Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Неустроевой Оксаной Александровной, педагогом-психологом МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 45" муниципального образования города Братска. Оксана Александровна с радостью представляет вашему вниманию статью "Подготовка детей к школьному вниманию". Статья будет интересна педагогам, педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Краткий комментарий к статье от Оксаны Александровны:
"Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует и педагогов и родителей будущих первоклассников. Бытует мнение, что достаточно научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учебой не будет. Это не совсем верно. Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а определенная система знаний и умений. Необходимо, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты внимание, память, логическое мышление, воображение."
Познавательного чтения...
Подготовка детей к школьному обучению
Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует и педагогов и родителей будущих первоклассников. Бытует мнение, что достаточно научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учебой не будет. Это не совсем верно. Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а определенная система знаний и умений. Необходимо, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты внимание, память, логическое мышление, воображение. С этой целью я включаю в совместную деятельность с детьми различные игры на развитие познавательных психических процессов такие, как «Зашифрованное письмо», «Что лишнее», «Найди отличия».
Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики. О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов, так как через руки проходит огромный поток информации. Не зря немецкий философ И.Кант назвал руку «выдвинутым наружу головным мозгом». Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки. С этой целью на развивающих занятиях по подготовке к школе дети выполняют различные упражнения:
- написание по пунктиру элементов письменных букв;
- выкладывание узоров из фасоли, гороха или палочек (зачищенные спички) обеими руками сразу и по очереди;
- игры со шнуровками;
- штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;
- обведение фигур по трафарету или шаблону;
- обведение фигур по пунктиру и их раскрашивание;
- нанизывание бус на нитку;
- игры с волчками;
- складывание из бумаги;
- вырезание т.к. работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мускулатуры руки;
- сортировка разных семян (игра «Помоги Золушке»);
- упражнения на тактильные ощущения (игра «Найди пару такую же», «Чудесный мешочек»).
Провожу массаж рук и пальцев, т.к. он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. С этой целью я использую фасоль, бусины, карандаш, грецкие орехи.
Таким образом, развитие детской руки и подготовка ее к письму идет через систему упражнений и игр.
На наших развивающих занятиях дети с большим удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, которая позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. В связи с этим, вся работа с детьми по подготовке к школе строится так, чтобы ребята с интересом, и с удовольствием выполняли задания, не боялись высказывать свои мысли вслух, не теряли уверенности в своих силах, приобретали общий положительный психологический настрой на обучение в школе. Вся совместная деятельность построена на играх. В играх дети приобретают навыки необходимые в школе – внимание, наблюдательность, аккуратность, целеустремленность.
Во время работы использую также релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Таким образом, правильный подбор разных видов игр и упражнений важен для реализации намеченных целей, задач обучения и воспитания при подготовке детей к школе. В игре они с удовольствием делают то, что для них полезно. Ребенок может обрести ценные качества только в своем опыте. Поэтому, все развивающие занятия построены на разных играх. Думаю, что ребенок, покидающий стены детского сада, психологически подготовлен к обучению в школе: у него сформировано желание учиться, он может принимать учебную задачу и действовать по заданному правилу, слушать и последовательно выполнять указания педагога.
Литература:
- Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе. С.Ю.Бубнова, В.А. Андриеш. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010
- Организационно-методические условия предшкольной подготовки детей. О.И. Давыдова, А.А. Майер. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС,2012
- Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. Т.В. Ананьева. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011