Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие художественного восприятия литературных произведений у детей дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности
8 минут 8046 1888

Развитие художественного восприятия литературных произведений у детей дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности

KashubaДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Кашуба Ирина Михайловна, воспитатель второй квалификационной категории МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №45" муниципального образования города Братска, с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Развитие художественного восприятия литературных произведений у детей дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности". Статья будет интересна педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Краткий комментарий к статье от Ирины Михайловны:

"Одним из условий развития вос­приятия детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изо­бразительным, музыкальным, театраль­ным. Тесная связь возникает между речью, словом и театральной деятельностью."

Профессионального чтения...



Развитие художественного восприятия литературных произведений у детей дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ФОТОГРАФИЯМИ

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

«Лиши человека воды, и он умрет,

а лиши книги – он перестанет быть человеком»

народная мудрость

Восприятие литературных про­изведений - это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов, представленных в авторских словесных описаниях, имеющих своей конечной це­лью освоение художественного смысла произведения (А. В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д. Б. Эльконин). Эта деятельность основана на синтезе познавательных и эмоционально-волевых процессов, - деятельность воссоздающего вооб­ражения, когда ребенок, чтобы понять литературное произведение, вообра­жает, т. е. пытается увидеть картины, нарисованные автором. От точности и ясности воссозданных образов зависит глубина осмысления дошкольником тек­ста. Важнейшим аспектом восприятия литературных произведений также является осознание ребенком языковых особенностей худо­жественного текста, умение услышать его интонацию, уловить его оттенки, постигнуть образный смысл.

В период раннего и дошкольного детства происходит интенсивный процесс развития восприятия (Н.С. Карпинская). Изучение особенностей восприятия ли­тературы детьми дошкольного возраста (Л.М. Гурович) позволило обозначить необходимые знания и умения, которые формируются и развиваются у детей в процессе ознакомления с художе­ственными произведениями.

Сила впечатления, получаемого детьми при слушании литературного произведения, зависит от уровня раз­вития их эстетического переживания и восприятия (Б.М. Теплов, Н.С. Кар­пинская, Л.М. Гурович). Совершенствование восприятия у старших дошкольников происходит по линии все большего осмыслива­ния прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств. Важно развивать у детей эмоциональ­ную отзывчивость, эмоциональное от­ношение к героям и фактам произве­дений (Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович). В старшем дошкольном возрасте за­метно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразитель­ным средствам языка. Детям этого возрас­та доступны эмоциональное восприятие психологических пауз, насыщенных на­пряженным чувством, и другие средства выразительности, используемые при чтении.

Одним из условий развития вос­приятия детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изо­бразительным, музыкальным, театраль­ным. Тесная связь возникает между речью, словом и театральной деятельностью.

Театр, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких выразительных образах. Театральная деятельность — это искусство интонации. Проникновение ребенка в образ литера­турного героя только усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. Игра-драматизация - интегративный вид детской игры, основанный на литературном материале. Она является одним из средств развития детского твор­чества, в том числе и творческого восприятия и интерпретации литера­турных произведений, глубокого про­никновения в их содержание, в образы главных героев сказки или рассказа, их переживаний, поступков. Вместе с тем полноценность и глубина восприятия литературного произведения — одно из условий его успешной драматиза­ции. Вектор художественного развития ребенка-дошкольника: от игры — к об­щению с искусством, к коммуникативно-оценочному отношению к искусству, от практики — к осознанию.

Организация восприятия детьми литературных произведе­ний в сочетании с театральной деятельностью требует соблюдения ряда условий:

  • чтение педагогом литературных произведений должно быть вырази­тельным, с соблюдением определенных правил чтения;
  • предметно-развивающую среду группы необходимо наполнять игровыми атрибутами, элементами костюмов литературных персонажей, декорациями. Дошкольники должны иметь возможность оставаться с книжкой наедине, возвращаться к прочитанному произведению, автору, жанру; желание ребенка еще раз услышать произведе­ние должно быть удовлетворено.
  • Необходимо осуществлять инте­грацию разных видов искусства в литера­турном развитии ребенка-дошкольника. Это путь к развитию художественного восприятия и детского творчества.
  • Должна осуществляться предва­рительная диагностика, в ходе которой необходимо изучить особенности:

- восприятия и понимания детьми литературных произведений;

- умений детей передавать разные эмоциональные состояния при помощи движений и интонаций, переда­вать характерные особенности игрового персонажа разными изобразительными и выразительными средствами, в том числе средствами театрализованной деятельности.

В работе по восприятию детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений в со­четании с театрализованной деятельностью можно выделить несколько этапов.

Первый этап посвящен углубленному художественному восприятию литературного текста, целью этапа является обогащение познавательного и эмоционального опыта, предназначенного для театрализации. Ее реализация требует проведения образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию детей, а так же по изобразительной и музыкальной деятельности, в соответствии с содержанием литературного произведения. В совместной деятельности воспитателя и детей проводится ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседа, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.

Цель второго этапа: развитие специальных игровых умений, основами из которых являются умения передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Для этого используются образно-игровые этюды.

Поскольку создание образа - задача плоская для дошкольников, необходима специальная работа. Углублению понимания детьми литературного произведения, мотивов поступков, его героев их состояний и настроений будет способствовать не только образовательная деятельность, но и подвижные игры, сопровождающие художественным словом, рассматривание различных видов наглядного материала. Третий этап связан с самостоятельным творчеством ребенка в процессе освоения игровых позиций: «зритель», «артист», «сценарист-режиссёр», «оформитель-костюмер». Данная цель: может реализовать как в изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши, изготовление приглашений, так и в совместной игровой и речевой деятельности).

Такая работа по восприятию и театрализации фольклорного или литературного текста исключает разучивание ролей, способствует естественному освоению детьми специальных умений, необходимых для театрализованной - художественной деятельности и для самостоятельной театрализованной игры.

Литература:

    1. Театрализованная деятельность – универсальное средство воспитания. Т. Самошина. Журнал - Дошкольное воспитание №7 – 2011г.
    2. Использование музыки при восприятии старшими дошкольниками литературных произведений. В.А. Деркунская. Журнал - Дошкольная педагогика №7 (56) – 2009.
    3. Т.Н. Доронова. Играем в театр Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 2004.

      Может быть интересно

      Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

      Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

      14 минут 1985 35

      Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

      Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
      10 минут 6526 677