебник. 3- е изд.,перераб. и доп. – М.:АГАР, 1998. – 336 с., ил.
                                              3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 классов.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил.
                                              4. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5 – 8 классов.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил
                                              5. Энциклопедический словарь юного художника: Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – М., Педагогика, 1983. – 416 с.,ил.

                                              Может быть интересно

                                              Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

                                              Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

                                              14 минут 2132 35

                                              Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

                                              Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
                                              10 минут 6541 677