Дорогие друзья, участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Быстрицкая Оксана Дмитриевна, воспитатель МБДОУ начальной школы-детского сада №37 города Сургута, Тюменской области, с удовольствием предлагает вашему вниманию конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте, который представлен в игровой форме.
В игре дети лучше понимают и запоминают характеристики звуков: звонкий - глухой, твердый – мягкий, учатся выделять эти звуки в словах. Применяя некоторые приемы из представленного занятия в повседневной жизни, можно закреплять знания детей, подготавливая их к очень важному событию в их жизни – поступление в школу. Данное игровое занятие будет интересно педагогам и родителям.
Познавательного чтения...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте
на тему: «Путешествие по улицам города звуков и букв. Улица звуков [Д] и [Д'] и буквы «Д»
Задачи:
- Продолжать учить детей дифференцировать твердые и мягкие звуки, а также звонкие и глухие, подбирать слова по заданной схеме.
- Закреплять умение разгадывать ребусы.
- Развивать фонематический слух, мышление, воображение.
- Воспитывать умение выслушивать до конца взрослого и своих сверстников, действовать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование:
- Доска демонстрационная, набор картинок и предметов, в названии которых есть звуки [Д] и [Д'], а также предметы, в названии которых нет данных звуков;
- цветочек с загадками, ворота;
- два домика с наклеенными на них картинками, обозначающих домики звуков [Д] и [Д'] (дом, дятел);
- синие и зеленые ботиночки, соломенная шляпка и две шляпки в виде колокольчика;
- корзина;
- схемы слов с обозначенными мягкими и твердыми звуками в начале и в середине слова (на каждого ребенка по одной схеме);
- ребусы в картинках; буква Д, разрезанная в виде пазлов.
Предварительная работа.
1. Чтение рассказа о путешествии игрушек по городу звуков и букв «На улице звуков [Д] и [Д']. Знакомство с буквой Д, превращения её в различные предметы. Совместный сбор вещей в путешествие (корзина, соломенная шляпка, шапки-колокольчики, синие и зеленые ботиночки)
Ход занятия
- Ребята мы с вами читали рассказы и рассматривали картинки о том, как игрушки путешествуют по городу звуков и букв. Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие по такому городу. Но вход в этот город охраняют загадки. Только отгадав их, мы можем попасть на улицу к каким-нибудь звукам. Ребята, что же будем делать? (отгадывать загадки). Вы готовы? (да). Катя, выбирай первую загадку (дети по очереди выбирают с цветка разноцветные лепестки с загадками, а отгадки (цвет отгадки соответствует цвету лепестка загадки) вывешиваются на доску в виде картинок.
Загадки:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)
Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят .... (Душ)
Белый столб стоит на крыше
И растёт всё выше, выше.
Вот дорос он до небес -
И исчез. (Дым)
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись: .... (Дятел)
Ёжик вырос в десять раз,
Получился .... (Дикобраз)
- Ребята, мы с вами отгадали все загадки. А вы не догадались по отгадкам на улицу каких звуков мы попадем? Конечно [Д] и [Д']. А какой буквой на письме обозначаются звуки [Д] и [Д']?
- Заходите гости дорогие. Перед нами два домика какой звук где живет нам предстоит догадаться. (Дети рассуждают какой звук где живет, опираясь на картинки, которые прикреплены к домикам. На одном домики нарисован дятел, на другом - дом).
- Алиса, превращайся в стрелочку и выбери нам домик, который мы посетим первый. (дети выбирают первый домик, а затем идем во второй).
Работа в домиках
1. Домик звука [Д].
- Ребята, посмотрите какой беспорядок. Я вам забыла сказать, что вчера здесь был ураган. Вы знаете, что такое ураган? (сильный ветер). Он все перепутал и перемешал. В домике звука [Д] должны жить только те предметы и картинки в названиях которых есть твердый звук [Д]. Возьмите все по два предмета, или по две картинки, или картинку и предмет которые валяются в домике, и мы сейчас выясним, что здесь лишнее, а что нет.
Работа с картинками и предметами, в названии которых есть звук [Д] и в которых данного звука нет. Дети рассуждают какой звук в названии предметов они услышали. Лишние предметы выкидывают в корзину, а нужные, в которых есть звук [Д], оставляют в домике.
- Ребята, но в дом обычно идут с подарками. Что мы можем подарить звуку. [Д]? Посмотрите в нашем чемодане (дети выясняют, что мы подарим ему синие ботиночки и шапочку-колокольчик, потому что этот звук твердый и звонкий).
- Ребята, вы устали? Пока мы с вами были в гостях, в городе пошел дождь. Давайте с вами немного поиграем под ним (физкультминутка «Дождик»).
Лейся, дождик, веселей!
Мы с тобою дружим.
Хорошо нам бегать
Босиком по лужам.
Как зеленые лягушки,
Мы попрыгаем по лужам.
Всё! Напрыгались, устали.
Дальше дружно зашагали.
- Ну а теперь, мы отправляемся в гости к следующему звуку.
2. Домик звука [Д'].
- Ребята что-то никого не видно. Давайте мы оживим домик и заселим его теми предметами и картинками в названиях которых есть звук [Д']. Мы пойдем в магазин и каждый выберет себе предмет или картинку, а вместо денег будут схемы слова. Надо подобрать по схеме, название предмета, так, чтобы звук [Д'] был на том месте, где он обозначен в вашей схеме. Я буду продавцом. Подходим по очереди (дети выполняют задания).
Молодцы, все справились. А теперь сделаем подарки хозяину дома - звуку [Д'] (дарим зеленые ботиночки и шапочку-колокольчик, потому что этот звук мягкий и звонкий).
А теперь, как и в любом путешествии немного развлечемся. На улице звуков [Д] и [Д'] есть клуб ребусов. Что надо делать с ребусами? (разгадывать слова)
Ребусы
- Рисунок «дудочка», а рядом рисунок «удочка» (была дудочка, а получилась удочка, что исчезло?)
- Рисунок «ДОМ», а рядом «СОМ» (Был «дом», а стал «сом». Как такое могло произойти?)
- Рисунок «РОГА», а рядом «ДОРОГА» (Были «рога», а получилась «дорога». Как такое могло произойти?).
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Но мы совсем с вами забыли, что это город не только звуков, но и букв. Ураган даже умудрился букву Д на части раскидать. Давайте мы её сложим (дети складывают букву Д).
- Вам понравилось путешествие. А что больше всего понравилось? Мне тоже с вами понравилось путешествовать. Отправляемся домой.