Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование основ экологической культуры старших дошкольников, используя региональный компонент
8 минут 16845 5307

Формирование основ экологической культуры старших дошкольников, используя региональный компонент

IvoilovaДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Ивойловой Элеонорой Гедалиевной, воспитателем МБДОУ 152 города Иркутска. Элеонора Гедалиевна с радостью делится с нами статьей "Формирование основ экологической культуры старших дошкольников, используя региональный компонент". Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье:

"Детство невозможно без сказок. Но разве чудеса бывают только в сказке? Разве не чудо – общение с природой? С удивительными растениями, насекомыми, животными. Познать чудеса природы, полюбить ее, научиться с ней общаться, беречь ее – важно для любого ребенка. Исходя из этого, я решила взять тему «Формирование основ экологической культуры дошкольников, используя региональный компонент». Родная природа ближе и понятней детям."

Познавательного чтения...


Формирование основ экологической культуры старших дошкольников, используя региональный компонент

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. В детском саду я занимаюсь этой проблемой несколько лет. Работа начиналась с подбора литературы, оборудование кабинета, подбора соответствующей программы. Мной были рассмотрены различные программы. Наиболее понравилась и подошла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». Проработав, по ней несколько лет, наблюдая за детьми, изучая литературу, я заметила, что многие авторы считают, что успешность модернизации дошкольного образования в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными региональными компонентами системы дошкольного образования. Региональное образование – это более высокий уровень образованности по сравнению с исходным, задаваемым ФГТ. Принцип регионализации дошкольного образования можно реализовать по-разному, в том числе через ознакомление с экологической культурой и ценностями региона. Значение регионализации в системе дошкольного образования:

  • в учете экологических особенностей региона;
  • активизации самосознания растущего человека;
  • развитие образовательной сферы региона, с учетом эколого – географического богатства региона;
  • формирование «Байкальского мировоззрения»;
  • воспитание любви и бережного отношения к малой Родине.

Использование регионального компонента в системе занятий по экологическому воспитанию способствует:формированию представлений о многообразии природы; формированию представлений о приспособленности животных к среде обитания;формированию представлений о взаимозависимости организмов друг от друга.

Все это позволяет еще более расширить экологические знания детей. Используя книги Л.А. Мишариной, я составила перспективные планы на год. Они включают 12 тем, каждая из которых идет две недели. Вначале были проведены беседы с родителями для выяснения знаний и пожеланий о чем они хотели бы узнать и где побывать. Совместно с детьми и родителями начался сбор материала о Байкале. Принимался любой материал. Причем дети были вдохновителями своих родителей. К сожалению, большая часть родителей не смогли пойти в Ботанический сад, но уже на выставке «Чудо – осень» появились работы о Байкале. Совместно с родителями дети искали материал о Байкале. В ноябре мы провели конкурс газет о Байкале. Много нового узнали и дети, и я, и родители. Знания детей по каждой теме закреплялись через различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, чтение художественной литературы. Работы по лепке были отправлены на Всероссийский конкурс «Уши, ноги и хвосты». На основе изученного материала: чтения различных сказок, легенд, рассказов, просмотра видеофильмов детьми была создана огромная коллекция рисунков о Байкале, а из работ по аппликации мы с детьми сделали альбом «Мой Байкал». С детьми было выучено много стихов и загадок о Байкале, даже придуманы и разучены частушки про Байкал. Дети намного лучше стали знать, то место, где они живут, гордиться его уникальностью, знать некоторые особенности и проблемы. Мы не только читали, но и сами совместно с родителями, используя полученные знания и жизненный опыт, сочиняли истории и сказки. Совместно родителями и детьми была создана книга «Сказки Байкала». За участие в конкурсах ребята поощрялись призами. В апреле месяце совместно с детьми и родителями было проведено развлечение «Знатоки Байкала». В мае месяце я провела анкетирование среди родителей, чтобы подвести итоги и внести, возможно, изменения в планы. Проведенный мониторинг показал, что дети моей группы выдали более высокий результат по экологическому воспитанию, а главное у детей возрос познавательный интерес, даже у малоактивных до этого. Кроме того, проанализировав анкеты родителей, стало ясно, что и они узнали немало нового о Байкале и получили удовольствие, сочиняя совместно с детьми сказки и создавая газеты. Я планирую продолжить работу по этой теме.

 Литература:

  1. Мишарина Л. А., Галиева Е. В., Галкина И. А. «Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет». Иркутск ГОУ ВПО «ВСГАО». 2011 г.
  2. Ермолаева С. Д. «Комплекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС». 2009 г.
  3. Николаева С. Н. «Комплекмные занятия по экологии для старших дошкольников. Москва «Педагогическое общество России». 2007 г.
  4. Селихова Л. Г. «Ознакомление с природой и развитие речи». Москва «Мозайка-Синтез». 2008 г.
  5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Воронеж. 2009 г.
  6. Сонин В. Д. «Редкие животные Иркутской области». Иркутск. 1993 г.
  7. Долганов А. «По Иркутскому острогу погуляли мы немного». Иркутск. 2007 г.
  8. Мир Байкала. Иркутск. 2006 г.
  9. Горбунова В. А., Мишарина Л. А. «Ориентировочная региональная программа знаний о растениях». Иркутск. 2002 г.
  10. Мишарина Л. А., Горбунова В. А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья». Иркутск. 2004 г.
  11. Николаева С. Н.. «Методика экологического воспитания дошкольников». Москва. 1999 г.
  12. Веретенникова С. А., Клыков А. А. «Четыре времени года». Москва «Просвещение». 1971 г.
  13. Елкина Н. В., Мариничева О. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль: академия развития. 1997 г.
  14. Егоренков Л. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших классов». Москва. 2000 г.
  15. Бондаренко Т. М. «Экологическое занятие». Воронеж «Учитель». 2002 г.
  16. Лучич М. В. «Детям о природе». Москва «Просвещение» 1978 г.
  17. Саморукова П. Г. «Как знакомить дошкольников с природой».
  18. Саморукова П. Г., Магивцева Л. М. «Мир природы и ребенок».
  19. Сизенко-Казанец З. Д. «Природа и дети».
  20. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677