Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Жердевой Натальей Генньдьевной, музыкальным руководителем первой квалификационной категории МБДОУ Детский сад №8 "Крепыш" города Рубцовска, Алтайского края. Наталья Геннадьевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом в развитии музыкального слуха у старших дошкольников.
Краткий комментарий к статье от Натальи Геннадьевны:
"В данной статье я систематизировала свой опыт по теме: "Музыкально-дидактическая игра как средство развитие музыкального слуха у старших дошкольников". Надеюсь, что эта работа поможет коллегам в применении составлении музыкально-дидактических игр. Желаю удачи!"
Познавательного чтения...
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкального слуха у старших дошкольников
Наше призвание- помочь детям войти мир музыки, понять ее законы, приобщиться к ее таинствам. Процесс этот бесконечен. Как бесконечна и безгранична вся музыкальная деятельность. Важно его начать. Дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким
С.И.Мерзлякова
Пояснительная записка
Одна из актуальных задач в системе музыкального воспитания – развитие музыкальности ребёнка. Каждая музыкальная способность - системное образование, состоящее из компонентов различной сложности, она формируется от элементарных ко всё более сложным составляющим. Музыкальный слух относится к сенсорно-перцептивной способности человека, наиболее активно развивающейся в результате музыкальной деятельности.
Музыкальный слух - это способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальное впечатление. Организованный и развитый музыкальный слух - сложная единая способность, направленная на целостное восприятие и интонирование музыкального произведения как выражение едино-образного содержания.
Б.М.Теплов отмечал два значения термина «музыкальный слух»:
- В широком значении - звуковысотный слух (мелодический, тембровый, динамический и др.);
- В узком значении - звуковысотный слух.
Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии называют мелодическим. Он имеет две основы - ладовое чувство и музыкально-слуховые представления. В онтогенезе мелодический слух развивается как единая система, но ладовое чувство опережает в развитии музыкально-слуховые представления. Мелодический слух состоит из двух компонентов - перцептивного (эмоционального) и репродуктивного (слухового).
Успешное развитие музыкального слуха зависит от многих факторов, но особенно от своевременного, как можно более раннего, погружения в мир музыки. Одним из слагаемых успешного выполнения этой педагогической задачи является верно найденный способ организации учебной деятельности, в рамках которой происходит развитие музыкального слуха. Особенно важно определение методов обучения в дошкольном возрасте, так как в этом периоде доминирует игровой вид деятельности.
Для дошкольников дидактическая игра всегда желанна, имеет позитивную эмоциональную окраску, а потому её использование позволяет, избегая утомляемости, формировать у них необходимые навыки, закреплять в сознании слуховые модели, словом, осуществлять те педагогические задачи, которые требуют многократного повторения определённых действий.
Цель работы: создание условий для развития музыкального слуха у старших дошкольников в близкой и увлекательной форме -музыкально-дидактической игре.
Задачи:
- заложить основы гармонического развития ребёнка;
- развивать коммуникативные способности детей;
- стимулировать учебно-познавательную деятельность детей;
- побуждать к осознанию свойств музыкальной речи, различению и воспроизведению звуковысотного движения, выразительных интонаций, особенностей характера, ритма, темпа, регистров, динамики;
- способствовать адекватному применению знаний о средствах музыкальной выразительности в анализе музыкального произведения.
Сущность дидактической игры и педагогические возможности ее применения.
Дидактическая игра - основа игрового обучения.
Основные функции дидактической игры:
- обучающая - дидактическая игра имеет учебное содержание. Если игра правильно организована, она воспроизводит процедуру и особенности творческих поисковых взаимодействий, наглядно моделирует различные формы игровой деятельности. Игровое содержание - это то, что определяет характер и особенности игры. Дети знают правила игрового поведения, цели игры, свои основные действия и результаты, которые от них ожидают;
- развивающая — дискуссия, которая организована музыкальным руководителем в рамках дидактической игры, развивает логическое и протоинтонационное (термин Медушевского) мышление детей. В условиях игровой деятельности у детей развивается мышление, активность и интерес к учебному материалу, уверенность в своих силах, а игровое взаимодействие создаёт благоприятные условия для закрепления способов и приёмов учения, развивает творческие способности детей.
- побуждающая - игровая деятельность связана с потребностью успешно выполнять поставленную задачу игры. Игровые моменты, побуждая к решению учебных задач, создают условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интереса к предмету и учебно-познавательной деятельности.
- коммуникативная - игра предполагает активное общение. В ней дети осознают себя членами коллектива, учатся действовать согласованно.
- организационно-направляющая - создание оптимальных условий для осуществления учебно-игрового взаимодействия детей (активизация функций участников игры, поддержание интереса к поставленной проблеме). В музыкальной дидактической игре каждый ребёнок может применить свои знания, показать своё понимание учебно-познавательной задачи, проявить умение слушать и анализировать музыкальное произведение. Правила и требования игры обеспечивают координацию и согласование действий дошкольников, а правильная организация позволяет ввести детей в определенные роли, перевести учебную деятельность в игровой план.
Педагогические условия применения музыкально- дидактической игры.
К педагогическим условиям могут быть отнесены: предметное содержание учебной дисциплины, её цели, задачи, а также возрастные особенности развития ребёнка.
Развитие музыкального слуха дошкольников осуществляется в совместной деятельности педагога и детей (НОД, самостоятельная деятельность детей), совместной деятельности детей, самостоятельной деятельности.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, относительно устойчивой становится сердечно-сосудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Сохраняется потребность в игре, движении, во внешних впечатлениях.
Усиливаются познавательные потребности: овладеть знаниями, умениями, навыками, проникнуть в их сущность.
Во время усвоения знаний, умений, навыков у старших дошкольников не только совершенствуется сам волевой акт, но и формируются волевые качества личности.
Особенности психического развития старших дошкольников свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их музыкального и жизненного опыта. Согласно современным исследованиям у детей этого возраста:
- складывается полный комплекс музыкальных способностей;
- музыкальное восприятие - мышление развивается в единстве и взаимодействии собственно интонационного восприятия, осознания музыки и её индивидуальной интерпретации;
- более явно, чем ранее, проявляется интерес к музыке: дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным её видам;
- формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской деятельности;
- на основе опыта восприятия музыки развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал.
В отечественных исследованиях последних лет отмечается усложнение рефлексивной жизни ребёнка старшего дошкольного возраста. Возникает переживание ребёнком собственного «Я», своей субъективности, являющейся основой для личностно - значимого восприятия музыки и рефлексирования в процессе музыкального мышления.
Важными компонентами, обеспечивающими полноценное обучение на этом этапе, являются: увлечённость, привлечение, развлечение, отвлечение, переключение с одной формы на другую. Такие способы обеспечивают ребёнку возможность эффективного формирования разумных потребностей, норм поведения, его развития на основе сознательности.
Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры.
Музыкально-дидактические игры полифункциональны. Это и игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, и одна из игровых форм обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство музыкального общения и развития ребёнка.
Взаимосвязь методов и приёмов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально -дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определённых правил, игровых действий или сюжета. Дети могут их использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н.А.Ветлугина разделяет игры на настольные, подвижные и хороводные. За основание этой классификации взято различие игровых действий детей.
Э.П.Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.
Л.Н.Комиссарова игры и пособия подразделяет на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкально-дидактические игры и пособия именно по этому основанию - их возможностям в развитии каждой из трёх основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Требования к организации музыкальной дидактической игры:
- заранее определить целевую направленность, в зависимости от содержания конкретного учебного материала, которым дети должны овладеть на занятии;
- цель занятия или задачу этапа, в рамках которого проводится игра, сделать целью игрового взаимодействия детей, а процесс решения учебных задач выразить в качественных показателях и использовать для оценки хода и результатов игры. В дидактической игре существуют цели трёх уровней: общая (наслаждение, удовольствие от игры); функциональная (игровая задача); достижение конкретной учебной проблемы (определи, узнай, угадай и т.д.);
- необходимо учитывать условия обучения, время, отводимое на дидактическую игру, этапы занятия, на которых игра применяется;
- применять различные варианты музыкальной дидактической игры и их возможные сочетания.
1.Подготовительные - готовят детей к дидактической игре. Они касаются формирования умения развивать предложенный сюжет, развития навыков свободного оперирования учебным материалом.
2.Поведенческо-игровые - ориентированы на организацию и стимулирование игровых взаимодействий детей. К ним относятся следующие приёмы:
- инструктирование (сообщения о правилах игровых действий и требований к ним);
- активизация игровых сторон (напоминание об аналогичных ситуациях, постановка дополнительных заданий, подсказка, включение фрагментов узнавания);
- когнитивно-игровые. Понятие «когнитивно-игровое» употребляется в педагогике для характеристики познавательных процессов детей в роли игрового персонажа. Основная цель этого приёма - более лёгкое и естественное вхождение дошкольников в заданные ролевые образы, коррекция поведения персонажей в игровой ситуации. Среди названных приёмов можно выделить приёмы, способствующие вхождению в роль (образ): общая характеристика роли, ободрение, поощрение, вопрос-подсказка; приёмы коррекции ролей (подсказка, наводящие вопросы, замечание-вопрос).
Нет и не может быть некоторой единообразной процедуры подведения итогов дидактической игры. Эффективность её проведения определяется многими педагогическими факторами: учёт достигнутого уровня развития способностей, обученности, воспитания внутри коллективных отношений и опыта игровых взаимодействий. Все это позволяет осуществлять в процессе игры поэтапное развитие познавательной активности и самостоятельности детей, расширять набор применяемых при этом способов и приёмов обучения и педагогического стимулирования.
Заинтересованное отношение детей к творческому процессу в музыкально-дидактической игре выражается в следующих показателях:
- увлечённость музыкально-игровой деятельностью;
- степень осознания творческого замысла;
- инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении заданий;
- оригинальность в воплощении творческого замысла и выборе средств его воплощения;
- адекватность творческих проявлений характеру музыкального произведения;
- умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт;
- степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.
Ладовое чувство.
Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых произведений, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр и пособий. Например:
«Настроение» - определённые понятия (грусть, радость, веселье, мечтательность и т.д.) «озвучиваются» музыкой. Из нескольких предложенных отрывков дети выбирают тот, который соответствует тому или иному понятию. Варианты - предлагается один музыкальный отрывок и несколько «настроений».
«Подбираем музыку» - предлагается репродукция портрета с ярко выраженным эмоциональным состоянием героя. Дети выбирают из нескольких музыкальных отрывков подходящий (и наоборот).
«Мажор - минор» - проигрывается несколько небольших по форме музыкальных произведений. Дети определяют их музыкальный лад.
«Волшебные лепестки» - из предложенных музыкальных вариантов и нарисованных (можно самими детьми) лепестков выбрать те, которые могут убаюкать детей или разбудить. Потом можно сделать общее панно для спальни и для игровой комнаты.
«Разбитые вазы» - ветер-шалун пробежал по комнатам замка (композитора, актёра и принцессы - «Ноктюрн» Дж.Фильда, «Сладкая грёза» и «Неаполитанский танец» П.И.Чайковского), вазы пошатнулись, упали и разбились на мелкие кусочки. Предложить собрать вазы и угадать, какая ваза из чьей комнаты.
«Волшебный лоскутик» - Ю.Слонов «Клоуны» и А.Гречанинов «Жалоба» -два клоуна Гоша и Плоша. Портной перепутал все кусочки ткани и не знает, какого цвета ткань для Гоши, а какого для Плоши. Дети должны выбрать. Вариант : прошёл дождь над цирком и смыл все краски с костюмов клоунов. Как им помочь? (раскрасить костюмы).
«Теремок» - прослушать музыкальные фразы и определить : зашёл ли герой сказки в теремок, (чувство тоники)
«Корзинка» - «складывать» в корзинку слова-определения (яблочки, грибочки и т.д.), которые соответствуют характеру музыки, жанру, настроению и т.д.
«Нарисуй радугу» - из предложенных музыкальных отрывков нарисовать радугу.
«Здравствуйте» - под музыку дети двигаются по кругу шагом. Если происходит «остановка» на тонике, то они здороваются друг с другом, а если нет - двигаются врассыпную.
«Угадайка» - двухсторонние маски (веселье и грусть) у детей. Педагог играет, а дети отгадывают лад, поворачивая картинку к педагогу соответствующей стороной.
Музыкально-слуховые представления.
Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Для активизации этих представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры. Например:
«Прячем мелодию» - дети начинают петь хорошо знакомую песню, затем по условному знаку продолжают петь про себя, т.е. беззвучно, по другому знаку - снова вслух. В игре может принимать участие как один ребёнок, так и несколько детей.
«Догоняшки» или «Эхо» - Один «убегает», другой «догоняет» (первый поёт интервал, другой повторяет), а также всем известные музыкально-дидактические игры: «Ступеньки», «Три поросёнка», «Качели», «Учёный кузнечик», «Бубенчики», «Цирковые собачки», «Узнай песенку по двум звукам».
«Живое пианино» - игра, основанная на относительной сольмизации. Музыкальный учебный материал сначала строится на основе трихорда (ЗО,
ВИ, РА), затем объём расширяется за счёт прибавления большой секунды снизу (пентатоника). Постепенное расширение объёма приводит к семиступенным ладам мажора и минора.
«Музыкальные узоры», «Дорожки», «Эстафета», «Два друга», «Слепой музыкант», «Пирамида», «Дорожка и горка», «Фигурное катание», «Круги и кружочки», «Искорки», «Бусы», «Большая угадайка», «Концерт. Поём по записи» - графическая запись игр со звуками.
Чувство ритма.
Игры и пособия для развития чувства ритма в старшем дошкольном возрасте продолжают развивать способность активно (двигательно) переживать музыку, воспринимать композиционное строение на слух, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, продолжают развивать умение точно воспроизводить ритмический рисунок произведения.
Для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр - настольные, подвижные (сюжетные, несюжетные), хороводные, творческие.
«Ритмическое эхо» - педагог прохлопывает простые ритмические рисунки, дети их точно повторяют (можно ввести притопы).
«Хлопай в такт» - звучит музыкальное произведение, дети хлопками, притопами или при помощи музыкальных инструментов акцентируют заданную долю.
«Музыкальные топотушки» - ритмическую пульсацию музыкального произведения нужно продублировать ритмическим рисунком движений. Можно предложить отбивать только сильную долю и относительно сильную, раздробить длительности и т.д.
«Лошадки в цирке» - дети двигаются по кругу шагом (совпадая в движении с четвертными длительностями), под эту же музыку по определённому сигналу переходят на ритмичный бег (совпадая в движении с восьмыми длительностями).
«Помоги Незнайке» - Незнайка захотел стать композитором. Поэт Цветик написал стихи, а Незнайка сочинил на них песни. Но Гусля сказал ему, что его песни исполнять невозможно, потому что в каждой из них есть ошибка. Детям надо найти ошибки в записи ритма и написать или выложить правильный ритм на заданное стихотворение.
«Сыщики» - детям предлагается соединить цветными линиями картинку к заданному стихотворению и подходящий для неё ритмический рисунок. «Вопрос-ответ» - один задаёт ритмический «вопрос», а другой сочинят ритмический «ответ». Условия «ответа»: его объём должен соответствовать объёму «вопроса» (то же число долей).
«Подбери слова» - на предложенный ритмический рисунок подобрать словосочетания.
«Телефон» - дети выстраиваются в ряд, в затылок друг другу. Последний придумывает ритмическую фразу и рукой простукивает её по спине впереди стоящего. Второй передаёт её третьему и т.д. Ребёнок, получивший последним «по телефону сообщение» выкладывает его. После этого все прохлопывают данный оборот.
«Гусеница» - дети стоят по кругу. Ведущий задаёт ритмический рисунок, следующий присоединяется к нему (воспроизводят тот же ритм, но уже вдвоём), потом втроём и т.д.
«Дирижёр» - «дирижёр» задаёт размер и говорит, на какую долю будет пауза. «Оркестр» исполняет его требования.
«Вовремя вступай» - звучит музыкальное произведение. Первый ребёнок отбивает сильные доли. При повторе другие дети по очереди отбивают ритмический рисунок, вовремя вступая каждый на начало своей фразы (потом можно без сопровождения).
«Фонари» - с началом музыки «фонарщик» на сильную долю такта «зажигает» первый «фонарь» (он поднимает руки), потом шагает «четвертными». И так делает, пока не зажгутся все фонари. На повтор музыкального произведения «фонарщик» их «гасит» (опускают руки). «Фигурное катание» - под музыку дети «катаются на коньках». «Тренер» даёт команды: парами, руки крест-на-крест, по кругу, прыжок, вращения и т.д.
«Поющие руки» - после прослушивания музыкального произведения дети представляют, что они жители сказочной страны, но не умеют разговаривать. Подвести их к тому, что можно говорить и петь руками. Дети должны передать темп, динамику, ритм разной амплитудой, скоростью и силой движения.
«Живая картина» - вспомнить, что такое музей. Предложить устроить выставку «живых» музыкальных картин. Вариант - ожившие скульптуры.
А так же всем известные - «Плетень», «Гори, гори ясно...», «В хороводе были мы», «Красный платочек» и т.д.
Вывод
На протяжении всей своей педагогической практики я использовала музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха у дошкольников. Накопленный за это время опыт и методические материалы потребовали осмысления, систематизации, анализа эффективности применения. Критерием систематизации явилась направленность игрового упражнения на развитие определённой музыкальной способности, т.е. способности, которая будет доминантной при выполнении условий данного упражнения. Часть игровых упражнений в качестве примеров приведены в данной работе.
Практика показала, что использование музыкально-дидактических игр для развития музыкального слуха у дошкольников позволяют добиваться лучших результатов, поскольку игры дают возможность превратить многократно повторяющиеся на занятиях и в самостоятельной деятельности действия в интересную, позитивную, эмоционально-окрашенную игру.
Для дошкольников дидактическая игра всегда желанна, имеет позитивную эмоциональную окраску, а потому её использование позволяет, избегая утомляемости, формировать у них необходимые навыки, закреплять в сознании слуховые модели, словом, осуществлять те педагогические задачи, которые требуют многократного повторения определённых действ
Список литературы:
- Абрамин Г.Н. Солнечный круг. Музыкальная азбука - М., 1985
- Агажанов А.П. Воспитание музыкального слуха - М., 1993, в.З
- Бережанский П.Н. Абсолютный музыкальный слух - М., 2000
- Бырченко Т.С. С песенкой по лесенке - М., 1983
- Вейс П.Ф. Вопросы методики музыкального воспитания детей - М., 1975
- Жак-Далькроз Музыка, фантазия, игра - Л., 1999
- Коновалова Н.Г. Музыкально-дидактические игры - М., 1982
- Калезо М.Ф. Курс общей, возрастной и педагогической психологии -М., 1982
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста - М., 2003
- Лехина Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких - М., 2003
- Михайлова Н.А. Развитие музыкальных способностей детей - Яр.,1997
- Незайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия - М., 1972
- Незайкинский Е.В. Звуковой мир музыки - М., 1982
- Нотдорф Э.Г. Пение и игры для детей - М., 1995
- Поплянова Е.М. Игровые каноны на уроках музыки - М., 2002 16.Поплянова Е.М. А мы на уроке играем - М., 1994
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников - М., 2000 18.Середа В.Н. Каноны - М., 1997
- Тютюнннкова Т.Э. Музыкальные узоры — М., 2005
- Тютюнникова Т.Э. Микроб-пешеход - М., 2005 21.Тютюнникова Т.Э. Уроки без мороки - М., 2005
- Холопова В.Н. Теория музыки - СПб., 2002
- Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха - М., 1996