Увлекательного чтения...
Возрождение народного массового праздника «Делу время и потехе час»
Уважаемые коллеги, обратите внимание на союз «и» в этом известном выражении, начертанном царем Алексеем Михайловичем – отцом Петра Великого – на одной из первых российских книг о правилах и устроении соколиной охоты – излюбленной потехи того времени. Выражение стало известной пословицей. Из этой пословицы видно, что для людей всех поколений важно, как время дел, так и время потехи. Конечно, череда будничных дней всегда сменяется выходными и праздничными.
Будни всегда перегружены заботами, вечными проблемами и достаточно скучны. И, слава Богу, что существует повод, тот самый «час», когда можно отдохнуть. В отведенные дни мы можем собраться вместе и, стряхнув груз повседневных забот, переключиться, отдохнуть, набраться энергии, оглянуться назад, помечтать о будущем. И стараемся, чтобы этот «час» праздника стал запоминающимся надолго, ярким, разноцветным, объединяющим родных, друзей в их радости.
На хорошем празднике нет гостей, здесь все – хозяева. Сегодня я бы хотела говорить о праздниках народных, нетрадиционных. Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо и для восстановления экологической культуры, преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней.
Праздник, как человек, интересен непохожестью. Нельзя, чтобы все праздники были одинаковыми, как доски в заборе.
Праздник – настоящий, традиционный или нновационный – явление деятельное. Праздник сродни жизнеустройству, деятельному творчеству. Он напоминает о связующих всех людей узах: семьи, детского и взрослого коллектива. И уже в этом заложен мощный воспитательный характер. Досуговые праздники укрепляют межнациональные связи внутри коллектива, внутри села или города, а в целом всей России. Именно за новизну человеческих отношений их очень любят дети.
Праздники – часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества, - обрядов, ритуалов, традиций…
Праздник лишь тогда праздник, когда придумывается, выстраивается на традициях прошлого и настоящего, самостоятельного творчества участников – детей и мудрых взрослых. В празднике дети учатся поздравлять друг друзей, знакомых и родных, учатся одаривать подарками, сувенирами. Это традиционные акты гуманизма, опыт гуманистических отношений.
Содержание праздника воплощается в музыке, песнях, стихах. В пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, заповеди Библии, с другой – разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т е правила поведения в будни и праздники. И это тоже гуманистическая практика.
Праздники это средства познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.
Праздник значим в воспитательном отношении, если событиен. Событие – это значительный факт общественной и личной жизни человека.
Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности).
Общенародные праздники предоставляют каждому взрослому и ребенку (подростку, юноше), шанс самореализации, самовыражения, позволяют испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признание окружающих.
Детские праздники - комплексная, синтетическая деятельность, которая вбирает в себя разнообразные средства эмоциональной выразительности: обряды, ритуалы, обычаи, карновальность, театральность, различные жанры художественного творчества.
Дети, участвуя в празднике, всегда ожидают от него чего-то необычного, яркого.
И бывают очень разочарованы, если их ожидания обмануты. Трудно предугадать, что может быть значимо для ребенка на празднике6 где, в чем и как проявляется его непосредственность, праздничные чувства, творческая фантазия. Но можно спроектировать события, значительные для активных натур ребят.
Значимость и событийность праздника определяется достаточно простыми, близкими детям такими общими признаками, как:
- Абсолютная добровольность участия и согласия во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;
- Условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;
- Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений;
- Необходимость каждому ребенку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;
- Разумная цикличность праздников;
- Коммуникативный характер детских праздников;
- Отсутствие, каких бы ни было принуждений и нарушений, детских прав и свобод;
- Наличие в праздниках народных глубинных традиций.
Праздник особенно важен и детям, и взрослым тем, что присходит совместная деятельность. Праздники снимают конфликтность и рождают чувство общности. Коллективность и совместимость праздника – не есть стадность, потому что это- традиция, потому что праздник – коллективная игра.
Праздник – тогда праздник, когда прививает детям, развивает в них желание и умение неформально общаться. Свобода и вольность общения рождают праздничную совместимость детей и взрослых.
Итак, эскадроны будничных дней должны возглавляться праздниками. Особенно, для детей, которым так необходима праздничная работа сердца и души, духовное самовыражение и духовное обогащение. Нужен культ праздника в обществе. Найти детскую программу для праздника – задача времени. Думаю, это должен быть праздник Слова, Письменности, литературы, народного просвещения, и конечно же, Дружбы. Этот праздник должен включать в свою программу:
- Красочное торжественное открытие;
- Выступление фольклорных коллективов;
- Просмотр документальных фильмов;
- Встречи за круглым столом с писателями, поэтами, музыкантами, художниками;
- Викторины по искусству, культуре.