Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Духановой Верой Алексеевной, воспитателем МБДОУ № 38-0 "Детский сад присмотра и оздоровления" города Кемерово, Кемеровской области. Вера Алексеевна с радостью предлагает вашему вниманию проект "Роль эксперементально-исследовательской деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста". Проект будет интересен как педагогам ДОУ, так и родителям.
Краткий комментарий к проекту от Веры Алексеевны:
"Интеллектуально-личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать. Образовательные учреждения зачастую эту тягу к познанию мира притупляют, потчуя детей "замороженными идеями", и, вместо того, чтобы творить, дети вынуждены изучать готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди. Поэтому педагогам необходимо выбирать более эффективные средства воспитания и обучения на основе современных методов и новых интегративных технологий, чтобы не притуплять, а повышать познавательный интерес детей."
Профессионального чтения...
Проект
Роль экспериментально-исследовательской деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Содержание:
Актуальность проекта
Цели и задачи проекта
Участники проекта
Продолжительность проекта
Сроки реализации проекта
Этапы реализации проекта
Формы реализации проекта
Обеспечение проекта
Ожидаемые результаты
Продукт проектной деятельности
Дальнейшее развитие
Список литературы
Приложение 1. Перспективное планирование
Приложение 2. Конспекты занятий по познавательному развитию
"Человек стал человеком только тогда, когда
увидел красоту вечерней зари и облачков,
плывущих в голубом небе, услышал пение
соловья и пережил восхищение красотой
пространства. С тех пор мысль и красота
идут рядом, вознося и возвеличивая человека,
но это облагораживание требует больших
воспитательных возможностей".
В.А.Сухомлинский
Актуальность проекта
Интеллектуально-личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать. Образовательные учреждения зачастую эту тягу к познанию мира притупляют, потчуя детей "замороженными идеями", и, вместо того, чтобы творить, дети вынуждены изучать готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди. Поэтому педагогам необходимо выбирать более эффективные средства воспитания и обучения на основе современных методов и новых интегративных технологий, чтобы не притуплять, а повышать познавательный интерес детей. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять. Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, выполнять работу до положительного результата.
Цели и задачи проекта
Цель: Развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого.
Задачи:
- Создавать условия для расширения опыта детей, накопления запаса представлений об окружающей их действительности.
- Сформировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных заместителей).
- Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Поддерживать у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
- Закладывать основы бережного и созидательного отношения к окружающей ребенка действительности.
Реализовать вышеназванные задачи можно по-разному:
- Через создание условий побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности;
- Через специально организованные взрослыми мероприятия.
Участники проекта:
- Дети средней группы, возраст 4-5 лет.
- Воспитатели.
- Родители.
Продолжительность проекта:
- долговременный.
Сроки реализации проекта:
- с апреля 2011 года по март 2012 года.
Этапы реализации проекта:
1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей (игровая, чтение книг, изобразительная, детское экспериментирование, труд в уголке природы, конструирование).
2 этап: изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе (ребенку предлагались предметы, из уголка экспериментирования).
3 этап: исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования (проводилось анкетирование родителей и воспитателей).
Формы реализации проекта:
- перспективный план
- занятия
- оснащение предметно – развивающей среды
- работа с родителями
- альбомы
- развлечения
- дидактический материал
- игры
Обеспечение проекта:
- Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
- Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.
- Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
- Cоздание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.
- Использование «Огорода на окне» и «Земельного участка» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
- Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
- Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
Ожидаемые результаты
- Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).
- Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений.
- Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
- Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.
- Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
- Обучение ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.
- Развитие у ребенка наблюдательности, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Продукт проектной деятельности: фотовыставки, картотека с опытами, подобрана соответствующая консультацию для родителей, собрана папка «Чем и как занять ребенка дома».
Презентация проекта: демонстрация иллюстрированного сообщения.
Дальнейшее развитие проекта: Продолжением данного проекта являются дни открытых дверей, где воспитатели показывают, как организовать опыты, эксперименты с детьми и предлагают игры на флешносителях «Как организовать данные игры в домашних условиях».
Ниже приведены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.
- В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
- Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?). Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
- Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
- Поливка цветов (Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
- Ремонт в комнате ( Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?) Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
Список литературы:
- Доронова, Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду [Текст]: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; – М. : Просвящение, 2004. – 207 с.
- Лысаков, В.Г. 1000 загадок [Текст]: сборник загадок /В.Г.Лысаков.-М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 318 с.
- Мейяни, А Большая книга экспериментов для школьников [Текст] /Под редакцией А Мейяни; Пер.с ит.Э.И.Момэн-М.: ООО Издательство «Росмэн-пресс», 2004.-260 с.
- Рыжова, Н.А. Воздух-невидимка [Текст]: пособие по экологическому образованию дошкольников / Н.А. Рыжова.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1998.-128 с.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина (отв.ред.). – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. (Серия «Вместе с детьми».)
Электронные ресурсы:
http://mdou3-buratino.3dn.ru/index/ehksperimentalno_issledovatelskaja_dejatelnost_4/0-83