Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Рыбачевской Ольгой Евгеньевной, воспитателем первой категории МБДОУ №48 Детский сад присмотра и оздоровления "Золотая рыбка" города Норильска, Красноярского края. Сегодня Ольга Евгеньевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом в статье "Психологический климат детей в группе сверстников". Статья будет интересна педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ольги Евгеньевны:
"Мой стаж работы в образовании составляет 22 года, я от души люблю свою работу и каждый раз совершенствую свое мастерство из года в год, посещая разнообразные курсы повышения квалификации, но стараюсь взять темы оздоровления, хочется видеть будущее поколение в целом гармоничным, не только физически, но и психологически. Дети будут знать, и понимать свое место в обществе, и станут достойными личностями."
Познавательного чтения...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
При оценке психологического здоровья ребенка, прежде всего, необходимо учитывать, что личность ребенка еще только формируется и поэтому главным критерием является его полноценное психическое и личностное развитие. Полноценное психическое развитие определяется согласно следующим критериям:
- наличие или отсутствие у ребенка каких-либо хронических нервно-психических расстройств или заболеваний;
- наличие или отсутствие функциональных отклонений в деятельности нервно - психической сферы;
- уровень достигнутого нервно - психического развития;
- степень резистентности по частоте ухудшения функционального психического состояния ребенка (С. Громбах, Г. Н. Сердюковская).
Главным же критерием психологического здоровья, по мнению В. А. Ананьева, является адаптация ребенка к социуму. Он выделяет ряд уровней психологического здоровья ребенка, уточняя, что они достаточно условны, но необходимы для организации практической работы с детьми.
- Креативный уровень. Высший уровень психологического здоровья. Такие дети не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Это идеальный образ ребенка – творца, достаточно редкий в реальной жизни.
- Адаптивный уровень. Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но по результатам диагностических методик проявляют отдельные признаки дизадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети имеют достаточного запаса прочности «психологического здоровья». Это группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья.
- Ассимилятивно – аккомодативный уровень. Низший уровень психологического здоровья. На этом уровне можно выделить две группы детей. Первая группа неспособна к гармоничному взаимодействию с окружающими. Такие дети стремятся, во что бы то ни стало изменить окружающий мир; при этом они не готовы к самоизменению в соответствии с внешними требованиями и интересами окружающих. Дезадаптация их поведения активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффектированных капризах и т.д.
Вторая группа проявляет глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды. Для таких детей характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее трудно зафиксировать. Это «удобные», тихие, прилежные и старательные дети, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они прибывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям. Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего внешнего благополучия, не вызывающего тревоги у взрослых.
Выделенные уровни психологического здоровья позволяют дифференцировать психологическую помощь детям. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу. Детям с психологическим здоровьем второй группы необходима систематическая помощь психопрофилактического характера. Поскольку эта группа очень велика, предпочтительно проводить групповую работу. С детьми, попадающими в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.
В связи с тем, что наш детский сад специализируется по профилактике и оздоровлению детей, предрасположенных к затихающим формам туберкулезной интоксикации, списочный состав на протяжении учебного года непостоянен. Поэтому работа по созданию психологического климата в адаптационный период ведется круглый год.
С целью выявления детей, относящихся к разным уровням психологического здоровья, в группе был проведен тест «Наше настроение».
Тест "Наше настроение"
Тест «Наше настроение» предполагает наблюдение за поведением ребёнка в ходе игры. Методика направлена на более детальный анализ поведения и эмоциональных реакций ребёнка. В ходе наблюдения отмечалось: выражение лица и поведение: суетливость, растерянность, беспокойство, радость, спокойствие, смущение; удивление, безразличие, злоба, отчаяние, огорчение; агрессивные реакции: толкается, дерется, забирает игрушки; косвенная агрессия: топает ногами, кидает игрушки, начинает плакать и другие реакции; речь: командный тон, угрожающий крик, плач, обзывается, ругается, радостный возглас.
Принимали участие 15 детей старшей группы.
Тест "Наше настроение" показал, что большинство детей испытывают состояние тревожности, которое проявляется в скованности, замкнутости.
Анализируя настроение детей в течение первых двух недель пребывания в детском саду, можно сделать вывод, что 45% детей имеют смешанное настроение; 18% напряжены, скованы; 14% жизнерадостны; 10% спокойны; 9% замкнуты; 4% агрессивны.
Учитывая результаты проведенной диагностики, мы спланировали свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям разных адаптационных уровней.
Знание особенностей каждого адаптационного уровня позволили нам правильно, не причиняя никакого психологического дискомфорта скорректировать свои методы и средства работы с детьми.
Используемая литература:
- «Сохраним то, что есть в детях» С.Т.Шатская, В.Н.Шацкий
- «Развитие игровой деятельности» Н.Ф.Губанова
- «Развитие ребенка в дошкольном детстве» Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса