Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие способностей дошкольников
7 минут 7463 2372

Развитие способностей дошкольников

kraskiДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Артемьеву Светлану Владимировну, воспитателя средней группы МБДОУ детский сад № 13 "Улыбка". Светлана Владимировна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по развитию способностей дошкольников посредством художественно-творческой деятельности. Статья будет интересна педагогам и воспитателям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Владимировны:

"Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет выразить детям свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для ребенка большое значение. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества."

Увлекательного чтения...


Развитие способностей дошкольников

посредством художественно-творческой деятельности

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет выразить детям свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для ребенка большое значение. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое воспитание, образные представления и воображение, эстетические чувства. Занятие по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы, поэтому изобразительная деятельность тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим, чтение книг, музыкальные занятия).

Для изображения важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, желание рисовать, лепить, наклеивать.

Особое значение имеет взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой.

Дети часто стремятся обыгрывать предметы и изображения, сделанные ими.

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Как правило, дети любят рисовать, лепить, наклеивать, вырезать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.

Изобразительная деятельность-это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без наблюдения.

Для того чтобы нарисовать, вылепить какой — либо предмет, надо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что воспринимали ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, наблюдений, из рассказов, художественной литературы.

Занимаясь художественным творчеством, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глину, мелки и т.д.).

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов, оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность.

Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали.

Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке.

Похвала ребенка радует, а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно. Если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться зазнайство; и наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил, наклеил можно выработать прочное отрицательное отношение к изодеятельности.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься помогать товарищам.

В изодеятельности сочетаются умственная и физическая активность.

Для создания рисунка, лепки, аппликации нужно применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать, овладеть навыками обращения с ножницами, карандашом и кистью.

Владение этими материалами и инструментами требует затраты физических сил, трудовых навыков.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик-стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. Для развития эстетического воспитания очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать его красоту, использовать образное сравнение. Маленьких детей волнует восприятие яркого цвета, блестящих поверхностей.

Эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний: яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые цветы одуванчиков в зелени травы.

Постепенно у детей развивается художественный вкус. В работах они передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему.

Изодеятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое воспитание, когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.

Красота и выразительность рисунка зависит от того, как дети овладели формообразующими движениями, и умеют передавать форму предметов. Если работа хорошо расположена на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно и не слишком мелко, это радует ребенка.

Уже на четвертом году жизни дети стремятся получить оценку своих рисунков и других работ, они испытывают удовлетворение от того, что их работы понравились, что дети выразили свои одобрения, отметили их работы.

Положительная оценка работы должна даваться по заслугам, т.е. за действительно достигнутое хорошее качество, выразительность, красоту. Конечно, это высокое качество будет соответствовать возможностям детей данного возраста.

Воспитание стремления выполнить работу лучше сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, - задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677