Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Опыт здоровье формирующего физического развития детей
9 минут 8950 2829

Опыт здоровье формирующего физического развития детей

AlekseevaДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Аксеевой Натальей Леонидовной, инструктором по физической культуре МБДОУ детский сад комбинированного вида № 385 города Нижний Новгород, Нижегородской области. Наталья Леонидовна интересуется современными технологиями физического развития детей, в том числе детей, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Внедряет здоровьесберегающие педагогические технологии. Сегодня Наталья Леондовна с радостью делится с нами полезным материалом о  физическом развитии детей посредством здоровьеразвивающих физических упражнений. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Натальи Леонидовны:


"С 2007г. МБДОУ является опорной городской площадкой по внедрению здоровьесберегающих педагогических технологий и программ. За это время в детском саду сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми, органично включающая в себя здоровьесберегающие технологии физического, сенсомоторного, психоэмоционального развития. Данные технологии дают возможность развивать двигательные навыки и умения, формировать физические качества, сознательно управлять своими движениями, укреплять мышечный корсет, воспитывать рефлекс правильной осанки, развивать общую и мелкую моторику, сохранять психическое и эмоциональное здоровье детей."

Познавательного чтения...


Опыт здоровье формирующего физического развития детей

старшего дошкольного возраста посредством здоровьеразвивающих физических упражнений

 

С 2007г. МБДОУ является опорной городской площадкой по внедрению здоровьесберегающих педагогических технологий и программ. За это время в детском саду сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми, органично включающая в себя здоровьесберегающие технологии физического, сенсомоторного, психоэмоционального развития. Данные технологии дают возможность развивать двигательные навыки и умения, формировать физические качества, сознательно управлять своими движениями, укреплять мышечный корсет, воспитывать рефлекс правильной осанки, развивать общую и мелкую моторику, сохранять психическое и эмоциональное здоровье детей. Технологию физического развития дошкольников реализуем через внедрение развивающих двигательных программ, разработанных в НП ЦЗСПТ г.Н.Новгорода, составной частью которых являются здоровьеразвивающие физические упражнения.

Здоровьеразвивающие физические упражнения - это определенные виды общеразвивающих упражнений, специально разработанные для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, способствующие развитию и сохранению здоровья детей. Значение общеразвивающих упражнений в формировании базовых факторов нервной системы и психики ребенка трудно переоценить. Это основа и для модально-специфических факторов, и кинетических, и кинестетических, и пространственных, и произвольной регуляции, и энергетического обеспечения, и межполушарного взаимодействия.

ОРУ является неотъемлемой частью всех физкультурно-оздоровительных мероприятий в нашем ДОУ: утренней гимнастики, непосредственно организованной деятельности по физической культуре, гимнастики после сна, физкультминуток, динамических паузах, физкультурных праздников и досугов, днях здоровья.

Наиболее эффективны здоровьеразвивающие физические упражнения выполняемые с использованием различного физкультурного инвентаря, материалов и оборудования. Наши воспитанники при выполнении ОРУ используют: полусферы, фитболы, гимнастические палки, гимнастические мячи, скакалки, кубики, кегли, флажки, гимнастические скамейки. Предметы вызывают у детей больший интерес к физическим упражнениям, положительно влияют на освоение движений и развитие двигательных качеств, способностей. При выборе предметов для выполнения ОРУ руководствуемся таким критерием, как целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность. Поэтому тщательно продумываем сочетание движений с предметом, учитываем его размер и тяжесть.

Используя предметы в ОРУ мы одновременно решаем задачи сенсорного развития детей. Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию ими цвета, веса, формы, качества, материала и других свойств предметов. А главное, действия с предметами позволяют сформировать у детей четкие двигательные представления, основанные на многообразии их собственных ощущений.

Наиболее популярными ОРУ у дошкольников стали упражнения на полусферах. Полусфера представляет собой деревянную конструкцию, составляющую в размере ¼ часть шара, диаметром устойчивой поверхности не менее 50 см и высотой- 9-10 см. За счет постоянно изменяющейся площади опоры, ее положения в пространстве в работу включаются практически все группы мышц. Благодаря этому у детей развивается чувство сохранения равновесия, совершенствуется способность ориентироваться в пространстве, формируется рефлекс правильной осанки. Также эти упражнения улучшают сбалансированную работу правого и левого полушарий головного мозга, формируют и развивают зрительную и слуховую систему, тактильную чувствительность.

Полусферы используем на утренней гимнастике, в НОД по физической культуре, в подвижных играх. Упражнения проводим как стоя на месте, так и в передвижении. Дети выполняют комплексы упражнений нарастающей сложности сначала с использованием устойчивой поверхности полусферы (когда полусфера стоит на основании), потом с качающейся поверхностью (когда полусфера стоит на верхушке).

В работе с детьми старшей и подготовительной группы используем такие упражнения на полусферах, как:

  • прямостояние на двух ногах с открытыми и закрытыми глазами;
  • полуприседания и приседания с открытыми и закрытыми глазами;
  • прямостояние на одной ноге (поочередно на правой и левой ноге) с открытыми и закрытыми глазами;
  • полуприседания, в стойке на одной ноге;
  • прямостояние на двух ногах с наклоном головы вправо (влево), с открытыми и закрытыми глазами;
  • прямостояние на одной ноге (правой и левой поочередно) с наклоном головы вправо и влево, с открытыми и закрытыми глазами;
  • ходьба на полусфере (устойчивой и качающейся поверхности) с открытыми и закрытыми глазами; с поворотом на 360° вправо и влево;
  • с выполнением хлопков в ладони перед грудью, над головой, за спиной и т.д.;
  • поднимание согнутой, а затем прямой ноги (правой и левой поочередно) вперед, в сторону, назад, с различным положением рук в пространстве;
  • шаги с пола на полусферу и снова на пол, с различным положением рук в пространстве и многое другое.

Для передвижения по полусферам выстраиваем различные варианты дорожек из них (одна на основании, следующая на верхушке и т.д.).

Выполняя упражнения на полусферах, используем также и различные предметы: ленты, гантели, мячи.

Стоя на полусфере с мячом, дети выполняют броски, ловлю, передачи сначала на устойчивой, потом на качающейся поверхности. После освоения детьми этих упражнений, усложняем задание, например, передача мяча в парах с отскоком мяча от пола и без отскока – один ребенок стоит на основании полусферы, другой на качающейся полусфере. Или это же упражнение, но с двумя мячами – один передает по верху мяч, другой с отскоком от пола.

Затем обучаем детей выполнять различные вращения, находясь на качающейся поверхности, то есть стоя на основании:

  • положение сидя в позе полулотоса (скрестив ноги);
  • положение сидя, согнув ноги, касаясь пятками края полусферы;
  • положение сидя ноги врозь;
  • сидя на коленях (пятках);
  • лежа на животе;
  • стоя на двух ногах, держась за рейку гимнастической лесенки
  • стоя на двух ногах, на середине, без опоры руками.

Используем полусферы также и в подвижных играх и игровых ситуациях, в эстафетах, используя их в качестве домиков, которые надо занять по определенному сигналу, или в качестве снарядов, по которым необходимо совершить перемещение с одной стороны зала на другую.

Данные наблюдений за детьми в течение трех лет позволили сделать вывод, что использование полусфер в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ способствовало развитию основных сенсомоторных координаций, формированию рефлекса правильной осанки, профилактике плоскостопия, развитию основных систем организма. А внедрение в образовательный процесс ДОУ технологии физического развития в целом позволило достигнуть высокого уровня физического развития воспитанников, снизить показатели заболеваемости детей, повысить индекс здоровья.

Литература:

  1. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошк.учреждений.-М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2011.-336с.
  2. Здоровьеразвивающие физические упражнения: учебно-методическое пособие/И.К.Шилкова, Л.В.Филиппова, Ю.А.Лебедев. -Н.Новгород, 2008.-183с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677