Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Быстрицкая О. Д.
9 минут 8753 2098

Мастера своего дела: Быстрицкая О. Д.

Bistrickaja2Дорогие друзья, участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Быстрицкая Оксана Дмитриевна, воспитатель МБДОУ начальной школы-детского сада №37 города Сургута, Тюменской области, с удовольствием предлагает вашему вниманию конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте, который представлен в игровой форме.

В игре дети лучше понимают и запоминают характеристики звуков: звонкий - глухой, твердый – мягкий, учатся выделять эти звуки в словах. Применяя некоторые приемы из представленного занятия в повседневной жизни, можно закреплять знания детей, подготавливая их к очень важному событию в их жизни – поступление в школу. Данное игровое занятие будет интересно педагогам и родителям.

Познавательного чтения...


 

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте  в старшем дошкольном возрасте

на тему: «Путешествие по улицам города звуков и букв. Улица звуков [Д] и [Д'] и буквы «Д» 

Задачи:

  1. Продолжать учить детей дифференцировать твердые и мягкие звуки, а также звонкие и глухие, подбирать слова по заданной схеме.
  2. Закреплять умение разгадывать ребусы.
  3. Развивать фонематический слух, мышление, воображение.
  4. Воспитывать умение выслушивать до конца взрослого и своих сверстников, действовать в коллективе и самостоятельно.

Оборудование:

  • Доска демонстрационная, набор картинок и предметов, в названии которых есть звуки [Д] и [Д'], а также предметы, в названии которых нет данных звуков;
  • цветочек с загадками, ворота;
  • два домика с наклеенными на них картинками, обозначающих домики звуков [Д] и [Д'] (дом, дятел);
  • синие и зеленые ботиночки, соломенная шляпка и две шляпки в виде колокольчика;
  • корзина;
  • схемы слов с обозначенными мягкими и твердыми звуками в начале и в середине слова (на каждого ребенка по одной схеме);
  • ребусы в картинках; буква Д, разрезанная в виде пазлов.

Предварительная работа.

1. Чтение рассказа о путешествии игрушек по городу звуков и букв «На улице звуков [Д] и [Д']. Знакомство с буквой Д, превращения её в различные предметы. Совместный сбор вещей в путешествие (корзина, соломенная шляпка, шапки-колокольчики, синие и зеленые ботиночки)

Ход занятия

- Ребята мы с вами читали рассказы и рассматривали картинки о том, как игрушки путешествуют по городу звуков и букв. Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие по такому городу. Но вход в этот город охраняют загадки. Только отгадав их, мы можем попасть на улицу к каким-нибудь звукам. Ребята, что же будем делать? (отгадывать загадки). Вы готовы? (да). Катя, выбирай первую загадку (дети по очереди выбирают с цветка разноцветные лепестки с загадками, а отгадки (цвет отгадки соответствует цвету лепестка загадки) вывешиваются на доску в виде картинок.

Загадки:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево)

 

Вот какой забавный случай!

Поселилась в ванной туча.

Дождик льётся с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик тёплый, подогретый,

На полу не видно луж.

Все ребята любят .... (Душ)

 

Белый столб стоит на крыше

И растёт всё выше, выше.

Вот дорос он до небес -

И исчез. (Дым)

 

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись: .... (Дятел)

 

Ёжик вырос в десять раз,

Получился .... (Дикобраз)

 

- Ребята, мы с вами отгадали все загадки. А вы не догадались по отгадкам на улицу каких звуков мы попадем? Конечно [Д] и [Д']. А какой буквой на письме обозначаются звуки [Д] и [Д']?

- Заходите гости дорогие. Перед нами два домика какой звук где живет нам предстоит догадаться. (Дети рассуждают какой звук где живет, опираясь на картинки, которые прикреплены к домикам. На одном домики нарисован дятел, на другом - дом).

- Алиса, превращайся в стрелочку и выбери нам домик, который мы посетим первый. (дети выбирают первый домик, а затем идем во второй).

Работа в домиках

1. Домик звука [Д].

- Ребята, посмотрите какой беспорядок. Я вам забыла сказать, что вчера здесь был ураган. Вы знаете, что такое ураган? (сильный ветер). Он все перепутал и перемешал. В домике звука [Д] должны жить только те предметы и картинки в названиях которых есть твердый звук [Д]. Возьмите все по два предмета, или по две картинки, или картинку и предмет которые валяются в домике, и мы сейчас выясним, что здесь лишнее, а что нет.

Работа с картинками и предметами, в названии которых есть звук [Д] и в которых данного звука нет. Дети рассуждают какой звук в названии предметов они услышали. Лишние предметы выкидывают в корзину, а нужные, в которых есть звук [Д], оставляют в домике.

- Ребята, но в дом обычно идут с подарками. Что мы можем подарить звуку. [Д]? Посмотрите в нашем чемодане (дети выясняют, что мы подарим ему синие ботиночки и шапочку-колокольчик, потому что этот звук твердый и звонкий).

- Ребята, вы устали? Пока мы с вами были в гостях, в городе пошел дождь. Давайте с вами немного поиграем под ним (физкультминутка «Дождик»).

Лейся, дождик, веселей!

Мы с тобою дружим.

Хорошо нам бегать

Босиком по лужам.

Как зеленые лягушки,

Мы попрыгаем по лужам.

Всё! Напрыгались, устали.

Дальше дружно зашагали.

- Ну а теперь, мы отправляемся в гости к следующему звуку.

2. Домик звука [Д'].

- Ребята что-то никого не видно. Давайте мы оживим домик и заселим его теми предметами и картинками в названиях которых есть звук [Д']. Мы пойдем в магазин и каждый выберет себе предмет или картинку, а вместо денег будут схемы слова. Надо подобрать по схеме, название предмета, так, чтобы звук [Д'] был на том месте, где он обозначен в вашей схеме. Я буду продавцом. Подходим по очереди (дети выполняют задания).

Молодцы, все справились. А теперь сделаем подарки хозяину дома - звуку [Д'] (дарим зеленые ботиночки и шапочку-колокольчик, потому что этот звук мягкий и звонкий).

А теперь, как и в любом путешествии немного развлечемся. На улице звуков [Д] и [Д'] есть клуб ребусов. Что надо делать с ребусами? (разгадывать слова)

Ребусы

  1. Рисунок «дудочка», а рядом рисунок «удочка» (была дудочка, а получилась удочка, что исчезло?)
  2. Рисунок «ДОМ», а рядом «СОМ» (Был «дом», а стал «сом». Как такое могло произойти?)
  3. Рисунок «РОГА», а рядом «ДОРОГА» (Были «рога», а получилась «дорога». Как такое могло произойти?).

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Но мы совсем с вами забыли, что это город не только звуков, но и букв. Ураган даже умудрился букву Д на части раскидать. Давайте мы её сложим (дети складывают букву Д).

- Вам понравилось путешествие. А что больше всего понравилось? Мне тоже с вами понравилось путешествовать. Отправляемся домой.


Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2510 41

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6645 677