Дорогие друзья, сегодня мы рады познакомить вас с Мерзляковой Людмилой Алексеевной, воспитателем МАДОУ «Детский сад №13» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. Людмила Алексеевна с радостью делится с нами своей статьей "Система наблюдения за экоглогическими объектами на экологической почве". Статья будет интересна педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Алексеевны:
"В своей группе мы создали «Экологическую тропинку». «Экологическая тропинка» - это элемент развивающей предметной среды в группе. С ее помощью мы не только знакомим детей с объектами природы. Она создает особую, неповторимую обстановку, которая вызывает положительные эмоции, что помогает малышам расслабиться."
Увлекательного чтения....
Система наблюдения за экологическими объектами на экологической тропе
В своей группе мы создали «Экологическую тропинку». «Экологическая тропинка» - это элемент развивающей предметной среды в группе. С ее помощью мы не только знакомим детей с объектами природы. Она создает особую, неповторимую обстановку, которая вызывает положительные эмоции, что помогает малышам расслабиться,
В состав «Экологической тропинки» входят: комнатные растения, «Огород на окне», центр песка и воды и «Домашний двор».
Например, наблюдая за комнатными растениями на нашем подоконнике дети могут видеть как оно растет ,как появляется новый листочек. Дети наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями , и у них развивается чувство ответственности, что растение живое и за них нужно ухаживать.
Огород на окне. Здесь дети могут получить знания о выращивании лука, увидят, как его нужно сажать, что для этого нужно. Тем самым накопить определенные знания по выращиванию овощей.
В нашей группе имеется центр песка и воды. Здесь дети могут с удовольствием экспериментировать. Бросая в воду предметы, они наблюдают: что некоторые из них тонут, а некоторые плавают. С помощью различных формочек, совочков, баночек, сачков и других приспособлений дети с большим удовольствием вылавливают все плавающие предметы. Играя в центре песка и воды, у детей развивается мелкая мускулатура рук, координация движений.
Еще один объект - это «Домашний двор» с животными. Здесь дети научатся различать животных по внешнему виду, узнают, что они живут рядом с человеком во дворе.
Так как детей с 3 лет не следует загружать, мы даем им информацию понемногу, используя при этом игры ,забавы и развлечения.
Дети любят по нескольку раз возвращаться к одним и тем же объектам и явлениям. Экологическая тропинка, созданная в нашей группе, позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. При путешествии по экологической тропе используются разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы:
- экологически занятия;
- экологические экскурсии;
- экологические выставки;
- экологические игры и др.
Расширяется и пополняется экологическая предметно-развивающая среда
разнообразием живых и неживых объектов.
Объектами нашей экологической тропы являются:
- Центр воды и песка
- Центр науки (лаборатория)
- Коллекция птиц (модули)
- Коллекция насекомых
- Коллекция "Грибы"
- Фитобар, травы
- Мини-огороды на окнах
- Альпийская горка в помещении
Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями.
С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам. Пропаганда экологических занятий - это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.
Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное — появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!