Дорогие друзья, мы рады представить вам Николаеву Ольгу Александровну, педагога дополнительного образования ЛГ МАОУ ДОД "ЦДОД "Радуга" города Лангепас. Ольга Александровна с удовольствием предлагает вашему вниманию программу элективного курса по флористическому дизайну. Данная программа будет интересна педагогам дополнительного образования, педагогам школ, колледжей и всем, кто занимается профессиональной ориентацией подростков.
Краткий комментарий от Ольги Александровны к статье:
"В последнее время искусство цветочной аранжировки приобрело особую популярность. Цветы прочно вошли в нашу жизнь и в нашу культуру. Эти курсы помогут обучающимся ориентироваться в профессии дизайнера."
Увлекательного чтения...
Программа элективного курса «Аранжировка праздничного стола цветами»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В мире разнообразия профессий, интересных занятий, необходимым становится осуществить правильный свой выбор, чтобы построить свою взрослую жизнь, найти себя в той или иной профессии. Возможно в будущем пригодиться то, о чем и не думал, когда учился в школе. Курс «Фитодизайн» позволит попробовать себя в профессии аранжировщика. Ведь сегодня искусство флористического дизайна твёрдо вошло в жизнь человека. Флористический дизайн окружает нас дома, на работе, в парках, магазинах, ресторанах и т.д. С его помощью создается праздничное настроение, придается торжественность. Основная цель курса – научить учащихся первым ступенькам искусства составления настольной композиции с применением как цветов, так и природного материала. Данный курс способствует развитию умений работать с хрупкими природными материалами, искусственными аналогами цветов и растений приближенных к натуральным. Обучающиеся получают навыки наблюдательности, которая является средой, питающей творчество и остроту восприятия окружающего мира; прививает художественный вкус и дает возможность более полно оценить и увидеть красоту природы Курс расширяет знания об используемых растениях, их свойствах; способствует развитию творческих способностей (самовыражению), проектной деятельности и профессиональной ориентации; предусматривает синтез теоретических и практических знаний по изготовлению композиций и как итог – оформление небольшого проекта учащимися (изделие композиции к празднику на выбор).
Данный программный материал рассчитан на обучающихся 9-х классов, содержит теоретическую и практическую части. Общее количество составляет 16 часов, 8 занятий по 2 часа.
Цель: Создать условия для учащихся 9-х классов к пробе себя в роле дизайнеров оформления праздничного стола цветочной композицией.
Задачи:
- Дать понятие об аранжировке цветов и профессиях, связанных с ней;
- Обучить основным правилам оформления праздничного стола композициями из цветов;
- Познакомить учащихся с секретами и тонкостями составления настольных композиций и отличие их от букета;
- Развить интерес обучающихся к урокам флористики и показать возможность восприятия композиций из сухих цветов, живых, искусственных
- Пробудить творческую фантазию обучающихся;
- Воспитывать художественный вкус и любовь к природе.
Условия реализации программы
Основным методом реализации программы является метод проектов. На первом занятии происходи погружение в теоретический материал, без знания которого, овладеть искусством флористики в короткие сроки достаточно сложно, формируется проблема: как украсить праздничный стол. Обучающимся предлагается решить эту проблему при помощи украшения стола цветами и природным материалом. Они должны построит план работы, изготовить эскиз, подобрать необходимый материал, выбрать стиль и изготовить композицию. На последнем занятии происходит защита проектов. В заключении делается анализ созданных композиций.
Форма итоговой аттестации:
Защита мини-проекта (композиции; круглая, овальная, вытянутая).
Формы контроля: наблюдение, анкетирование, оценка представленного мини-проекта.
Предполагаемые результаты:
- Обучающиеся будут иметь представление об фитодизайне и профессиях , связанных с ним, о правилах оформления стола.
- Попробуют себя в роли аранжировщиков, оформителей интерьера.
- Научатся работать с материалом, необходимым для аранжировки цветочных композиций.
- Познакомятся с рабочими инструментами необходимыми для работы.
- Приобретут теоретических знания и практические умения.
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации программы необходимы наглядные пособия по аранжировки цветов, составлению цветочных композиций, плакаты по теории цвета, журналы и видеофильмы по цветочному дизайну, готовые цветочные композиции.
Материальное обеспечение
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном столами, стулья.
Для выполнения практической работы необходимы: сухие растения, искусственные цветы, оазис, пистолет-склейка, секатор, ножницы, декоративные украшения, краска спирей, скатерть, набор посуды, столовые приборы, свечи, подсвечники.
Содержание программы:
Цветы в культуре человека. История аранжировки (Западная, Восточная аранжировка).Виды творчества с цветами( декоративное цветоводство, Садово-парковое искусство и др.).Цветы в других видах искусства. Основные понятия: аранжировка, композиция, фитодизайн, флористика и т.д.
Ассортимент и особенности подготовки засушенного, живого растительного, искусственного материала, способы крепления в низких сосудах. Сохранение цветов в срезке.
Практическое задание: Отработка техники подготовки и крепления растительного материала, веток в низких сосудах.
Искусство икебана. Особенности культуры и быта японцев. Школа Согэцу.
Европейский стиль в аранжировке. Стили и формы.
Практическое задание: Отработка техники подготовки растительного материала и постановки его в «оазисе» на примере форма линейной композиции.
Цветочные композиции в оформлении стола. Особенности создания композиции для различных праздников и повода (юбилей, день рождения, 8 марта, Новый год, свадьба и т.д.). Варианты оформления праздничного стола. Правила построения композиций. Приёмы содержания растений.
Практическое задание: Отработка техники подготовки растительного материала и постановки его в «оазисе» на примере декоративной композиции.
Профессиональная ориентация обучающихся на примере конкретных композиций.
Практическое задание: Составление плана работы. Изготовление композиции.
Теоретические вопросы по курсу:
- Художественно композиционные принципы и элементы композиции;
- Особенности срезки растений и продление их свежести;
- Особенности сухоцветов, уход за ними.
- Особенности Европейской и Восточной школы аранжировки цветов;
- Основные стили аранжировки;
- Особенности композиций различных названий (юбилейные, новогодние, свадебные и т.д.)
- Правили построения композиции в «оазисе».
Список литературы:
- Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика.- М,2005.
- Белецкая Л.Б. Прессованная флористика. Картины из цветов и листьев.- М. Эксмо, 2006.
- Витвицкая М.Э. Икебана. Аранжировка. Флористика. Искусство составления букетов. - М., Лада, 2007.
- Дергилева Е. Флористика – это прекрасно. / /Дошкольное воспитание. - 1993. - № 7.
- Клевенская Т. Искусство составления букета, / / Приусадебное хозяйство. – 1990. - № 6.
- Колесникова Е.Г. Сухоцветы. – М. Кладезь-Букс, 2006