Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие речи детей через знакомство с мировой художественной культурой
21 минута 12178 3837

Развитие речи детей через знакомство с мировой художественной культурой

VolkovaДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам  Волкову Галину Павловну, воспитателя МБДОУ № 152 города Иркутска. Галина Павловна предлагает вашему вниманию статью "Развитие речи детей через знакомство с мировой художественной культурой". Статья предназначена для работников дошкольных образовательных учреждений, педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста ( 6 - 7 лет).

Краткий комментарий от Галины Павловны к статье:

"Работая длительное время с детьми в детском саду, я пришла к выводу, что совершенствованию речевого развития детей и исправлению его недостатков более успешно идет с использованием художественной литературы, через знакомство с родным краем, национальным фольклором и знакомством с мировой художественной культурой. По мнению Р. Штайнера «в первое семилетие жизни и д.т формирование эфирного тела человека» и «лишь сильные переживания затрагивают глубины его существа». Поэтому дети с большим интересом заучивают потешки, дразнилки, стихотворения, пересказывают сказки, легенды, былины, что дает возможность работать над развитием всех сторон речи."

Увлекательного чтения...


Развитие речи детей через знакомство с мировой художественной культурой

«Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа.

Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу.

Познавая ценности искусства, человек познает человеческое о человеке, поднимает себя до прекрасного.»

В.А. Сухомлинский.

Работая длительное время с детьми в детском саду, я пришла к выводу, что совершенствованию речевого развития детей и исправлению его недостатков более успешно идет с использованием художественной литературы, через знакомство с родным краем, национальным фольклором и знакомством с мировой художественной культурой. По мнению Р. Штайнера «в первое семилетие жизни и д.т. формирование эфирного тела человека» и «лишь сильные переживания затрагивают глубины его существа». Поэтому дети с большим интересом заучивают потешки, дразнилки, стихотворения, пересказывают сказки, легенды, былины, что дает возможность работать над развитием всех сторон речи.  

Знакомство детей с мировой художественной культурой в настоящее время – это актуальная проблема, так как недостаточное живое общение детей и взрослых, преобладание теле- и видеоинформации ведет к снижению словарного запаса, недоразвитию грамматического строя речи, неумению связно и последовательно излагать свои мысли, обеднению духовного мира ребенка. Соприкасаясь с национальным фольклором, ребенок встречается с подлинным богатством родного языка; с помощью живописи развивается мыслительная деятельность старших дошкольников: умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивается внутренняя речь. Почему важно развивать внутреннюю речь? Она помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникающие в результате восприятия замысла художника. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.  

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка -дошкольника, который представляет возможности для решения многих задач умственного и нравственного воспитания детей.  

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода и решения задач речевого развития детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А .Пешковская, В.В. Виноградов, К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф. А. Сохин). Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в сенситивный для этого период.  

При обучении детей родному языку я взяла за основу «Методику развития речи детей дошкольного возраста» О.С. Ушаковой.  

Народ существует, пока существует его язык. Значит и судьба народа – это судьба языка. Вот почему свою работу по развитию речи я начала со знакомства детей с людьми разных национальностей, живущих в родном краю. Знакомясь с обычаями, культурой, народным искусством дети познают самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образность мышления, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера - смелость, преданность гражданскому долгу.  

В процессе развития речи детей я стараюсь прикоснуться к истокам национальной культуры. Работа по приобщению детей к истокам национальной культуры тесно связана со всеми сторонами педагогического процесса. Формы ее организации разнообразны, а результаты проявляются в разные видах взросло-детской партнерской деятельности:

  • игровой,
  • познавательно – исследовательской,
  • продуктивной,
  • чтение художественной литературы,
  • музыкальной,
  • физической культуре.  

Педагогическая наука и практика выделяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических и патриотических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.  

  • Метод убеждения, направленный на развитие восприятия и вкуса.
  • Метод приучения, упражнений в практических действиях, предназначенный для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения.
  • Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям.
  • Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально - положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательному к негативному.  

Этапы работы.

  • „«Прибайкалье - наш дом». (Знакомство с историко - культурными особенностями родного края. Экскурсии: на Байкал, по городу Иркутску, в музей истории города, краеведческий музей, этнографический музей в Тальцах.)
  • „Сопоставление культур русского и бурятского народов (жилища, одежда, быт, обычаи, фольклор).
  • „Сказки и легенды народов Сибири.
  • „Знакомство с историей возникновения драматического театра им. Охлопкова г. Иркутска. (Разные виды театра).
  • „Знакомство с художественным музеем им. Сукач.ва.. г. Иркутска . (Посещение выставок, рассматривание работ художников города Иркутска).
  • „Знакомство с устным народным творчеством русского народа. (Потешками, шарадами, загадками, закличками, ,дразнилками, пословицами, поговорками, сказками).
  • „Духовные источники культуры России. (Славянская культура: жилища, костюм, пища, быт, праздники, письменность).
  • „Знакомство с былинами .
  • „Знакомство со сказочно - былинной живописью. (Рериха, Васнецова, Врубеля, Васильева, Глазунова, Ракши.)
  • „Знакомство с обычаями ( христианскими и языческими праздниками).
  • „Знакомство с культурой Древней Греции. (Жилища, костюм, быт, пища, скульптура, письменность, праздники,)
  • „Мифы Древней Греции. (Прометей. Подвиги Геракла).
  • „Библейские сюжеты. (Сотворение мира).
  • „Знакомство с экспонатами « Государственного Эрмитажа». (Использовать фильмы, открытки, энциклопедии.)  

Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного творчества, нужно понимать, что это будет приобщение детей к важной части духовной культуры народа. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей.  

Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно. Чтобы доставить детям эту радость мы собирали предметы русского быта и воссоздавали макет избы, где была печь, лавки и столы, самотканые половики, сшиты занавески и украшены вышивкой в народном стиле. В специальной комнате мы собрали разные старинные вещи: чугунок, самовар, деревянные ложки, кадка, квашня, расшитые полотенца, ткацкий станок, русский народный костюм.  

Для изучения народного искусства были собраны образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки, разные виды народной вышивки. Собранный материал позволил не только знакомиться с разнообразием народного искусства, но и получить специальные умения и навыки: росписи игрушек по типу дымковской, лепки посуды, украшения ее орнаментом. Работами детей украшали свою группу.  

Раз в месяц дети собирались на праздник, развлечение, где к ребятам приходили любимые сказочные герои, проводились подвижные игры, пляски, хороводы. Таким образом, детей подводили к пониманию того, что русский праздник - это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнавали порядок размещения за столом, название кухонной утвари. Самое главное, дети осваивали правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол».  

Огромную роль отводили изучению русского фольклора, народного искусства, а также - составлению обрядовых праздников.  

Поставив задачу показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, я стараюсь почерпнуть знания об истоках русского фольклора из специальной литературы, а также посещая выставки народного художественного творчества. Вместе с детьми мы выезжаем на экскурсии в этнографический музей, музей истории города Иркутска.  

Опыт Джанни Родари («Грамматика фантазии») был мною использован при работе со сказкой. Использовала такие игры, как «Салат из сказок», «А что было потом?», «Сказки наизнанку», «перевирание сказок» и др. Такие игры способствовали овладению литературными нормами и правилами родного языка, свободному пользованию лексикой и грамматикой при выражении мыслей и составлении любого вида высказывания.  

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяют ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы использовала в разных ситуациях и специальных играх.

  • „«Какие пословицы ты знаешь?»
  • „«Кое – что о порядке».
  • „«Продолжи пословицу»
  • „«Вспомни пословицы»
  • „«Подбери нужную пословицу к картинке».
  • „«Подбери пословицу к сказке».
  • „«Сочиняем сказки и рассказы к пословице».
  • „«Шифровальщики».
  • „«Объясни, почему так говорят» и др.  

Загадки - полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я начинала так, как предлагает Е.И.Тихеева. В дальнейшем использовала различные игры: «Волшебная картина», «Лжезагадки» (Дж.Родари). Иногда использовала сразу 2-3 лжезагадки, дети сначала попадались в «ловушку», затем быстро находили ответ. Удовольствие было огромное, дети загадывали загадки своим товарищам многократно и смеялись, наслаждались замешательством отгадывающего.  

Часто при общении с детьми я стараюсь познакомить детей с «поддевками». Поддевки близки к словесным играм. Словесные игры, являются школой речевого общения, требуют создания определенной игровой ситуации, чем и выключаются из свободного речевого потока. Дразнилки учат подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, учат слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, развивают чувствительность к нелепым ситуациям. Знание детьми народных дразнилок, умение ими пользоваться - не только профилактика душевного здоровья, способность выразить соответствующие отрицательные эмоции, но и хорошая подготовка к восприятию авторской сатирической поэзии.  

Смешные, нелепые, удивительные ситуации, в которых изображены детские недостатки, интересны дошкольникам - вот почему в своей работе и дразнилкам уделяется достойное внимание.  

Ребята старшего дошкольного возраста знакомятся с русской народной лирической песней, демонстрируя, как в этом виде словесно – музыкального творчества отразилась жизнь человека, его горести и радости.  

В календарных праздниках активно участвовали дети, весело распевая частушки, колядки, закликалки птиц.  

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Но мы стараемся знакомить детей с народными играми, так как надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достойными наших детей. Игры - своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, внимание, речь ребенка и др.  

Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным.  

Знакомя детей с устным народным творчеством, я не могла пройти мимо былин. Былины отличаются от других народных песен грациозностью, величавостью образов, важностью действий и торжественностью тона.  

Прежде чем знакомить детей с былинами, мне пришлось познакомить ребят с укладом жизни славян, обогатить словарь детей, используя для этого экспонаты музея: «Малая оружейная палата», «Древненовгородские речные суда», «Русская одежда», «Русские воины». После обогащения и насыщения словаря дошкольников были рассмотрена сказочно – былинная живопись В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, К.А.Васильева, Н.К.Рериха, Ракши.  

Внимание детей обращалось на внешний вид, характер и настроение героев.  

Рассматривая картины дети подбирали этитеты, выделяли средства выразительности, которые использовал художник для передачи настроения, характера героев, событий. Чтобы узнать больше, необходимы дополнительные сведения. В библиотеке я познакомила детей с книгами, подготовила наборы кубиков «Богатыри» и другой материал по былинам.  

Первое знакомство с былиной прозвучало в исполнении акт.ров А.Концовского, М.Львова, Ю.Вишнякова, В. Лекарева ( аудиозапись) «Илья Муромец», затем прослушивали и другие былины, рассказывали их. При рассказывании старались использовать образные слова, напевность исполнения и др. После прослушивания былины дети активно делились своими впечатлениями, восхищались поступками героев, осуждали поведение людей, которые мешали богатырям творить добро. Дети рисовали богатырей, используя впечатления от былин, и делали выставку в группе.. Вместе с детьми и родителями мы изготавливали шлемы из папье - маше, щиты и мечи из картона и дерева. Огромную помощь оказывали родители в подготовке доспехов: шили и вязали вместе с нами кольчуги, сапоги, плащи, рубахи. В результате такой работы каждый герой имел свой индивидуальный наряд и вооружение. При распределении ролей, желание детей учитывалось обязательно. Устраивались «Богатырские игрища. Дети приходили в восторг: мальчики становились подтянутыми, девочки - милыми, заботливыми, они встречали победителей, дарили им вышитые полотенца, салфетки, испеченные угощения.  

Благодаря родителям и коллегам по работе, которые всегда с готовностью откликались на наши просьбы, виден результат работы:

  • дети узнали историю Отечества;
  • в детях пробудился патриотизм, любовь к Родине;
  • показывается достойный пример для подражания;
  • дошкольники знакомятся с лучшими образцами русской литературы;
  • развивается связная монологическая речь;
  • речь становится яркой и выразительной;
  • расширяется и активизируется словарь ребенка;
  • формируются навыки общения между детьми и взрослыми.  

В становлении личности ребенка, нравственном его воспитании значение эмоционального развития огромно. В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества».  

Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально – творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Приобщая детей к живописи, опосредованно отражающей реальный мир, я учитывала особенности развития словаря, связной речи ребенка, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка. Речь, лишенная интонационной окраски, не вызывает у ребенка эмоциональной отзывчивости, она отражает познание им искусства лишь на уровне рационального логического мышления. В самом же произведении заложена тесная взаимосвязь рационального и эмоционального; следовательно, и познание искусства должно осуществляться на основе единства, эмоционального и рационального, что обуславливает речь воспитателя и ребенка.  

На своих занятиях я широко использую средства выразительности поэтического языка. Активный и пассивный словарь детей обогащается образными сравнениями , словами, обозначающими нравственные качества людей - добрый, гуманный, человечный, трудолюбивый, добросовестный, неустанный, отважный, мужественный, бесстрашный и др.) Также использую специфические изобразительные термины (холодный и т.плый тон, светотени, краски яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные; цветовые пятна, гамма цветов), слова связанные с композицией построения картины (план картины, построение в круг, в треугольник, линия, движение). На занятиях используем изобразительные термины , не вводя их в активный словарь: тепло, холодность, колорит, воздушность, композиция, равновесие, ритм, симметрия, пространство, динамика, изображение стилизованное, обобщенное.  

Таким образом, я стараюсь обогатить словарь ребенка, сделать речь дошкольника выразительной, яркой, приобщить детей к искусству. Работа еще не завершена, я пытаюсь найти формы и способы знакомства детей с христианской и греческой культурами, что позволит формированию планетарного мышления у детей.

ЛИТЕРАТУРА:

  • «Развитее речи и творчества дошкольников» О.С Ушакова. Творческий Центр Москва 2007г.
  • «Знакомство с художественной литературой детей 5-7 лет» О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. Творческий центр 2010г.
  • «Речевые праздники и развлечения в детском саду» . С.П. Цуканова , Л. Л Бетц. Москва 2008г.
  • «Новые загадки про слова для всех детских праздников» . Творческий центр. Москва 2003г.
  • «Скоро в школу « С.К. Нартова – Бочивер, Е.А. Мухартова. Издательство ТОО «Глобус» 1995г.
  • «Знакомство детей с устным народным творчеством» О.А.Князева. М.Д.Махан.ва. Санкт- Петербург. Издательство «Детство- Пресс» .1999г.
  • В.Волина «Зимние забавы». Санкт – Петербург. Дидактика Плюс. 1997г.
  • «Азбука Льва Толстого». Издательско – полиграфическое объединение «Лев Толстой». Тула 1994г.
  • «Сказки о буквах и словах» А.Лопатина, М.Скребкова. Москва «Сфера». 1998г.
  • «Вечер любимой сказки» АЛМА -АТА. «ОНЕР» 1992г.
  • В.Волина .»Пословицы, поговорки, ребусы». Санкт – Петербург. Дидактика Плюс. 1997г.
  • В.Волина . «Откуда пришли слова».(Занимательный этимологический словарь). Санкт – Петербург. Дидактика Плюс. 1997г.
  • «В Тридевятом царстве». Редакция регионального журнала «Сибирячок». Иркутск. 1993г.
  • Статьи «Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок» З. Александрова. «Дошкольная педагогика». Октябрь. 2006г.
  • «Знакомим со сказочно – былинной живописью». Н.А.Курочкина. Санкт – Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2007г.
  • Л.Д.Фесюкова. «Воспитание сказкой». Харьков «ФОЛИО» 1967г.
  • М.Н. Мельникова. «Русский детский фольклор». Москва. «Просвещение» 1987г.
  • Э.П.Короткова. «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию». Москва. «Просвещение» 1982г.
  • Ю.Г.Илларионова. «Учите детей отгадывать загадки».Москва. «Просвещение». 1985г.
  • «Славянская мифология» (Словарь- справочник») . ЛИНОР. СОВЕРШЕНСТВО. Москва 1998г.
  • Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология» . «Просвещение». Москва .1988г.
  • Немов Р.С. «Психология» «Просвещение» Москва 1990г.
  • Родари. Дж. «Волшебные сказки» (Пер. с итал.- Л.СП «Паллада» - ПЭК» 1991г.
  • Родари Дж. «Почему? Отчего? Зачем?» Сказки. Курск. Арендное предприятие «Курск» 1993г.
  • Родари Дж. «Грамматика фантазии». (Введение в искусство придумывания историй). Пер. на русский язык «Прогресс» 1978г.
  • «Мифы Древней Греции». ЭКСМО – ПРЕСС. 2001г.
  • «Славяне» .Москва . «РОСМЭН» 1999г.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2374 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677