Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Роспись по ткани»
26 минут 12464 3727

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Роспись по ткани»

SELEZNEVAДорогие друзья, сегодня Селезнева Наталья Петровна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории ЛГ МАОУ ДОД ЦДОД "Радуга" города Лангепас с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом в написании образовательных программ. Разработанная Натальей Петровной дополнительная образовательная программа "Роспись по ткани" предназначена для проведения занятий в рамках ФГОС и относится к художественно – эстетической направленности. Она нацелена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. Разработка будет интересна как педагогам дополнительного образования так и учителям средне-образовательных школ работающих в рамках ФГОС.

Краткий комментарий к разработке от Натальи Петровны:

"Особенность этой программы в том, что она ориентирована на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей.Организация прикладной художественно-творческой деятельности строится на чередовании разнообразных видов деятельности учащихся: теоретические, практические занятия, итоговые выставки, конкурсы. Программа предназначена для работы с детьми, младшего школьного  возраста."

Увлекательного чтения...


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Роспись по ткани»

для детей 7-9лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность образовательной программы «Роспись по ткани»

С древнейших времен известна ручная роспись по ткани – батик. Время зарождения батика в Индонезии до сих пор остается предметом дискуссий. Некоторые ученые относят возникновение этой техники к первым векам н.э., другие склоняются к иной дате - 14 веку, времени возникновения прибора, при помощи которого наносится рисунок на ткань растопленным воском (резервом). На сегодняшний день батик является одним из самых популярных видов прикладного творчества, в мире машинных технологий интерес к рукодельным материалам становиться все больше.

Художественная роспись ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. Зная основные способы росписи ткани можно приобщиться к интересному и полезному делу, реализовать свой творческий потенциал. Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. Занятия искусством помогают детям легче адаптироваться в самостоятельной жизни, преодолевать жизненные трудности, подходить к решению проблемы творчески. Творческая деятельность воспитанников выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус, расширяют и углубляют кругозор. Именно поэтому батик так актуален для воспитанников, которым характерно:

  • нарушение мелкой моторики и речи;
  • поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться, эмоциональная нестабильность, неадекватная самооценка;
  • отсутствие бережливости и ответственности;
  • бедность мотивационной сферы, агрессивность;
  • не умение и не желание трудиться.

Одним из направлений трудовой адаптации подростка является занятия декоративно-прикладным творчеством. В результате этой деятельности воспитанники имеют возможность более глубоко осознать, что только упорной, кропотливой работой можно чего-то добиться в жизни, осознать необходимость трудиться на пользу общества, выработать потребность в труде. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребёнка в коллективе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем возрасте.

Кроме этого в процессе труда развиваются творческие способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда дети получают навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Программа «Роспись по ткани» относится к художественно – эстетической направленности. Она нацелена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. «Занятия искусством помогают детям легче адаптироваться в мегаполисе, преодолевать его сверхнагрузку, понять себя, т.е. осуществить историческую и национальную самоидентификацию». С. Питерских («Актуальные вопросы эстетического и гражданского развития учащихся в сфере дополнительно образования»).

Актуальность

Данная программа «Роспись по ткани» позволяет детям не только познакомиться с искусством росписи ткани, художественными традициями в этой области искусства, а также и реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности. Занятия батиком способствуют формированию и развитию духовного мира ребенка, поддержанию интереса к художественной деятельности, расширению кругозора и формированию нравственных принципов. Занятия росписью по ткани развивают мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер; совершенствуют личностные качества – абстрактное мышление, художественный вкус.

Цель программы - создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной росписи по ткани – одному из видов декоративно-прикладного творчества.

Задачи программы

Обучающие:

  • Ознакомление с видами ДПИ, его ролью и развитием в нашей стране. 
  • Познакомить с материалами, инструментами и различными видами техник росписи ткани.
  • Учить работать с акварелью, акрилом и другими специальными материалами и инструментами, применяемыми в технике батика. 
  • Познакомить с основами композиции и колористики и применением их в самостоятельных творческих работах
  • Дать понятие о цвете, тоне и гармоничном сочетании цветов.

Развивающие:

  • Развивать фантазию, воображение, память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус, творческие способности ребенка через практическую деятельность; навыки самостоятельной работы.

Воспитывающие:

  • Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
  • Формировать у детей соответствующую социальную позицию, умению работать в команде.
  • Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Педагогическая целесообразность

Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса. При выборе форм, методов и приемов обучения учитываются возрастные, индивидуальные и психологические особенности воспитанников.

Используемые методы в образовательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (ученику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов выставки. При выборе форм, методов и приемов обучения мы учитывали возрастные, индивидуальные и психологические особенности воспитанников. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей, дарований детей – на кончиках пальцев». Именно практические занятия увлекают ребенка, помогают развитию его творческих способностей. Поэтому в данной программе 80% содержания отведено на практические занятия. Программа «Роспись по ткани» способствует развитию творческой личности воспитанника, ее самореализации и самосовершенствованию.

Отличительная особенность данной программы

Программа «Роспись по ткани» ориентирована на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей. Организация прикладной художественно-творческой деятельности обучающихся строится на чередовании разнообразных видов деятельности учащихся: теоретические, практические занятия, выставки, конкурсы, фестивали.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми, младшего школьного возраста. Рекомендуемый возраст 7 - 9 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы- 1 год. Количество часов на учебный год составляет – 72 часа, занятия проходят один раз в неделю по 2 часа.

Условия реализации курса

  • педагог, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками
  • просторного, светлого помещения не менее, чем на 16 посадочных мест, оснащённого в соответствии с санитарно – техническими нормами.
  • оборудования: столов, стульев шкафов для хранения материалов.
  • материалов для практических, занятий: (бумаги, цветного картона, карандашей, кистей, ножниц, резервирующих составов для ткани, красителей для ткани, рам, подрамников, тканей для росписи, палитр, контуров по ткани, банок для воды, скрепок, кнопок, малярного скотча, фена, утюга и др.).
  • материалов для теоретических занятий: (учебных пособий; видео и аудио материалов и соответствующей техники для них; и т.д.)

От начала до конца обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. Соответственно, и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение. По мере необходимости проводятся консультации, обсуждения, советы, которые легче всего организовать во время итоговых занятий, выставок или конкурсов. Выставочная работа организуется по результатам работы, когда накапливается необходимое количество экспозиционного материала. Все работы отбираются с согласия авторов.

Программа «Роспись по ткани» включает в себя изучение и овладение художественными приемами росписи по ткани.

Ожидаемые результаты

К концу курса обучения воспитанник должны знать:

  • историю художественной росписи тканей
  • законы композиции;
  • основы цветоведения;
  • некоторые понятия, термины изобразительного искусства батик
  • способы, приемы и различные технологии росписи ткани
  • материалы, инструменты и оборудование, необходимые для росписи
  • технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами
Уметь:
  • правильно пользоваться инструментом для росписи
  • выбирать и подготавливать ткань для росписи
  • выполнять различные техники росписи ткани
  • организовать свое рабочее место
  • сознательно выбирать расположение и формат работы в зависимости от содержания, составить композицию;
  • передавать фактуру, создавать несложные орнаменты;
  • активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.

Контроль знаний, умений и навыков

Результативность освоения программы оценивается как на уровне знаний и умений, так и личностной характеристики обучающегося. В программе используются такие виды контроля: 1-вводный, 2-текущий, 3-периодичный, 4-итоговой

Формы контроля: рейтинг готового изделия, наблюдение, беседа, объяснения учащихся, практический контроль, итоговые выставки.

Содержание курса

Раздел № 1. Вводное занятие.

Цель: познакомить с видами ДПИ, его ролью и развитием в нашей стране, с материалами, инструментами и различными видами техник росписи ткани, с планом работы на год, правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности при работе с инструментами и сформировать интерес к предмету «Батик».

Теоретические сведения:

  1. Организационные вопросы.
  2. Правила поведения в кабинете.
  3. История возникновения и развития батика.
  4. Виды батика.

Понятийный аппарат:

  • батик,
  • плоская и круглая кисти,
  • акриловая краска,
  • палитра,
  • резерв,
  • подрамник,
  • контур по ткани.

Практическая работа: Нарисовать пейзаж в технике свободная роспись «по сырому»

Учебно-методическое обеспечение:

  • инструкции по технике безопасности,
  • презентация ознакомительного урока по курсу,
  • ноутбук,
  • образцы росписи ткани,
  • ткань,
  • палитра,
  • кисти, краски для росписи по ткани,
  • подрамники,
  • фен,
  • утюг,
  • соль,
  • мочевина,
  • дистиллированная вода,
  • картинки,
  • кнопки,
  • малярный скотч.

Должен знать: технику безопасности при работе с инструментами и правилам поведения в кабинете, общее представление о курсе «Батик»,

Раздел № 2. Виды Декоративно-прикладного искусства.

Композиция, рисунок и цвет.

Цель:

  • Ознакомить с основами цветоведения, с основами составления композиций, законами целостности, контрастов форм, движения как фактора выразительности линий, с эмоциональным воздействием декоративной композиции, законами целостности, контрастов форм.
  • Ознакомить с закономерностью цвета и воздействию его на человека, с основными и дополнительными цветами, с видами ДПИ, с работами местных художников, с основными эффектами росписи, рассказать об ошибках при росписи ткани и научить приемам устранения ошибок.
  • Совершенствовать приемы подготовки ткани к работе, работы с утюгом и резервом, создания эскиза и переносу его на ткань.
  • Развивать абстрактное мышление, художественный вкус, расширять и углублять кругозор.
  • Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Теоретические сведения:

      • Основные виды декоративно-прикладного искусства.
      • Развитие декоративно-прикладного искусства, его роль в организации жизни общества и формировании материально-духовной среды жизни людей.
      • Основные элементы композиции.
      • Композиция как система размещения ее элементов и составляющих.
      • Понятие «перспектива», «первый» и «второй» планы, «центр композиции».
      • Формы композиции. Правила построения композиции.
      • Создание зарисовок природных мотивов и их стилизация.
      • Знакомство с материалами, инструментами, используемые при росписи ткани.
      • Приемы работы со стеклянной трубочкой, шприц-флаконом и цветными резервами.
      • Краски для ткани. Палитра. Кисти. Подрамник.
      • Правила натягивания ткани на подрамник. Свойства шелка, шерсти, хлопчатобумажных тканей.
      • Подбор красителя к ткани, их взаимодействие.
      • Правила ухода за инструментами. Т.Б. при работе с материалами и инструментами.

    Понятийный аппарат:

    • Композиция,
    • «перспектива»,
    • «первый» и «второй» планы,
    • «центр композиции»,
    • формы композиции,
    • холодные и теплые цвета,
    • основные цвета,
    • роматические и ахроматические цвета,
    • эффекты.

    Практическая работа:

    • Подготовка инструментов к работе
    • Упражнения с использованием инструментов, первый опыт росписи ткани по мокрому.
    • Упражнения по размещению элементов композиции.
    • Создание творческой открытой или закрытой композиции.
    • Упражнения по смешиванию цветов
    • Выполнение рисунка в заданном цвете.
    • Упражнения по применению спецэффектов
    • Выбор изделия. Создание эскиза.
    • Подготовка ткани к работе. Крепление полотна на раме.
    • Перенос рисунка на ткань.
    • Упражнения по различным видам техник росписи по ткани.
    • Выполнение спецэффектов для улучшения внешнего вида работы (роспись по сырому, присыпка сухим красителем, солевые эффекты, сухая кисть).

    Учебно-методическое обеспечение:

    • Образцы выполненных работ в разных видах ДПИ.
    • Фильмы «Музейные коллекции батика», «Музейные коллекции квилта»
    • Ноутбук, проектор, фотографии работ.
    • Кисти, краски, резерв, инструкции по технике безопасности, презентация ознакомительного урока по курсу, образцы росписи по ткани, ткань, палитра, кисти, краски для росписи по ткани, подрамники, фен, утюг, соль, мочевина, дистиллированная вода, картинки, кнопки, малярный скотч. Иллюстрации работ с композиционным решением. Образцы выполненных работ, бумага, ткань, карандаши, ластики, копировальная бумага, шприц-флакон с резервом.
    • Презентация. Таблица «Закономерности цвета».

    Должен знать:

    • основные виды декоративно-прикладного искусства,
    • виды художественной отделки ткани,
    • основные эффекты и способы их достижения,
    • типичные ошибки и способы их устранения,
    • иметь общее представление о росписи,
    • о народных ремеслах в целом, о технологических процессах при пользовании инструментами и назначении инструментов,
    • приемы создания эскиза,
    • иметь начальные знания по композиции и орнаменту.

    Должны уметь:

    • подготавливать ткань к работе,
    • крепить полотно на раме,
    • переводить рисунок на ткань,
    • работать с резервом,
    • подбирать краски и вид росписи,
    • применять эффекты для достижения большей выразительности работы,
    • устранять ошибки.

    Раздел № 3. Виды и технологии художественной росписи ткани.

    Цель:

    • Ознакомить с техникой художественной росписи ткани «Свободная роспись»,
    • «узелковый батик», «бандан». с механическим резервированием тканей.
    • Развивать фантазию, воображение, память, внимание, мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер, образное и логическое мышление, художественный вкус, творческие способности ребенка через практическую деятельность; навыки самостоятельной работы, желание экспериментировать.
    • Воспитывать исследовательские качества, любознательность, аккуратность, желание достичь результатов.

    Теоретические сведения:

    1. Понятие «свободная роспись»
    2. Особенности технологии росписи.
    3. Правила резервирования ткани. Виды резерва.
    4. Особенности технологии росписи с солью, мочевиной. Приемы росписи.
    5. Техники акварельной живописи: «по сырому».
    6. Технология росписи ткани способом «холодный батик».
    7. Приемы росписи рисунка. Спецэффекты и насыщенность.
    8. Технология изготовления салфетки. Способы обработки срезов.
    9. Знакомство с техникой «узелковый батик».
    10. История появления техники «бандан». Виды техник росписи «планки», «складной батик».
    11. Технология изготовления диванной подушки. Последовательность выполнения работы.
    12.  Виды и способы окрашивания ткани с помощью завязывания различных узелков. Окраска ткани способами: «завязывание», «скручивание», «складывание и подгибание» и «зашивание».
    13. Запаривание в домашних условиях. Техника безопасности при окрашивании ткани.
    14. Правила нанесения рисунка на ткань и работы с резервом. Правила работы со стеклянной трубочкой. Роспись цветными резервами. Проверка нанесения резерва. Способы устранения ошибок.

    Понятийный аппарат:

    • свободная роспись,
    • акварельная техника,
    • загустка,
    • узелковый батик,
    • холодный батик,
    • резерв,
    • контур,
    • запаривание работы,
    • способы «завязывание», «скручивание», «складывание и подгибание» и «зашивание».

    Практическая работа:

    • Подготовка рабочего места.
    • Подготовка ткани для росписи.
    • Роспись «по сырому».
    • Приемы росписи рисунка с солью.
    • Окраска ткани способами: «складывание и подгибание» и «зашивание».
    • Роспись цветными резервами. Проверка нанесения резерва.
    • Упражнения на изучение различных способов окрашивания ткани.
    • Работа с литературой и с Интернет-ресурсами.
    • Упражнения на проведение замкнутых контуров.
    • Упражнения на заливки красками: «Эффект лепестка», «Эффект дождевых капель».
    • Изготовление эскиза цветочной композиции. Маки, тюльпаны, пионы, розы.
    • Перенос рисунка на ткань.
    • Закрепление ткани на подрамнике..
    • Упражнения на нанесение прозрачного резерва в несколько приемов (скрытый контур).
    • Роспись цветов, листьев и основного фона. Нанесение спецэффектов. Сушка работы.
    • Прорисовка деталей, Нанесение контуров.
    • Выполнение зарисовки орнамента.
    • Составление композиции.
    • Создание эскиза для своего изделия (платок, панно).
    • Самостоятельная работа.
    • Роспись геометрического или растительного орнамента.
    • Запаривание работы.
    • Окончательная отделка, закрепление панно на каркасе.
    • Прорисовка мелких деталей.
    • Декорирование работы.
    • Нанесение контуров и других дополнительных украшений.
    • Окончательная отделка и ВТО. Оформление, фотографирование.

    Учебно-методическое обеспечение:

    Ткань, палитра, кисти, краски для росписи по ткани, подрамники, фен, утюг, дистиллированная вода, картинки с пейзажами, кнопки, малярный скотч.

    Презентация по теме «Батик», ноутбук, проектор, образцы готовых работ, соль,

    каталоги, мочевина,

    Карта последовательности, кроссворд, нитки, ножницы, иглы, ткань, палитра, кисти, краски для росписи по ткани, оверлог, нитки, утюг, ножницы, английские булавки, гладильная доска, утюг, проутюжка, пульвилизатор, карточки-задания.

    Должны знать:

    о технологических процессах в изготовлении панно, картин, художественные особенности свободной росписи тканей, росписи с солью, технологию росписи ткани в технике «бандан» и «узелковый батик». Историю возникновения батика. Значение орнамента в одежде. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент, геометрический, растительный.

    Должны уметь:

    отличать различные виды росписей; составлять цветочные композиции, крепить ткань на раме, владеть приёмами запаривания работы, работать как самостоятельно, так и коллективно, выполнять несложные композиции, свободную роспись, роспись с солью, роспись «бандан», «узелковый батик», орнамент в круге, в полосе, в квадрате,.


    Список литературы:

    1. Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. Под ред. Н. Н. Соболева. М.—Л., 1991.
    2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., педагогика 1987.-192с.
    3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Мосва 1925. -240 с.
    4. Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР Коррекционная педагогика 2003, № 2 с.33 -43
    5. Гильман, Р. А. Художественная роспись тканей : учеб.-метод. пособие. – М : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 160 с. (Под грифом Министерства образования РФ.)
    6. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 2003г.-176с.
    7. Дворкина И.А.Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Издательство “Радуга”, 2002. – 160с.
    8. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования. М., 2002.-192С.
    9. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьников" Книга для учителя . – М; просвещение; 1997
    10. Искусство батика: Для начинающих и студентов художественных вузов: Пер. с нем. / Пер. Е. Успенская. - М. : Внешсигма, 2000 ; М. : АСТ, 2000. - 112 с.
    11. http://
    12. http://www.vestiario.ru/articles/
    13. http://www.handup.ru/page-up38.html/
    14. http://art-batic.ru/info/istoriya-batika/
    15. http://ru.wikipedia.org/wiki/Батик/
    16. http://wikipedia.org

    Может быть интересно

    Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

    Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

    14 минут 2132 35

    Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

    Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
    10 минут 6541 677