Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гусейновой Людмилой Васильевной, воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ детского сада №41 «Рябинушка» города Сургута. Людмила Васильевна творческий, инициативный педагог, ответственно относящийся к своей профессиональной деятельности. Огромное внимание уделяет формированию у детей нравственно- патриотических чувств, видит в каждом ребенке индивидуальность, находит подход к каждому воспитаннику. Людмила Васильевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Статья направлена на воспитание у дошкольников нравственно- патриотических чувств. Может быть интересна воспитателям ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Васильевны:
"Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка, стартовым периодом всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей — эти идеи стали основными для написания статьи."
Профессионального чтения...
Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников
Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в. рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому база формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это нравственно-патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного нравственно-патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это нравственно-патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия. Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, своей улице, детскому саду, городу. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольных образовательных учреждениях, по начальному формированию чувств патриотизма во взаимодействии с семьей.
Сегодня очень остро стоит вопрос о нравственно-патриотическом воспитании россиян. Потому что за годы социально экономических трансформаций выросло поколение молодых людей, а среди них и родители современных дошкольников, и молодые педагоги, которые плохо знают отечественную историю, не знакомы с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры, у значительной части молодежи утрачены такие социальные черты, как самоотверженность, патриотизм, нет общечеловеческих идеалов. К сожалению, нет общественных организаций, заинтересованных в обогащении эмоционально нравственного и личностного мира человека. Все это обусловливает духовную опустошенность, эмоциональную отчужденность людей, влечет за собой размывание общечеловеческих и культурных ценностей, определяет молодое поколение как «Иванов, не помнящих родства». Анкетирование молодых родителей показало: многие не могут ответить на вопросы о сути гражданственности и патриотизма. Многие из них не смогли по репродукциям узнать великих полководцев земли Русской, писателей и ученых, чей вклад в развитие России был огромен. Мы понимаем, что утрачиваются понятия долга перед обществом и Родиной, размываются и отрицаются ранее существующие нравственные ценности и ориентиры, нарушается связь между поколениями, и это все ставит под угрозу государственность!
Необходимо всем вместе решать эту проблему и растить маленького гражданина своего Отечества Личностью, гуманной, социально компетентной, активной, самостоятельной, ответственной, интеллектуально развитой, творческой, с яркими индивидуальными особенностями. Образ «Я» складывается в представлениях о времени и пространстве, о принадлежности к своей семье, о движении истории, о прошлом, настоящем и будущем своей культуры.
Воспитывать гражданина своей Родины надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила Россия.
Любовь, доброта, терпение, великодушие, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он Личность!
Я - Личность! Я - Человек! Я люблю свою Родину!
Малыш тянется ручонками к матери и отцу, чувствуя их силу, тепло и нежность, любовь и свою защищенность. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. С возрастом к ребенку приходит понимание Родины уже как своей страны, в которой он родился. У дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада.
И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой землей.
Значение дошкольного детства в становлении личности огромно. Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для при обретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношения ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее.
Многолетний опыт показывает - на любой возрастной ступени ребенок приобретает не только те психологические черты, общие для всех детей, но и свои собственные индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком - это значит не только быть «таким как все», но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.
Только сочетание возрастного, а также индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие. Результаты дошкольного воспитания во многом определяются характером общения взрослого и ребенка, детей между собой.