Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по мотивам глиняной народной игрушки
7 минут 9607 3013

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по мотивам глиняной народной игрушки

LyutikovaДорогие друзья, мы рады представить вам Лютикову Елену Дмитриевну, воспитателя МБДОУ №152 города Иркутска, Иркутской области. Елена Дмитриевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.  В статье раскрывается опыт работы по развитию личности ребенка на основе знакомства с особенностями народной глиняной игрушки. Статья будет интересна как педагогам, так и родителям. 

Краткий комментарий к статье от Елены Дмитриевны:

"Занимаясь с детьми лепкой по мотивам глиняной игрушки, я наблюдаю неподдельный интерес детей к происходящему и понимаю,что это им необходимо. При соприкосновении с глиняной игрушкой приходит увлечение исследовательской работой, в результате которой обнаруживается потрясающая, интереснейшая не только воспитателю, но и детям и их родителям информация."

Увлекательного чтения...


Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по мотивам глиняной народной игрушки

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Занимаясь с детьми лепкой по мотивам глиняной игрушки, я наблюдаю неподдельный интерес детей к происходящему и понимаю,что это им необходимо. При соприкосновении с глиняной игрушкой приходит увлечение исследовательской работой, в результате которой обнаруживается потрясающая, интереснейшая не только воспитателю, но и детям и их родителям информация.

Внимательно исследуя вместе с детьми глиняную игрушку, обнаруживается закономерность чередования форм, красок, деталей соответственно «месту жительства» поделки, она отражает характер мастера, ее изготовившего, его настроение, образ жизни окружающих его людей.

Глина — это природный материал, просто лежащий у нас под ногами! Используя его можно создать систему работы с детьми дошкольного возраста. Опыт работы с детьми, накопленный материал позволил мне подобрать темы для работы, разработать перспективный план, подобрать дидактический и демонстрационный материал. А результат интересная, мотивированная деятельность, которая доставляет удовольствие всем: и детям, и взрослым.

О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (Н.П.Сакулина, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, А.В.Бокушинская, Ю.В.Максимов и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Может возникнуть вопрос: А для чего нам современным людям, нужны эти старинные секреты и старые (устаревшие знания)? Вникнем в слова русского писателя Василия Белова: «Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего — то, движение от ничего или из ничего не возможно...»

Поэтому в процессе работы по данной теме, я ставила перед собой следующие задачи:

  1. Развитие у детей эстетического восприятия, интереса, эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни, произведения народного искусства.
  2. Формирование умения самим создавать прекрасное в рисунках, лепке.
  3. Средствами художественной выразительности (симметрия, форма, композиция, цвет)
  4. Раскрытие образа Родины в прекрасных и радостных образах глиняной игрушки.
  5. Знакомство с произведениями народных мастеров с глиняной игрушкой (Дымковская. Филимоновская, Каргопольская)
  6. Углубление представлений о связи узора с формой и назначением художественной вещи.

Решение этих задач осуществлялось через:

    • систематическое знакомство детей с разнообразием глиняной игрушки.
    • Вовлечением в практическую деятельность (лепка, рисование).
    • Наличие наглядного материала (народные игрушки, иллюстрированный материал).

    Для развития познавательных способностей в своей работе использую:

    • художественное слово (Загадки, поговорки, стихи)
    • схемы

    Развитие личности ребенка на основе соприкосновения с народной игрушкой имеет следующие направления:

    1. Познавательно — интеллектуальное (Проявление инициативности и самостоятельности в лепке, рисовании)
    2. Художественно — эстетическое (Способности ребенка фантазировать)
    3. Нравственное (Способность достигать цели, выполнить работу качественно)
    4. Физическое развитие. (Развитие гибкости и выносливости суставов, развитая моторика руки)

    Занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с глиной ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Занятия стимулируют коммуникативную функцию речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

    Происходит ознакомление с окружающим миром, потому, что подбираются сюжеты близкие жизненному опыту ребенка. Они помогают уточнить уже усвоенные им знания, расширять их, применять обобщения.

    Развивается фантазия и творчество, после того, как основные понятия сформированы и у детей появилось больше возможности для самостоятельной работы, можно дать ребенку определенную свободу выбора при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность.

    Занятия помогают личностному развитию ребенка, здесь важно внимательное отношение к детским творениям. Для детей очень важно чувствовать уважение к своим работам. Необходима похвала и одобрение. Такое отношение к себе поможет им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. И все это решается с помощью глиняной игрушки. Она современная, она яркая, она живая.

    По результатам опроса родителей:

    на вопрос Довольны ли вы, что ваш ребенок посещает группу, где занятия по лепке проводятся с глиной? Из 20 опрошенных 20 ответили ДА.

    В заключении хотелось бы отметить, что русская игрушка не воинственная, а добродушная. В ней отражена любовь к природе. На первый взгляд простая, а таит в себе столько интересного. Она дает полет фантазии, вдохновляет.

    Список литературы:

    1. Богуславская И. Русская глиняная игрушка.- М.,1975.
    2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.-СПб.,2009.
    3. Федотов Г.Я. Послушная глина. - М.,1999.
    4. Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно — прикладное искусство. Парциальная программа. - СПб.,2011.
    5. И.А.Лыкова Занятия в изостудии. - М.,2009.

    Может быть интересно

    Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

    Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

    14 минут 2132 35

    Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

    Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
    10 минут 6541 677