Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Информационно-маркетинговая деятельность ДОУ в рамках предшкольной подготовки воспитанников
19 минут 6783 2253

Информационно-маркетинговая деятельность ДОУ в рамках предшкольной подготовки воспитанников

BychkovaДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Бычкову Людмилу Сергеевну, заместителя заведующей по воспитательной и методической работе МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида города Новокузнецка Кемеровской области. Людмила Сергеевна "Почетный работник общего образования Российской Федерации", автор более 20 разработок, имеющих рецензии МАОУ ДПО "Институт повышения квалификации города Новокузнецка" по различным направлениям воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ, участник городских и региональных выставок образования. Людмилой Сергеевной разработан практический материал для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений по повышению уровня компетентности педагогов по вопросам менеджмента и маркетинга в сфере образования. Сегодня Людмила Сергеевна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Информационно-маркетинговая деятельность в ДОУ в рамках предшкольной подготовки воспитанников". 

Краткий комментарий к статье от Людмилы Сергеевны: 

"Концепция модернизации российского образования определяет ключевые позиции для доступности дошкольного образования и также «заказ» на выпускника ДОУ. К сожалению, не все дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения и получить соответствующую подготовку к обучению в школе. Поэтому, одной из главных задач предшкольной подготовки, является создание условий , обеспечивающих равные стартовые возможности получения образования для детей 5-7 лет."

Познавательного чтения...


Информационно-маркетинговая деятельность ДОУ в рамках предшкольной подготовки воспитанников

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ТАБЛИЦАМИ И РИСУНКАМИ

СКАЧАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ К СТАТЬЕ

Для того чтобы преуспеть в нематериальной экономике,

организациям и каждому человеку следует освоить приемы

работы, которые отличаются от их прежних навыков

в такой мере,   в какой птицы отличаются от камня.

Т. Стюарт 

Концепция модернизации российского образования определяет ключевые позиции для доступности дошкольного образования и также «заказ» на выпускника ДОУ. К сожалению, не все дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения и получить соответствующую подготовку к обучению в школе. Поэтому, одной из главных задач предшкольной подготовки, является создание условий , обеспечивающих равные стартовые возможности получения образования для детей 5-7 лет.

В рамках предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста создаются вариативные формы организации образования,внедряются модели сетевого взаимодействия такие как:

  • «Детский образовательный манеж» (группы кратковременного пребывания детей в разных ДОУ),
  • «детский сад - школа»,
  • «детский сад – учреждение дополнительного образования детей»

Так или иначе, но образование все больше становится сферой общественных интересов. Решение этой задачи в сложившихся условиях возможно лишь в рамках рыночной стратегии развития, когда образовательное учреждение ориентировано на работу с обучающимися и их родителями как клиентами.

Поэтому возникла необходимость разработки и экспериментальной проверки особенностей организацииинформационно-маркетинговой деятельностиДОУ в аспекте предшкольного образования.

Самое главное в предстоящей деятельности - правильное изложение понятий, повышение уровня знаний по тому или иному вопросу, или определенной теме, и начинается он с изучения теоретического материала.

Конечно, огромное количество иностранных слов, терминов уже вошли в жизнь – эмпирически, хаотически, но они точно отражают и выявляют проблемные зоны,формируют компетенциивсех участников процесса, обеспечивают их возможность успешной самореализации. Согласно определениям – 

Менеджер-перевод слова'manager' -управляющий, заведующий, руководитель, администратор, директор, менеджер, хозяин, импресарио

Менеджментом называется искусство управление людьми для достижения своих целей. В переводе слово менеджмент - управление. Основным звеном в менеджменте являются менеджеры, которые путем применения менеджмента осуществляют маркетинг (продвижение) товаров на рынке. Задачей менеджера является координирование управления людьми, чтобы с минимальными усилиями добиться максимальных результатов продвижения товаров и услуг.

Маркетинг(от англ.”market”-рынок) – вид человеческой деятельности,направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена; это комплексная система организации производства и сбыта товара или оказания услуг, изучения рынка с целью выработки стратегии, поведения.

Деятельность( аctivityот лат.аctivus)– деятельный.Деятельность - специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира. Цель деятельности определяется потребностями личности или общества.

Информация(от лат. informatio - разъяснение, изложение), первоначальная - сведения,передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); (см. Генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики (современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»)

Информационная деятельностьдеятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование организационного ресурса и организацию доступа к нему.(Яндекс.Словари «Экономика и финансы, 2000»)

Рекла́ма (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать»)информация,распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств... Является, наряду с пиаром (PR), главной разновидностью маркетинга.krugosvet.ru›ЭнциклопедияКругосвет

Пиар (англ. PR — сокр. словосочетания publicrelations связи с общественностью ).Видинформационной деятельности, направленной на формирование общественного мнения о ком-чем-л. (напр., в области политики, бизнеса и т. п.). Черный п. (создание негативного представления о ком-чем-л.). Пиа́рщик (разг.) — тот, кто профессионально занимается такой деятельностью. Яндекс.СловариТолковый словарь иноязычных слов

Так как наше образовательное учреждение является     участником сетевого инновационного проекта «Вариативные модели предшкольной подготовки в разных типах и видах образовательных учреждений Орджоникидзевского района, необходимо рассмотреть следующие понятия:

Сеть - партнерство, сетевое взаимодействие, сетевые эффекты получили сегодня широкое распространение в педагогической практике. Раскрытие воспитательного потенциала этих понятийимеет междисциплинарный характер.

Сеть - это совокупность учреждений, имеющая:

  • общие цели,
  • ресурсы для их достижения,
  • и единый центр управления.

Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели. Предполагается, что сеть в образовании   включает во взаимодействие   самые разные типы образовательных учреждений.

Вариативность ( происходит от прил. вариативный, из совр. лат. variativus «изменчивый»,

от класс.лат. variatus «разнообразный», далее от variare «изменять», книжн. свойство по значению  наличие нескольких или многих вариантов;либо неоднородностьизменчивость.

С развитием интеллектуальной деятельности вариативность, пластичность поведения существенно увеличивается, приобретая как бы новое измерение. С. Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии», 1940 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Модель-(лат. modulus - мера, образец), 1) образец (эталон, стандарт) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции; В широком смысле - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя» (см. Моделирование).современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

Время, в течение которого наша экономическая наука вольно или невольно игнорировала разработку проблем рынка, западными экономистами не было потеряно даром. Была сформулирована, апробирована и получила распространение новая концепция управ­ления производством и сбытом, названная маркетингом. Ну чем можно заменить слово «маркетинг»? Долго объяснять, что это изучение рынка, продвижение и так далее (рисунок 1)

Маркетинг  функционирует, начиная с исследования рынка, планирования и воплощения замысла товара или услуги, через их продвижение на рынок и вплоть до исчерпывающего использования продукции, до фактического удовлетворения выбранных целевых групп потребителей.

Собственно говоря, взаимоотношения субъектов рынка, составляющие предмет  маркетинга , как раз и организуются по поводу оптимального разрешения этих вопросов и прежде всего с анализа внешних и внутренних факторов(таблица1, 2)

В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Подыскивая работу, собирая сред­ства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы следуя схеме маркетингового следования (рисунок 2)

После изучения полученных результатов формулируем цели исследования. Цели могут быть:

  • поисковыми -предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу.
  • описательными- предусматривать описание определенных явлений
  • экспериментальными - предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи

Маркетинговый подход к управлению образованием нельзя применять,не учитывая многих принципиальных особенностей этой категории услуг(таблица3)

Образовательные учреждения как субъекты, формирующие и осуществляющие предложение ОУ на рынок, играют решающую роль в становлении  маркетинга  в сфере  образования .

Поэтому очевидна заинтересованность руководителей  дошкольных  учреждений в стабильном успехе на рынке образовательных услуг, тем более что стабильный успех в быстро меняющихся условиях возможен только при оперативном реагировании на растущие образовательные потребности целевых групп потребителей черезоказание качественных услуг детям с различными образовательными потребностями.

Маркетинг образовательных услуг представляет собой отношения взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей:

  • личности - в образовании;
  • учебного заведения — в развитии и в благосостоянии его сотрудников;
  • фирм и других организаций-заказчиков —в росте кадрового потенциала;
  • общества — в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала..

Эффективное удовлетворение этих потребностей - целевой ориентир маркетинга в образовании.

Когда детский сад поднимает свою планку, он должен оправдывать ожидания всех участников образовательного процесса – родителей, детей, педагогов. Когда эти ожидания совпадут, когда качество услуги будет понятно потребителю, тогда родители будут готовы платить деньги.

Продвижению предлагаемой образовательной услуги в ДОУ необходимо уделить серьёзное внимание. С помощью применяемых в процессе изучения рекламной деятельности анкет, опросов, сбора мнений, анализа процесса реализации ОУ поддерживается обратная связь с  рынком и потребителем.

Следуя схеме разработки управленческого решения в области рекламы, первоначально необходимо определить цель рекламных мероприятий.

Их можно классифицировать в зависимости от того, предназначена ли реклама информировать, увещевать или напоминать. Некоторые из задач рекламы пере­числены в таблице 4.

Реклама является каналом распространения информации на рынке, а также предпосылкой обратной связи с ним и представляет собой неотъемлемую часть системы маркетинга.Реклама отличается огромным разнообразием форм. Однако ее главное, традиционное назначение — обеспечение сбыта товаров (ОУ) и прибыли рекламодателю.т.е. выполняет на рынке экономическую функцию. Кроме того, она осуществляет и информационную функцию (в этой роли реклама обеспечивает потребителей направленным потоком информации). Вместе с тем очевидно, что, являясь частью системы маркетинга, реклама перешагивает узкие рамки информационной  функции и берет на себя коммуникативную функцию.

При выборе рекламной стратегии следует помнить, что каждый из видов рекламы имеет свои позитивные и негативные стороны, например: таблица 5

Связи с общественностью необходимы, как воздух. Элементами пиар-технологий давно уже пользуются дошкольные учреждения. Пиар — это не только реклама, это формирование определенной установки в сознании будущих клиентов, система определенных шагов по созданию имиджа, стратегии учреждения, выстраивание его отношений с самыми разными группами населения: с потребителями, с другими государственными и негосударственными организациями, с прессой.

Очень важный для пиар-технологий момент — обратная связь. Если все было организовано правильно, вы получите достаточное количество клиентов. Если же нет — нужно искать новые пути, новые подходы к родителям. Может быть, неправильно была определена аудитория или форма подачи вашей информации?

В заключение хочется отметить, что лучший способ продвижения любого товара, в т.ч. и образовательной услуги, - обеспечение их высокого качества, поскольку наиболее эффективный путь к формированию положительного имиджа и репутации учебногозаведения – устные рекомендации бывших участников предшкольной подготовки сетевого инновационного проекта«Вариативные модели предшкольной подготовки в разных типах и видах образовательных учреждений Орджоникидзевского района».Экспериментальной базой которого являются: МБ ДОУ №№ 16, 36, 37, 43, 96, 160, 223, 243, 246, 259; МА ДОУ №№ 239,210; МОУ №№ 29, 56, 64, 83; МОУ ДОД СЮТ № 2; Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции) и партнеры проекта:

  • Администрация, отдел образования по Орджоникидзевскому району.
  • МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка
  • Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
  • НОУ «Институт непрерывного образования».

Словарь терминов

Восприятие ¾ процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для со­здания значимой картины окружающего мира.

Запрос¾ потребность, подкрепленная покупательной способностью

Комплекс маркетинга ¾наборподдающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.

Концепция маркетинга ― утверждение, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целе­вых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Маркетинг ― видчеловеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Мотив¾ нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.

Нужда ― чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Образ жизни¾ устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие выражение в его деятельности, интересах и убеждениях.

Отношение ¾ сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом како­го-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий.

Отбор идей ― отсев непригодных идей в процессе разработки товара-новинки.

Обмен ― актполучения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен

Потребность ― нужда,принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Рынок ― совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Референтная группа¾группа, оказывающая прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека.

Сделка ― коммерческий обмен между двумя сторонами, предполагающий как минимум наличие двух объектов ценностной значимости и согласованных условий, времени и места его со­вершения.

Товар ― все,что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобрете­ния, использования или потребления.

Убеждение¾ мысленная характеристика индивидом чего-либо.

Усвоение¾ определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта..

Управление маркетингом ― анализ,   планирование,   претворение   в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения целей организации.

Позиционирование на рынке¾ обеспечение товару не вызывающего сомнений, четко отличного от других, желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей.

Процесс управления маркетингом ¾процесс,состоящий из: 1) анализа рыночных возможностей, 2) отбора целевых рынков, 3) разработки комплекса маркетинга и 4) претворения в жизнь маркетинговых мероприятий.

Разработка стратегии маркетинга ― созданиепредварительной стра­тегии маркетинга на основе одобренного замысла товара.

Сегмент рынка¾ совокупность потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов марке­тинга.

Стратегия маркетингаэто воплощение комплекса доминирующих принципов, конкретных целей маркетинга на длительный период и соответствующих решений по выбору и агрегированию средств (инструментов)организации и осуществления на рынке ориентированной на эти цели деловой активности.

Стратегический маркетинг— это современный маркетинг, базирующийся на определенном видении фирмой окружающего мира и своей роли (миссии) в нем, на принципах глобализма, инновационности, интегрированности, предпочтения структурных исследований перспектив потребностей рынка и мониторинга среды, активного использования связей с общественностью (publicrelations). В целевом отношении он ориентирован на сбалансированность, гармонизацию интересов фирмы, потребителей и общества в целом,партнерство всех участников отношений рыночного обмена и обеспечивает создание товаров и услуг более высокой ценности, чем у конкурентов.

Услуги ¾ объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений.

Целевой маркетинг ¾ разграничение сегментов рынка, выбор одного или нескольких из этих сегментов и разработка товаров и комплексов маркетинга в расчете на каждый из отобранных сегментов.

Литература:

  • Андреева ОД. Технология бизнеса: маркетинг. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997.-С. 11.
  • Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. — М.: Экономика: КоМаркт Лтд., 1997. ~ С. 7.
  • Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. — СПб.: Питер, 2001.
  • Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? — М.: Новости — АСЭС—Мос-ква, 1990.
  • Валовая М.Д. Азы древнейшего ремесла, или 13 бесед о рекламе и маркетинге. - М: Нива XXI век, 1994. - С. 5.
  • Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. — М.: Финпресс, 1998.
  • Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России.— М.: РусПартнерЛтд, 1994.
  • Делл Д., Линда Т. Учебник по рекламе: Как стать известным, не тратяденег на рекламу. — Минск: Современное слово, 1997.
  • Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. — М.: Издательство ACT, 2000.
  • Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Бизнес-книга: ИМА—Кросс.Плюс, 1995.
  • Крылов И.В. Маркетинг (Социология маркетинговых коммуникаций). - М.: Центр, 1998.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2133 668

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 1937 606