Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Попковой Светланой Александровной, воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ № 41, «Рябинушка» города Сургута. Светлана Александровна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом в ознакомлении дошкольников с историей и культурой России. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Александровны:
"Уже четвёртый год я занимаюсь музейной педагогикой. Мы с детьми в своей группе организовываем различные мини-музеи на разные темы. Детям очень нравится собирать экспонаты, коллекции для нашего музея, делать различные выставки, и самостоятельно проводить экскурсии, как в настоящих музеях."
Познавательного чтения...
Музей как средство ознакомления дошкольников с историей и культурой России
Возрождение духовной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения является одним из главных направлений становления Новой России. Её будущее, а значит и будущее нашего народа сейчас полностью зависит от того, что будет заложено в нравственные основы воспитания Человека будущего.
Процесс становления Человека сложен и многогранен. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования и развития человека как полноценного члена человеческого общества. Для этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать гражданина своей страны – личности гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально творческой.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» определила как одну из важнейших задач – сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России. Если целостность этого процесса будет нарушаться, будут потеряны ориентиры развития, разрушаться связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
Главной целью педагогической системы является создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса в ДОУ на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.
Первым условием реализации цели является естественное «вхождение» в целостный педагогический процесс, который основан на принципе многоаспектного подхода к знакомству детей с разделом «Человек в истории и культуре». Он опирается:
- на достоверность и научность знаний;
- на доступность исторического материала;
- на культурологический подход (этнокультурный, социокультурный).
Вторым условием является создание предметно-развивающей среды, в данном случае – организация в ДОУ музея. Цель: создание комфортной эмоционально-насыщенной предметной среды, способствующей развитию познавательной активности и формированию духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания дошкольников.
Важно, что музей собирается руками самих детей и их родителей, только так они чувствуют себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Восприятие предметов, которыми они лично пополнили музей, тесно связано с эмоциями и чувствами дошкольников. На этом фоне у них появляется интерес к познавательной и исследовательской деятельности.
Кроме этого, у воспитанников развивается понимание того, что любой предмет имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Экспонаты помогают детям вживаться в народную культуру, видеть предметы народной старины, красивую и нужную в хозяйстве утварь, вещи, которые были необходимы нашим предкам в праздники и в будни. Вместе с тем у них формируется одна из универсальных способностей – способность прогнозирования изменений предметов. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи. За каждым экспонатом своя история, на которой можно построить занятие. Всякая вещь хранит отпечаток личности мастера, создавшего её, и хозяина, пользовавшегося ею, а значит, отпечатки душ людей. Это часть духовного наследия прошлого. Предки оставили на земле «следы» своей жизни, если мы их отыщем и сохраним, значит, мы их достойные наследники.
Наряду с этим создание музея решает еще ряд задач:
- осуществляется знакомство детей с материалами, из которых сделаны предметы, с их названиями, свойствами, качествами; с тем, как человек использует эти свойства и качества при изготовлении различных предметов;
- закрепляются знания об обобщающих понятиях, происходит знакомство детей с группировкой и классификацией предметов;
- осуществляется знакомство с историей предмета.
Эти знания необходимы для того, чтобы понять, что все предметы, окружающие ребенка, возникли не сами по себе. Их придумал человек много-много лет назад, когда появилась потребность в этих предметах. В изготовлении того или иного предмета вложен труд многих людей. Этот подход формирует у ребенка особый взгляд на мир: он наделяет предметы гипотетическими свойствами. Таким образом, овладение детьми начальными формами диалектического подхода к анализу окружающих предметов и явлений служит предпосылкой для формирования у детей так называемых «методологических» знаний, на основе которых в дальнейшем складывается мировоззрение.
Показателем результативности проведенной работы можно считать:
- деятельное участие родителей в организации музея;
- стойкий интерес детей к экспонатам музея;
- высокий уровень познавательной активности дошкольников на занятиях по социальному миру;
- рост профессионального мастерства педагогов.