Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Селезнева Наталья Петровна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории ЛГ МАОУ ДОД ЦДОД "Радуга" города Лангепас, предлагает вашему вниманию учебно-исследовательскую работу на тему: " Роль игрового дидактического материала в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста", выполненную её воспитанницами Селезневой Ксенией и Мусиной Гульшат. Работа будет полезна педагогам, воспитателям детских садов и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к работе от Натальи Петровны:
"Над данным проектом мы работали три года. Мы разработали и изготовили игру "Поляна сказок" (большое лоскутное одеяло, состоящее из разнообразных заданий, которые должен выполнить ребёнок). Проведя теоретическое и практическое исследование проблемы использования дидактической игры в развитии мелкой моторики у детей, мы ещё раз убедились в том, что эта проблема очень актуальна на сегодняшний день. Отсюда следует что, применение дидактических игр в работе с детьми должно быть систематическим и целенаправленным. Формирование мыслительных операций должно происходить под руководством педагога. Только при выполнении этих условий дидактическая игра будет эффективно влиять на развитие ребенка."
Познавательного чтения...
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
"Роль игрового дидактического материала в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Роль дидактических игр в развитии моторных навыков у детей
1.1.Развитие идеи использования игры в обучении детей в истории зарубежной и отечественной педагогики
1.2.Вид игры, ее структура и методика проведения
1.3.Использование игры в процессе развития ребенка на разных возрастных этапах
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию моторных навыков у детей
2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Игра – путешествие «Поляна сказок». Ее содержание и способ применения
2.3. Разработка и апробация программы игровых мероприятий по совершенствованию мышления дошкольников
Заключение
Список литературы
Приложения
"Роль игрового дидактического материала в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста".
Селезнева Ксения Андреевна, Мусина Гульшат Ренатовна
РФ, ХМАО – Югра, город Лангепас, МУ ДОД ЦДО для детей «Радуга»,
Детское объединении «Квилт».
Введение
В эпоху развивающейся научно - технической революции неимоверно быстро растет поток научной информации. Чтобы воспринять постоянно растущий объем знаний, осмыслить его и использовать в своей жизни, каждый человек должен иметь определенный уровень развития мышления.
По подсчетам некоторых зарубежных ученых 80% интеллектуальных возможностей человека формируется до 8 лет, а на всю остальную жизнь приходится 20%. Это мнение разделяет Е. В. Проскура. А японец Масару Ибука президент фирмы «СОНИ» и автор новейших концепций воспитания и обучения детей раннего возраста утверждает, что уже к 3-м годам развитие головного мозга завершено на 70 – 80%, Он считает, что первые три года жизни - решающие для развития умственных способностей детей.
Мы полностью согласны с высказываниями данных авторов и считаем, что умственное развитие наиболее интенсивно происходит в дошкольном возрасте. Педагогические ошибки, допущенные в период дошкольного детства, трудно исправляются в дальнейшем, сказываются на успешности последующего обучения в школе, поэтому важно правильно построить работу по умственному развитию дошкольников, в частности по развитию мышления.
Не менее важно создавать условия для интеллектуального развития дошкольников и учащихся начальных классов. А. 3. Зак утверждает, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Низкий уровень развития мышления является препятствием к получению высшего образования, а также отрицательно сказывается на всей последующей жизни человека.
Одной из актуальных тем сегодня является развитие мышления у дошкольников, как важнейшей стороне развития личности.
Усвоение новых знаний, формирование и закрепление умений и навыков наиболее успешно происходит в игре. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры человеку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок и взрослый, увлеченные привлекательным замыслом игры, не замечают того, что они учатся. Для обучения через игру и созданы дидактические игры.
Дидактические игры для развития мышления больше всего используются в дошкольном детстве, т. к. игра - это основной вид деятельности детей этого возраста. Но и в школьном возрасте, и при обучении взрослых целесообразно применять дидактические игры, т. к. это облегчает усвоение знаний и ускоряет формирование умений и навыков.
Нами был изучен ассортимент дидактических игр, который можно встретить в магазинах нашего города. Проведено социологическое исследование среди родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста по вопросу удовлетворения ассортиментом предлагаемых развивающих игр.
В ходе данного исследования было выяснено, что ассортимент дидактических игр весьма скуден и представлен играми-шнуровками, мозаиками, пазлами и развивающими играми «Уникуб». Причем ценовой эквивалент не соответствует качеству представленных игр и не каждый родитель может позволить купить своему ребенку необходимый набор развивающих игр.
Общеизвестно, что развитие мелкой моторики рук влияет на развитие мышления и речи ребенка. Учитывая все выявленные проблемы (дорогостоимость, узконаправленность и мелкоформатность развивающих игр) мы пришли к идее о том, что неплохо было бы разработать такой игровой материал, который помог бы решить обозначенные выше проблемы.
Все вышесказанное предопределило выбор темы нашего исследования "Роль игрового дидактического материала в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста".
Объектом нашего исследования является процесс развития мелкой моторики, а предметом – условия для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста как важного средства развития личности.
Цель данного исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования созданного игрового материала «Поляна сказок» в развитии детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью мы выдвинули следующие задачи :
- Дать теоретическое обоснование процессу развития моторных навыков в разные возрастные периоды.
- Провести анализ проблемы использования игрового дидактического материала в развитии детей.
- Определить уровень сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста,
- Разработать и изготовить игровой дидактический материал для развития и совершенствования моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
- Проверить эффективность влияния игрового дидактического материала на развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
"Роль игрового дидактического материала в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста".
Селезнева Ксения Андреевна, Мусина Гульшат Ренатовна
РФ, ХМАО – Югра, город Лангепас, МУ ДОД ЦДО для детей «Радуга»,
Детское объединение «Квилт».
Глава I. Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
1.1. Развитие идеи использования игры в обучении детей в истории зарубежной и отечественной педагогики
Идея соединения обучения с игрой имеет глубокие исторические корни. Еще в Древней Греции Платон призывал воспитателя-учителя преподавать «не насильно, а играючи», что, по нашему мнению, актуально и сейчас. В предлагаемой Платоном системе воспитания игра занимала немаловажное место в обучении детей до 7 лет. В трактате «Законы» этот древнегреческий философ пишет : «…человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться. Например, кто хочет стать хорошим … домостроителем, должен еще в играх … возводить какие-то детские сооружения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия – подражания настоящим. Точно так же пусть он сообщит им начатки необходимых знаний, например, строителя пусть научит измерять и пользоваться правилом…»
Средневековая педагогика рассматривала ребенка, как уменьшенную копию взрослого, поэтому игра как метод обучения детей не использовалась. Только с наступлением эпохи Возрождения, когда философско-педагогическая мысль встала на позиции гуманизма, идея использования игры в обучении детей вновь нашла своих последователей.
Прекрасный дидактический материал для игр и занятий с детьми разработала Мария Монтессори, итальянский педагог, врач, философ. Ее знаменитые рамки, палочки, подвижной алфавит и др. пособия и сегодня используются для сенсорного развития детей. Эти игры являются своеобразной гимнастикой. У них необычайно широк диапазон задач, как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими может и дошкольник, и ученик.
Систему дидактических игр создал и бельгийский педагог Овид Декроли. Он подразделял игры на зрительно-двигательные, двигательно-слуховые и двигательные. Его игры также используются в современной педагогике («разрезные картинки»).
Что касается России, то истоки сочетания обучения детей с игрой лежат в народной педагогике. Различные потешки, считалки, загадки, песенки и пр. привлекают внимание малышей к окружающему миру, учат производить элементарные игровые действия. В народных играх ясно выраженное обучающее содержание включено в игровую форму. А. П. Усова отмечала: «В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем все они вполне педагогичны».
Обучающее воздействие оказывают и народные игрушки: матрёшки, складные бочонки, конусы из ярких цветных колец разной величины и др. Они не только привлекают внимание детей к цвету, форме, величине предметов, но и дают возможность самообучения, развития мыслительных операций.
Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой, ее традиции вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх и в практику работы с детьми. Идеи народности развивал выдающийся русский педагог, основатель отечественной педагогической науки Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал игру такой деятельностью, которая вносит в развитие ребенка вклад, несравнимый ни с чем другим. Ушинский высоко ценил игры, созданные народом, отмечал, что они близки детям по содержанию, игровым действиям, образам. Необходимо согласиться с данным автором в том, что обучение в форме игры, может и должно быть интересным, но не развлекающим.
В современных дидактических играх помимо обучающей задачи ставятся развивающая и воспитательная задачи. Как писал А. В. Запорожец: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
Таким образом, в истории педагогики всегда уделялось большое внимание проблеме использования дидактических игр в обучении детей, что ещё раз подтверждает актуальность и востребованность этой проблемы.
1.2. Использование игры в процессе развития ребенка на разных возрастных этапах.
В настоящее время множество авторов работают над созданием дидактических игр для дошкольников. Среди них можно назвать А. А. Столяра, Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко, 3. А. Михайлову, А. К. Бондаренко.
Р. С. Немова считает, что работа по развитию мелкой моторики должна строиться с учетом закономерностей умственного развития и принимая во внимание возрастные особенности человека. В младенческом возрасте дидактические игры как таковые еще не используются. В этот период взрослый, общаясь с ребенком, способствует развитию его ориентировки в окружающем мире, организует манипулятивную деятельность младенца, привлекая его внимания к свойствам окружающих его объектов и способам действия с ними.
Г. А. Урунтаева предлагает в раннем детстве для развития наглядно-действенного мышления использовать различные дидактические игры с предметами. Умение ориентироваться в величине предметов происходит в таких играх как «Сложи пирамидку», «Собери матрёшку» и др. Умение различать цвета формируется в играх «Завяжи куклам банты», «Одень кукол на прогулку», «Собери цветок» и т. д. Форма предметов усваивается детьми в играх со всевозможными вкладышами, втулками, кубиками и пр.
В. С. Мухина считает, что дидактические игры способствуют зарождению наглядно-образного мышления. Сначала достижение цели в игре происходит методом проб и ошибок. Например, чтобы правильно собрать пирамидку, ребенок по очереди примеряет все кольца. Постепенно накопление опыта практических предметных действий приводит к тому, что малыш представляет, как добиться желаемого результата. Теперь он среди колец выбирает самое большое и нанизывает его на штырь и т. д., т. е., действует на основе образов, созданных прошлым опытом. Такие действия говорят о том, что у ребенка появляется представление о результате, последовательности действий. А значит, складывается наглядно-образное мышление.
По нашему мнению; большой развивающий эффект в раннем возрасте оказывают пособия Марии Монтессори, которые сейчас широко используются в детских дошкольных учреждениях. Игры с рамками, вкладышами, палочками позволяют детям в практической деятельности решать умственные задачи. Игры с дидактическими игрушками развивают у детей умение сравнивать объекты по выделенному признаку.
В начальной школе дидактические игры также используются для развития мышления, хотя и не так широко, как в детском саду. По нашему мнению, это объясняется тем, что учителя начальных классов больше ориентированы на обучение, чем на игру, забывая о том, что игра несет в себе обучающее начало.
В юношеском и взрослом возрасте мышление в основном сформировано, поэтому его дальнейшее развитие, совершенствование должно идти по пути формирования творческого, нестандартного мышления. Способ формирования такого мышления представлен в книге Эдварда де Боно «Развитие мышления: три пятидневных курса». Автор предлагает ряд простых, но интригующе увлекательных задач, работая над которыми, человек выявит особенности своего мышления, его сильные и слабые стороны, неиспользованный потенциал.
Эдвард де Боно утверждает, что его игры развивают у человека способность генерировать новые идеи, находить оптимальный подход к решению любой проблемы.
Таким образом, дидактические игры могут, с большой долей результативности применяться для развития мышления личности на любом возрастном этапе.
1.3. Развитие моторных навыков у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Выполняя упражнения массажа, дети получают радость и хорошее настроение. Массаж пальцев оказывает оздоровительное действие на общее состояние организма.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыках самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. В это время можно начинать с ребенком занятия лепкой, бумагопластикой, рисованием и другими видами деятельности. Лепка любого предмета - это создание образа, который складывается в первую очередь из форм. Педагог должен показывать ребёнку, как можно использовать выразительные формы. Лучше познакомить ребёнка с игрушками народных умельцев, а он в свою очередь, будет стараться сам их выполнить. Из глины, природного материала, из ткани ребенок старшего дошкольного возраста сам может выполнять кукол для кукольного театра, игра с куклами в кукольном театре так же способствует развитию мелкой моторики рук. Общеизвестно, что работа руками способствует развитию речи у детей. Рисование - очень полезное занятие, любимое детьми. Чем чаще ребёнок будет держать в руках карандаш, мелок или кисть, тем легче будет ему впоследствии выводить в тетрадке свои первые буквы и слова. Самых маленьких детей можно последовательно и систематически обучать рисованию с использованием разных его средств.
Музыка так же может развивать у детей мелкую моторику рук. Игра на любых музыкальных инструментах помогает не только в развитии тонких движений координации, но и развивает тактильные ощущения. Игру на музыкальных инструментах можно имитировать. Этот вид деятельности является элементом пальчиковых игр и приносит ребёнку огромную пользу. Эти виды деятельности требуют постоянных и систематических занятий с педагогом, который будет обучать, направлять, корректировать и отслеживать результаты. Для занятий с р дителями можно рекомендовать создание развивающих игр и игрушек при помощи лоскутной пластики. Созданные ребенком совместно с родителями тканевые игрушки можно применять при ролевых играх, показе кукольных спектаклей и т.д.
При создании развивающих игр, наподобие созданной нами игры-путешествия «Поляна сказок», можно проявить фантазию, придумывая все более новые элементы для развития ребенка. Создание такой игры не требует больших материальных затрат, так как изготавливается из подручных материалов. На основе создания такой игры вместе с ребенком, его можно приучать к аккуратности, к усидчивости, к бережливости, к уважению своего и чужого труда.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию моторных навыков у детей
2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Тонкая моторика – это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво и легко. Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму.
На основе изученных материалов и теста «Диагностика уровня развития познавательных процессов и эффективности обучения» из журнала «Школьный психолог» нами были выбраны тестовые задания по оценке развития тонкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Исследования проводились в группе детей, посещающих студию эстетического развития «Ручеек» МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга".
Основными заданиями данного теста являлись:
- Отбивание мяча. Здесь ребенку предлагалось попробовать отбить мяч об пол. Когда он немного потренируется (отметить, насколько успешно) предложить ему посчитать, отбивая мяч об пол. Уровни оценки: если ребенок набил 8-10 раз это высокий уровень (В), если 5-6 раз – средний (С), 3-4 раза – низкий (Н).
- Теннисные мячики в воде. Ребенку предлагалось за 1 минуту достать при помощи ложки из таза с водой плавающие теннисные мячи. Уровни оценки: если ребенок за отведенное время достал 6-7 мячей, то это высокий уровень (В), 4-5 мячей – средний (С), менее 4-х – низкий (Н)
- Застегивание и расстегивание пуговиц. Здесь ребенку предлагалось за 1 минуту застегнуть и расстегнуть 8 пуговиц на специально заготовленных планках. Уровни оценки: если ребенок застегнул и расстегнул 6-7 пуговиц, то это высокий уровень (В), 4-5 пуговиц – средний (С), менее 4-х – низкий (Н).
- 4. Зашнуровать ботинок. В этом задании ребенку было предложено за 1 минуту вставить шнурок в 4 пары отверстий на ботинке. Уровни оценки: если ребенок справился с заданием за 1 минуту, то это высокий уровень (В), если на это ему потребовалось 1,5 минуты – средний уровень (С), если 2 и более минут – низкий (Н).
С результатами тестирования можно ознакомиться в Приложении.
Результаты эксперимента показали, что моторные навыки дошкольников в выбранных нами группах находятся на недостаточном уровне развития.
Было выявлено, что многие дети не имеют таких необходимых навыков, как:
- Завязывание шнурков и бантиков,
- Застегивание пуговиц,
- Отбивание и ловля мяча.
Так же мы разработали анкету для родителей (Приложение). На основании результатов данного анкетирования, нами было выяснено, что многие дети дошкольного и даже младшего школьного возраста с трудом усваивают устный материал, с трудом им дается запоминание четных и нечетных цифр, не умеют самостоятельно застегивать молнии, крючки и кнопки и т.д. Отсюда был сделан вывод, что это проблема не единичный случай, а довольно распространенное явление, которое очень тревожит родителей.
Следующим этапом нашей работы явилась Ярмарка идей. Где каждый, кто хотел смог высказать свою версию, свою идею. Было много предложений (изготовить телевизор с меняющимися картинками по теме «Времена года», паровозик с буквами и цифрами, лоскутные шашки и т.д.), нам приходилось обсуждать технологию выполнения предлагаемого предмета и материал из которого можно изготовить ту или иную игру. Но все же предпочтение было отдано идее изготовить большое, стеганое одеяло с элементами развивающих заданий в виде напольной игры. Нам пришлось обдумывать каждый элемент игры, мы постоянно находились в процессе поиска, что делало нашу работу особо привлекательной.
2.2. Игра – путешествие «Поляна сказок». Ее содержание и способ применения.
На современном этапе в педагогике принято деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами.
Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего. Эту группу составляют сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные игры и игры-драматизации.
Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. К этой группе относятся дидактические игры, подвижные игры, музыкально-дидактические игры и игры-забавы. В их основе лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей сочетается с руководством педагога. При овладении опытом игры, развитии способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.
А.И. Сорокина предложила иную классификацию дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы. Все они могут быть использованы в процессе развития мышления детей.
Игры-путешествия, например, удобно проводить как итоговые занятия для закрепления и контроля знаний.
Творческим плодом нашей работы является дидактическая игра-путешествие «Поляна сказок». Эта игра прототип настольно-печатной игры, но в ней есть значительное преимущество – она напольная. Ни для кого не секрет что дети очень любят играть на полу. Так они меньше утомляются и достаточно долго удерживается их интерес. Также во время игры происходит закрепление знаний детей, развиваются процессы мышления, речь, воображение, внимание и память. В отличие от предлагаемых в магазинах нашего города развивающих игр-путешествий, наша «Поляна сказок» имеет возможность менять, расширять условия и правила игры. Этот процесс может быть бесконечным, что представляет особую значимость для педагогов и родителей.
Эта игра представляет собой красочный, мягкий ковер, который сразу же привлекает внимание малышей. Все задания выполнены из экологически чистых материалов. Для работы были использованы только хлопчатобумажные ткани ситец и бязь.
Игра-путешествие «Поляна сказок» включает в себя ряд разнообразных заданий по развитию логического мышления, математического счета, мелкой моторики и конструкторских навыков (Приложение). Назначение большинства заданий – активизировать работу пальчиков ребенка (другими словами - развить мелкую моторику).
В предлагаемой игре используются предметы и игрушки. Играя с ними, дети учатся сравнивать, классифицировать, знакомятся с, формой, цветом предметов. Детям младшего дошкольного возраста предусмотрены задания, где предметы, резко отличающиеся по свойствам, т. к. малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. В старших группах детского сада и в начальной школе задание может быть усложнено. В качестве примера можно привести такое задание как :
«Собери ягоды», где педагог дошкольнику может предложить разобрать ягоды по цветам, а более старшего ребенка попросить назвать ягоды. Например: красные – малина, земляника, клубника и т. д.; фиолетовые –черника, ежевика, голубика и т.п.
Игра-путешествие «Поляна сказок» наполнена заданиями по развитию речи, ее можно проводить в любой режимный момент (на занятии или уроке, на переменке в школе, на группе продленного для при релаксации и дома.). Данная игра может быть широко используема в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В процессе игры педагогом могут применяться различные считалки, поговорки, стихи, сюжеты из сказок, загадки, что в свою очередь поможет сформировать у детей не только мелкую моторику, но и речь, логическое мышление, внимание, а также весело и с пользой провести досуг.
2.3. Разработка и апробация программы игровых мероприятий по совершенствованию мышления дошкольников.
В ходе эксперимента нами были проведены ряд занятий в студии эстетического развития «Ручеек». Первоначальный вариант игры предполагал участие 3 детей, которые выбирались посредством считалки. Остальные дети были сторонними наблюдателями. Играющим было интересно, а интерес у наблюдателей стал угасать. Анализируя результаты первой пробы можно сделать вывод, что: при проведении игры со всей группой детей эффективность была низкой: дети уставали ждать своей очереди, отвлекались, более активные дети не выдерживали долгих раздумий некоторых детей и выкрикивали ответы вне своей очереди. Поэтому мы решили проводить данную игру в парах, подбирая детей с примерно одинаковым уровнем развития. Таким образом, мы дали возможность более слабым детям проявить самостоятельность. Педагог скорректировал форму игры и, разбив детей на пары закрепил их за определенным участком игры, т.о. все дети были вовлечены в игру. В результате такого дифференцированного подхода подавляющее большинство детей освоило операции.
После того, как дети освоили игру, они вернулись к первоначальной ее форме, где участником стал каждый ребенок. После проведения четырех занятий были подведены предварительные итоги, которые показали, чему научились дети в процессе игры.
Они научились:
- Правилам игры.
- Правильно выполнять задания.
- Слушать и применять услышанное на практике.
Таким образом, посредством разнообразных, взаимосвязанных, постепенно усложняющихся по содержанию дидактических заданий, повышается как уровень развития отдельных моторных навыков, так и уровень развития мышления в целом.
В результате наблюдений, мы пришли к выводу о том, что занятия с детьми по данной игре-путешествии «Поляна сказок» необходимо продолжать. Для чистоты эксперимента, мы решили вести наблюдения за двумя группами детей, одна из которых не включает в занятия игру-путешествие «Поляна сказок», а вторая продолжает занятия, с использованием данного развивающего материала.
После окончания эксперимента планируется провести итоговую диагностику по тем же тестам «Оценка развития тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Заключение
Проведя теоретическое и практическое исследование проблемы использования дидактической игры в развитии мелкой моторики у детей, мы ещё раз убедились в том, что эта проблема очень актуальна на сегодняшний день.
Мы выяснили, что развитие мелкой моторики играет огромную роль в психическом развитии человека, что она взаимосвязана с речью, памятью, вниманием и др. психическими процессами.
Наша сложная и многообразная жизнь, современное производство, где внедряются новые технологии, требует повышения интеллектуального потенциала народа. А для этого нужно уже в первые годы жизни человека заниматься развитием его моторных навыков, чтобы не упустить благоприятное для этого время.
Наиболее эффективными средствами развития моторных навыков, по нашему мнению, являются окружающая действительность, различные виды деятельности – игровая, трудовая, предметная, продуктивная, учебная.
Мы предположили, что развитие мышления посредством дидактических игр возможно в любом возрасте. Проверку этого предположения мы осуществили в экспериментальной части нашего исследования на примере среднего дошкольного и младшего школьного возраста.
Проведённый нами начальный эксперимент выявил довольно низкий уровень развития моторных навыков у дошкольников. Полученные результаты легли в основу программы совершенствования умения абстрагировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи с помощью дидактической игры-путешествия «Поляна сказок», которую мы изготовили своими руками.
Промежуточный контроль показал эффективность использования этой игры как важного средства развития не только моторных навыков, но и развития речи, художественного вкуса, фантазии, воображения, логического мышления детей. В процессе игры дети получали такие важные качества, как: умение сравнивать, абстрагировать, обобщать, классифицировать, проявлять инициативу и самостоятельность. Таким образом, у них развивались все виды мыслительной деятельности. А мышление это сложный процесс, играющий важную роль в общем психологическом развитии человека, требующий постоянного совершенствования.
Отсюда следует что, применение дидактических игр в работе с детьми должно быть систематическим и целенаправленным. Формирование мыслительных операций должно происходить под руководством педагога. Только при выполнении этих условий дидактическая игра будет эффективно влиять на развитие ребенка.
Библиографический список:
- Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
- Бабаева Т. И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
- Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – Т. 1.,2 – 863 с.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
- Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1977. – 95 с.
- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
- Буре Р. С. Готовим детей в школе. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
- Васильева Н. Н., Новотворцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 208 с.
- Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
- Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.
- Журнал «Школьный психолог» № 3-4, 2006 г.
- Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 320 с.
- Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. –286 с.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер, О. М.Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. –127 с.
- История дошкольной педагогики / Под ред. Л. Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989. – 352 с.
- История зарубежной дошкольной педагогики / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. – М.: Просвещение, 1988. – 447 с.
- История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Академия, 1999. – 400 с.
- Лушников А. М. История педагогики. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1994. – 368 с.
- Масару Ибука. После трёх уже поздно. – М.: Знание, 1992. – 64 с.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999. – 456 с.
- Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994. – 192 с.
- Немов Р. С. Психология: В 3-х т. – М.: Просвещение, 1986. – Т. 2. – 586 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990. – 917 с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Роспедагентство, 1996. – 604 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
- Ращикулина Е. Игры – головоломки в развитии мышления дошкольников // Дошкольное воспитание – 1999, № 3. – с. 27 – 31.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996. – 529 с.
- Усова А. П. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
- Швандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
- Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1997. – 416 с.