Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Ремневой Ольгой Викторовной, воспитателем МБДОУ детский сад № 13 "Улыбка". Ольга Викторовна с радостью делится с нами полезным материалом о роли трудового воспитания в жизни дошкольника. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Викторовны:
"Согласно ФГТ, трудовое воспитание должно стать одной из важнейших образовательных областей. Труд, помимо практического и воспитательного аспекта,имеет большое значение и для детского развития.Родители не могут уделять должного внимания трудовым навыкам своих детей. Поэтому именно на педагогах лежит задача приобщения детей к элементарному бытовому труду и самообслуживанию."
Познавательного чтения...
Продуктивная деятельность воспитанников в дошкольном образовательном учреждении
Одной из важных областей жизни дошкольника являются элементарные трудовые занятия. Согласно ФГТ, трудовое воспитание должно стать одной из важнейших образовательных областей. Труд, помимо практического и воспитательного аспекта, с моей точки зрения, имеет большое значение и для детского развития. Именно в этой продуктивной деятельности формируется целенаправленность, организованность, настойчивость. Практический труд и ремесло являются средством развития этих важнейших навыков и качеств. Правильно организованный труд будет способствовать развитию произвольности, организованности и целенаправленности.
В нашем дошкольном образовательном учреждении особо отмечается важность повседневного бытового труда для детей. Большинство детей дошкольного возраста проводят в условиях ДОУ большую часть своей детской жизни. В детском саду функционирует группа круглосуточного пребывания детей. Родители не могут уделять должного внимания трудовым навыкам своих детей. Поэтому именно на педагогах лежит задача приобщения детей к элементарному бытовому труду и самообслуживанию.
Главными моментами при этом являются осмысленность для ребенка и многократная повторяемость понятных действий — прежде всего бытовых операций самообслуживания и ухода за собой, за игрушками и за помещением группы. Именно повторяемость позволяют ребенку отследить логику действий, успешно освоить трудовые навыки. Навыки повседневного бытового труда создают базу для дальнейших, более сложных практических и умственных действий.
Значительную роль в трудовом воспитании имеет стремление детей к подражанию взрослым. Ребенок перенимает манеру действий старших.От позиции воспитателя, правильности организации своего рабочего места и доброжелательного приглашения детей делать вместе будет зависеть включенность детей и энтузиазм любых трудовых дел.
В повседневной жизни группы можно выделить следующие трудовые моменты.
Настоящим целенаправленным трудом является:
- самостоятельное одевание и раздевание;
- накрывание на стол к обеду, расстановка стульев;
- уборка игрушек и игровых материалов по окончании игры или занятий;
- уборка со стола после еды за собой.
Вместе со взрослым дети осуществляют сезонный труд на земле, а именно:
- сгребание листьев;
- уборка снега;
- посадка и полив растений;
- уборка инвентаря после прогулки.
Важным моментомявляется вовлеченность детей в уборку помещения и поддержание порядка в группе. Это и протирание полочек, и сезонная стирка кукольной одежды, уход за растениями. При этом в хозяйственные дела дети включаются по своему желанию, и пока их это увлекает. А вот одевание, уборка со стола после еды, уход за одеждой после прогулки — это дела, требующие постоянного внимания.
Главный принцип заключается в том, что воспитатель начинает дела первым и не заставляет, а приглашает своим действием детей к соответствующему занятию.
Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре и здоровому образу жизни.