Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Патриотическое воспитание дошкольников
9 минут 7577 2359

Патриотическое воспитание дошкольников

ALEKSANDROVAДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Александровой Еленой Юрьевной, старшим воспитателем ГБОУ детский сад № 2091 города Москвы. Елена Юрьевна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья будет интересна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Юрьевны:

"Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения. Этому есть несколько причин: особенности дошкольного возраста и многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире. Не смотря на это, в своей работе я уделяю большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к Родине. Как бы не менялось общество, я считаю, что воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходим при любом социальном строе. Этому учат подрастающее поколение во всем мире."

Профессионального чтения...


Патриотическое воспитание дошкольников

Воспитание было и остается преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения. Этому есть несколько причин: особенности дошкольного возраста и многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире. Не смотря на это, в своей работе я уделяю большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к Родине. Как бы не менялось общество, я считаю, что воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходим при любом социальном строе. Этому учат подрастающее поколение во всем мире.

Чтобы выявить уровень патриотического воспитания дошкольников, мною была проведена диагностика детей подготовительной группы нашего детского сада. Результаты диагностики показали, что уровень патриотического воспитания наших дошкольников пока недостаточно высок. С целью повышения уровня патриотического воспитания мной была предложена система занятий, которая включает в себя:

  • занятия, посвященные воспитанию любви и уважения к родным и близким, «Семь «Я» в одном доме»;
  • занятия по ознакомлению с историей народной культуры и традиций, «Путешествие в старину»;
  • занятия, посвященные воспитанию любви к родному краю, городу, «Город, в котором мы живем»;
  • занятия, посвященные военно-патриотическому воспитанию детей, «Никто не забыт, ничто не забыто».

Данная система занятий направлена на решение таких задач, как воспитание любви к родному дому (к родной семье, к малой родине - своему городу, к большой Родине-России), приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений.

Не последнее место в системе занятий по патриотическому воспитанию дошкольников занимает военно-патриотическая тема. Очень важно, чтобы дети уже с раннего детства приобщались к истории своего государства и, пока есть такая возможность, знакомились с людьми, которые поднялись на смертный и праведный бой, отстояли честь, свободу и независимость Отчизны и одержали труднейшую и долгожданную Победу над врагами. Чтобы ребята знали, что подвиги защитников Отечества (известных и неизвестных героев) забвению не подлежат. Чтобы знали и помнили о людях самоотверженных, стойких духом и преданных своей стране. Знакомились с документами, воспоминаниями, рассказами о героях, защитниках Отечества, которые всегда будут примером для подрастающего поколения, и всегда будут вызывать чувство гордости за героическое прошлое России. Чтобы, читая эти документы, воспоминания, рассказы узнавали много нового о своей Родине, понимали: как нужно любить свою Родину, как уметь в трудную минуту ее защитить, чтобы сделать жизнь достойной и счастливой, как мечтали об этом все - и павшие, и живые - солдаты, защитники Родины.

Так в один из январских дней мы говорили о блокаде Ленинграда. О том, как город был оккупирован немецкими захватчиками и отрезан от всей страны. Говорили о том, что связь города со страной поддерживалась по Ладожскому озеру и по воздуху. Как по льду Ладожского озера была проложена трасса, которую назвали «Дорога жизни» и почему её так назвали.

Также в ходе беседы ребята узнали о том, каким был ленинградский блокадный хлеб и какими были нормы выдачи хлеба жителям блокадного Ленинграда.

Конечно, сейчас очень трудно представить, что такое 125 гр. хлеба на целый день. И во время беседы звучали такие фразы, как: «Везёт же, есть один хлеб. Он ведь такой вкусный...», «Ух ты, мне бы так...» Но когда, за обедом ребятам дали хлеба ровно столько, сколько ели в те далёкие времена, вот тогда-то они и призадумались.

На следующий день после нашей беседы, ребята стали рассказывать друг другу о том, что и у них есть родственники, которые были в блокадном Ленинграде. Мы услышали рассказ о том, что дедушка одного из мальчиков группы Табакова Никиты Горелов Иван Прокофьевич был ранен на «Дороге жизни» и спасён специально обученной собакой, которая тащила его по льду до госпиталя, расположенного на берегу. И еще очень долгое время между ребятами обсуждалась данная тема и возникали все новые и новые вопросы о том, как же люди жили в таких тяжелых условиях и как все-таки удалось кому-то выжить.

Неизгладимое впечатление производят на ребят и встречи с ветеранами войн. Мы принимали у себя в гостях Шарова Константина Михайловича -ветерана ВОВ, участника Сталинградской битвы. Встреча была посвящена 65 годовщине Сталинградской битвы. В ходе этой встречи ребята узнали о том, как в те грозные дни уходили в народное ополчение сотни и тысячи людей. Уходили семьями, из институтов - курсами, с предприятий - цехами. И стар, и млад вставал на защиту Родины. А также Константин Михайлович рассказал ребятам о том, что необходимо для того, чтобы стать настоящим защитником Родины.

О встрече с ветераном дети рассказывали дома, интересовались у родителей, был ли кто-то в их семье, кто участвовал в Великой Отечественной войне или в других войнах, делились впечатлениями друг с другом.

Вообще работа по данной системе занятий показывает, что дети стали больше знать о своем городе и о своей стране, стали интересоваться историей своего города и страны. Ребята стали более уважительно относиться к людям старшего возраста (в том числе родителям, бабушкам и дедушкам). Даже такая тема, как военно-патриотическая, нашла отклик в их душах и пытливых умах. Все полученные знания ребята используют в повседневной жизни и на занятиях, а также охотно делятся своими знаниями и впечатлениями с младшими друзьями и дома с родителями.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников - процесс сложный и длительный, требующий от педагога широких знаний, аналитических исследований и личной убежденности в правильности выбранного пути. Но если мы хотим, чтобы наши дети любили свой город, свою страну, бережно относились к ее историческому и культурному прошлому, уважительно относились к старшим и сверстникам, к культуре и традициям других народов, нужно формировать у них потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2680 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677