Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Бритова Е. В.
19 минут 18361 5922

Мастера своего дела: Бритова Е. В.

BritovaДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Бритовой Екатериной Владимировной, старшим воспитателем МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №45" муниципального образования города Братска. Екатерина Владимировна высококвалифицированный специалист, награждена грамотами. Сегодня Екатерина Владимировна с удовльствием делится с нами профессиональным опытом по развитию навыков связной речи с использованием мнемотехники. Статья будет интересна педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Краткий комментарий к статье:

"В своей работе с детьми я использовала в качестве дидактического материала мнемотаблицы и мнемодорожки. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на: развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении; развитие навыков связной речи." 

Познавательного чтения...


Развитие навыков связной речи с использованием мнемотехники

Современное школьное обучение требует, чтобы ребёнок в совершенстве владел своей речью, умел правильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание прочитанного или воспринятого на слух литературного произведения, чётко отвечая на поставленные вопросы. В связи с этим развитие речи, речевого общения, обучение родному языку в период дошкольного возраста является одной из важнейших задач умственного воспитания и подготовки детей к обучению в школе.

Эта общая задача состоит из ряда специальных частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепление и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирование разговорной (диалогической речи), развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Усваивая родной язык, дети овладевают важнейшей формой речевого общения устной речью. Владение родным языком это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий, уметь пересказать литературное произведение. В этом случае мы будет иметь дело со связной речью. Связная речь смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей одна из главных задач детского сада. Формирование связной речи, изменение её функций является следствием усложняющейся деятельности ребёнка и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими.

Дети знакомятся с окружающим не только непосредственно, что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. В соответствии с программой воспитатели должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребёнком содержание произведений, правильное понимание важная задача педагога. Слушая рассказ, сказку ребёнок должен не только усваивать его содержание, но и пережить те чувства настроения, которые хотел передать автор. Через знакомство с художественными произведениями дети общаются с окружающим миром, с явлениями природы, решают проблемы нравственного воспитания (все дети сравнивают себя с положительными героями, стремясь делать добро людям). У детей развивается память, мышление - что является неотъемлемой частью при работе с литературными произведениями.

Художественное произведение привлекает ребёнка не только яркой образной формой, но смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивирующую оценку персонажам, используя в своих суждениях, сложившиеся у них под влиянием воспитания критерий поведения человека.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием событий,   описанных в произведении с теми,   что ему приходилось наблюдать в жизни, помогает ребёнку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Недостаточный   уровень   развития   отвлечённого   мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обуславливает необходимость активной помощи взрослых.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нём образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. Художественная литература играет огромную роль в развитии навыков связной речи.

В формирование связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей.

Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных процессов памяти, воображения, мышления, внимания.

Существует универсальное средство организации внимания - речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. В период дошкольного возраста возрастает устойчивость внимания при слушании сказок, рассказов и длительность слушания увеличивается примерно в два раза. Ребенок лучше осознает содержание, выделяет в нём больше интересных для себя сторон и деталей.

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями к использованию речевых, математических и других знаков и к овладению логическими формами мышления. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы.

Воображение детей дошкольного возраста по большей части непроизвольно. Предметом воображения становится то, что сильно взволновало ребенка. Развитие произвольного преднамеренного воображения так же как развитие произвольных форм внимания и памяти, является одной из сторон общего процесса формирования речевой регуляции поведения ребенка. Постановка цели и руководство построением замысла в продуктивных видах деятельности осуществляется при помощи речи.

Развитое мышление человека опосредованно его личным практическим опытом и присвоенной им культурой человечества.

Предпосылки для развития логического мышления, усвоение действий со словами, числами, как со знаками, замещающими реальные предметы и ситуации, закладываются в детстве, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет может обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово и другие формы знаков долго не могут применяться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач. Наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связано с речью.

Память -   это процесс запечатления,   сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти и мыслимого формирования личности ребёнка, т.к. усвоение знаний об окружающем мире и о себе, овладения нормами поведения, приобретением умений, навыков, привычек - всё это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребёнка с окружающим миром. У дошкольников память носит непроизвольный характер,   т.е.   лучше запоминаются предметы,   события, явления, близкие к жизненному опыту ребёнка, с которыми он активно вступает во взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребёнок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности. Для развития памяти необходимо воспитывать у детей приёмы запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием - развитие памяти, мышления, внимания, воображения.

Мнемоника или мнемотехника в переводе с греческого «искусство запоминания» - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Например: запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов (каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Подобные примеры чрезвычайно эффективны при работе с детьми.

Однако использование искусственных приёмов мнемотехники имеют лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые, как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным.

Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожец, а также и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию. И если мы хотим развить у ребёнка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умению находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию.

Графическая аналогия это умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ, отражая им общие признаки объекта и замещать предметы, т.е. пользоваться заместителями.

Слушая сказку, малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живёт вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.

Г.В.Большева предлагает через сказку с использованием мнемотехники не только знакомить с окружающим миром, но и обучать правильному звукопроизношению,   учить пересказу сказок, вести работу над словарём, знакомить с характерными особенностями времён года, развивать умственную активность, сообразительность,   наблюдательность, умение   сравнивать, воспитывать у детей любовь к художественной литературе.

В своей работе с детьми я использовала в качестве дидактического материала мнемотаблицы и мнемодорожки. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на:

  • Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
  • Перекодирование информации,   т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок» (таблица №1) . Занятие состоит из нескольких этапов. На первом этапе рассматриваем таблицы и разбираем то, что на ней изображено. На втором этапе осуществляем так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.  На третьем этапе после перекодирования, осуществляем пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит обработка метода запоминания   (стоял в поле теремок, прибежала мышка-норушка, поселилась в нём, потом лягушка-квакушка и т.д.). На более ранних этапах пересказ дети ведут вместе с воспитателем, на поздних этапах - дети сами пересказывают.

Затем вместе с детьми делаем графическую зарисовку мнемотаблицы. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делаем на изображение главных героев. Детям задавала вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице?». Про кого эта сказка? Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы использовала цветные, т.к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая плутовка, цыплята – жёлтые комочки, у петушка   хохолок красный, мышка   серая, ёлочка зелёная. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идёт осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержание, которое «связано» вокруг главных героев.

В таблице можно изображать схематично героев сказки, явления природы, некоторые действия, т.е. можно изображать всё то, что посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Рассказывая детям про «Курочку-рябу», мы используем таблицу №2.

Мнемотаблицы также использую с целью ознакомления детей с сезонными явлениями. Детей младшего дошкольного возраста знакомлю с явлениями природы через мнемодорожки. Мнемодорожки, как и мнемотаблицы несут обучающую информацию, но не в большом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Рассматривая такую мнемодорожку, ребёнок может рассказать: таблица №3. Весной солнышко, светит ярко, пригревает, начинают таять сосульки, распускаются цветы.

Размер мнемотаблиц может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Так для младших дошкольников рекомендуются размеры таблицы на 4 клетки (2x2), на 9 клеток (3x3). Для детей среднего возраста таблицы на 9 клеток (3x3), на 16 клеток (4x4). Детям старшего дошкольного возраста на 16 клеток (4x4), на 25 клеток (5x5).

Развитие умственных способностей детей и обучение связной речи я осуществляла, используя коллажи. Коллаж - это лист картона (или фланелеграф) на который наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.

Кажущийся беспорядок наложенных картинок на картон и составляет суть коллажа.

Главная задача коллажа соединить, т.е. связать все картинки, буквы между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания. Основной целью при работе с коллажем является: закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти ребёнка, расширение словарного запаса, образного восприятия, развития устной речи, умение говорить связно.

Существует два вида коллажей:

  • Развивающий коллаж - способствует развитию фантазии, умения соединить в       один сюжет, не       связанные на первый взгляд между собой картинки.
  • Обучающий коллаж - способствует получению знаний, их закреплению о предмете коллажа (математика, природа, речь).

При работе с коллажем, сначала я предлагала детям рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нём видят. Затем составляли сюжет, с использованием всех картинок (младший возраст - воспитатель, старший возраст -самостоятельно). Потом по содержанию коллажа задавала детям вопросы, обрабатывала приёмы запоминания, предложенной информации.

В работе с коллажем легко организовать педагогический процесс с детьми разных уровней подготовки на основе одного пособия.

Работая с детьми подготовительной группы, мы рассматривали одну сказку один месяц 4 занятия. Занятия содержат несколько игровых заданий, способствующих развитию умственной активности, умению пересказывать сказки. Например: такое игровое упражнение, как проживание сказки через обоняние, т.е. с помощью запахов. Читая или пересказывая сказку, мы вместе с детьми подбирали каждому персонажу запах, с которым ассоциируется у детей тот или иной герой. При ответе: «Как пахнет избушка на курьих ножках» - дети вместе подбирали запахи, из которых можно составить аромат дома Бабы-Яги.

Так же в работе с тактильными дощечками мы с детьми наощупь   определяли   друзей   сказочных   героев.   Детям предлагались дощечки с различными поверхностями, дети с завязанными глазами ощупывали и предлагали свои варианты (дети высказывались о своих ощущениях).

Рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребёнка. Поэтому мы с детьми стали рисовать сказки. Восстанавливая в памяти разные эпизоды сказки видно, что каждый ребёнок воспринимает её по-своему.   Рисование облегчает процесс пересказывания сказки. При пересказывании сказок детям нравится и такой приём: кресло сказочника (стул накрыт красивой тканью). По очереди дети садятся в волшебное кресло и, войдя в образ, начинают рассказывать сказку или придумывать свою историю. Вместе с детьми мы рисовали подсказки к сказкам модели мнемотаблицы. Это помогало детям при рассказывании сказки, разыгрывании этюдов.

Для драматизации сказок в группе есть сундучок с различными атрибутами: кокошники, сумочки, бусы, шапочки. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы использовали звуки, которые издают бубны, а так же пластмассовые баночки с разными предметами внутри. Дети сами придумывали различные шумовые сопровождения какой-либо сказки.

Чтобы привить интерес к русским народным сказкам, научить   различать   литературные   жанры,   сформировать правильную речь - изготовила дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Сказку можно сложить из ткани», сказочное лото, мнемотаблицы по сказкам, коллажи к потешкам, сказкам. Работа увлекла не только детей, но и родителей. Они охотно помогали в изготовлении театров, составляли мнемотаблицу, коллажи.

Таким образом, используя различные действия: составление мнемотаблиц, рисование сказок, подбор запахов, разных звуков, драматизацию эпизодов, дидактические игры, дети стали творчески познавать мир сказки, окружающий мир, научились мыслить, понимать сказочный намёк на жизненные ситуации. Использование речевых оборотов из художественных произведений, эпитетов, афоризмов сделало речь более яркой, эмоциональной, логически связной.

Сформированность мыслительных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, развитие диалогической, монологической речи мы определили, используя методики Г.А.Урунтаевой, описанные в книге «Диагностика психологических особенностей дошкольников» и результаты её представлены в таблице.
Результаты диагностики в конце года говорят об эффективности использования мнемотехники.

Литература:

  1. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. «Знакомим малышей с окружающим миром» Москва   «Просвещение»; Учебная литература   1977 г,
  2. Т.В.Большева «Учимся по сказке» С-Петербург «Детство-Пресс» 2001г.
  3. Т.В.Большева «Универсальное учебное пособие фотоколлаж» Ж.л. «Дошкольная педагогика №4»   2002 г.
  4. А.М.Бородич «Методика развития речи» Москва «Просвещение»   1974 г.
  5. Катаева Л.И. «Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста» Москва   «Ком.Пульс» 1994 г.
  6. Матюгин И.Ю. «Тактильная память» Москва   «Эйдос»   1991 г.
  7. Н.Н. Поддьякова «Умственное воспитание дошкольника» Москва «Педагогика»   1972г.
  8. Сафронова Е.Д. «Обучение на основе интеллектуального   тренинга» Вып.1   СПб: Интеркаспий   1996 г.


 

    Может быть интересно

    Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

    Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

    14 минут 1195 24

    Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

    Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
    10 минут 6241 676