Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Ивойловой Элеонорой Гедалиевной, воспитателем МБДОУ 152 города Иркутска. Элеонора Гедалиевна с радостью делится с нами статьей "Формирование основ экологической культуры старших дошкольников, используя региональный компонент". Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье:
"Детство невозможно без сказок. Но разве чудеса бывают только в сказке? Разве не чудо – общение с природой? С удивительными растениями, насекомыми, животными. Познать чудеса природы, полюбить ее, научиться с ней общаться, беречь ее – важно для любого ребенка. Исходя из этого, я решила взять тему «Формирование основ экологической культуры дошкольников, используя региональный компонент». Родная природа ближе и понятней детям."
Познавательного чтения...
Формирование основ экологической культуры старших дошкольников, используя региональный компонент
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. В детском саду я занимаюсь этой проблемой несколько лет. Работа начиналась с подбора литературы, оборудование кабинета, подбора соответствующей программы. Мной были рассмотрены различные программы. Наиболее понравилась и подошла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». Проработав, по ней несколько лет, наблюдая за детьми, изучая литературу, я заметила, что многие авторы считают, что успешность модернизации дошкольного образования в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными региональными компонентами системы дошкольного образования. Региональное образование – это более высокий уровень образованности по сравнению с исходным, задаваемым ФГТ. Принцип регионализации дошкольного образования можно реализовать по-разному, в том числе через ознакомление с экологической культурой и ценностями региона. Значение регионализации в системе дошкольного образования:
- в учете экологических особенностей региона;
- активизации самосознания растущего человека;
- развитие образовательной сферы региона, с учетом эколого – географического богатства региона;
- формирование «Байкальского мировоззрения»;
- воспитание любви и бережного отношения к малой Родине.
Использование регионального компонента в системе занятий по экологическому воспитанию способствует:формированию представлений о многообразии природы; формированию представлений о приспособленности животных к среде обитания;формированию представлений о взаимозависимости организмов друг от друга.
Все это позволяет еще более расширить экологические знания детей. Используя книги Л.А. Мишариной, я составила перспективные планы на год. Они включают 12 тем, каждая из которых идет две недели. Вначале были проведены беседы с родителями для выяснения знаний и пожеланий о чем они хотели бы узнать и где побывать. Совместно с детьми и родителями начался сбор материала о Байкале. Принимался любой материал. Причем дети были вдохновителями своих родителей. К сожалению, большая часть родителей не смогли пойти в Ботанический сад, но уже на выставке «Чудо – осень» появились работы о Байкале. Совместно с родителями дети искали материал о Байкале. В ноябре мы провели конкурс газет о Байкале. Много нового узнали и дети, и я, и родители. Знания детей по каждой теме закреплялись через различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, чтение художественной литературы. Работы по лепке были отправлены на Всероссийский конкурс «Уши, ноги и хвосты». На основе изученного материала: чтения различных сказок, легенд, рассказов, просмотра видеофильмов детьми была создана огромная коллекция рисунков о Байкале, а из работ по аппликации мы с детьми сделали альбом «Мой Байкал». С детьми было выучено много стихов и загадок о Байкале, даже придуманы и разучены частушки про Байкал. Дети намного лучше стали знать, то место, где они живут, гордиться его уникальностью, знать некоторые особенности и проблемы. Мы не только читали, но и сами совместно с родителями, используя полученные знания и жизненный опыт, сочиняли истории и сказки. Совместно родителями и детьми была создана книга «Сказки Байкала». За участие в конкурсах ребята поощрялись призами. В апреле месяце совместно с детьми и родителями было проведено развлечение «Знатоки Байкала». В мае месяце я провела анкетирование среди родителей, чтобы подвести итоги и внести, возможно, изменения в планы. Проведенный мониторинг показал, что дети моей группы выдали более высокий результат по экологическому воспитанию, а главное у детей возрос познавательный интерес, даже у малоактивных до этого. Кроме того, проанализировав анкеты родителей, стало ясно, что и они узнали немало нового о Байкале и получили удовольствие, сочиняя совместно с детьми сказки и создавая газеты. Я планирую продолжить работу по этой теме.
Литература:
- Мишарина Л. А., Галиева Е. В., Галкина И. А. «Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет». Иркутск ГОУ ВПО «ВСГАО». 2011 г.
- Ермолаева С. Д. «Комплекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС». 2009 г.
- Николаева С. Н. «Комплекмные занятия по экологии для старших дошкольников. Москва «Педагогическое общество России». 2007 г.
- Селихова Л. Г. «Ознакомление с природой и развитие речи». Москва «Мозайка-Синтез». 2008 г.
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Воронеж. 2009 г.
- Сонин В. Д. «Редкие животные Иркутской области». Иркутск. 1993 г.
- Долганов А. «По Иркутскому острогу погуляли мы немного». Иркутск. 2007 г.
- Мир Байкала. Иркутск. 2006 г.
- Горбунова В. А., Мишарина Л. А. «Ориентировочная региональная программа знаний о растениях». Иркутск. 2002 г.
- Мишарина Л. А., Горбунова В. А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья». Иркутск. 2004 г.
- Николаева С. Н.. «Методика экологического воспитания дошкольников». Москва. 1999 г.
- Веретенникова С. А., Клыков А. А. «Четыре времени года». Москва «Просвещение». 1971 г.
- Елкина Н. В., Мариничева О. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль: академия развития. 1997 г.
- Егоренков Л. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших классов». Москва. 2000 г.
- Бондаренко Т. М. «Экологическое занятие». Воронеж «Учитель». 2002 г.
- Лучич М. В. «Детям о природе». Москва «Просвещение» 1978 г.
- Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой».
- Саморукова П. Г., Магивцева Л. М. «Мир природы и ребенок».
- Сизенко-Казанец З. Д. «Природа и дети».
- Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».