Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Кашуба Ирина Михайловна, воспитатель второй квалификационной категории МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №45" муниципального образования города Братска, с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Развитие художественного восприятия литературных произведений у детей дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности". Статья будет интересна педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Краткий комментарий к статье от Ирины Михайловны:
"Одним из условий развития восприятия детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным. Тесная связь возникает между речью, словом и театральной деятельностью."
Профессионального чтения...
Развитие художественного восприятия литературных произведений у детей дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности
«Лиши человека воды, и он умрет,
а лиши книги – он перестанет быть человеком»
народная мудрость
Восприятие литературных произведений - это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов, представленных в авторских словесных описаниях, имеющих своей конечной целью освоение художественного смысла произведения (А. В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д. Б. Эльконин). Эта деятельность основана на синтезе познавательных и эмоционально-волевых процессов, - деятельность воссоздающего воображения, когда ребенок, чтобы понять литературное произведение, воображает, т. е. пытается увидеть картины, нарисованные автором. От точности и ясности воссозданных образов зависит глубина осмысления дошкольником текста. Важнейшим аспектом восприятия литературных произведений также является осознание ребенком языковых особенностей художественного текста, умение услышать его интонацию, уловить его оттенки, постигнуть образный смысл.
В период раннего и дошкольного детства происходит интенсивный процесс развития восприятия (Н.С. Карпинская). Изучение особенностей восприятия литературы детьми дошкольного возраста (Л.М. Гурович) позволило обозначить необходимые знания и умения, которые формируются и развиваются у детей в процессе ознакомления с художественными произведениями.
Сила впечатления, получаемого детьми при слушании литературного произведения, зависит от уровня развития их эстетического переживания и восприятия (Б.М. Теплов, Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович). Совершенствование восприятия у старших дошкольников происходит по линии все большего осмысливания прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств. Важно развивать у детей эмоциональную отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений (Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович). В старшем дошкольном возрасте заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. Детям этого возраста доступны эмоциональное восприятие психологических пауз, насыщенных напряженным чувством, и другие средства выразительности, используемые при чтении.
Одним из условий развития восприятия детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным. Тесная связь возникает между речью, словом и театральной деятельностью.
Театр, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких выразительных образах. Театральная деятельность — это искусство интонации. Проникновение ребенка в образ литературного героя только усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. Игра-драматизация - интегративный вид детской игры, основанный на литературном материале. Она является одним из средств развития детского творчества, в том числе и творческого восприятия и интерпретации литературных произведений, глубокого проникновения в их содержание, в образы главных героев сказки или рассказа, их переживаний, поступков. Вместе с тем полноценность и глубина восприятия литературного произведения — одно из условий его успешной драматизации. Вектор художественного развития ребенка-дошкольника: от игры — к общению с искусством, к коммуникативно-оценочному отношению к искусству, от практики — к осознанию.
Организация восприятия детьми литературных произведений в сочетании с театральной деятельностью требует соблюдения ряда условий:
- чтение педагогом литературных произведений должно быть выразительным, с соблюдением определенных правил чтения;
- предметно-развивающую среду группы необходимо наполнять игровыми атрибутами, элементами костюмов литературных персонажей, декорациями. Дошкольники должны иметь возможность оставаться с книжкой наедине, возвращаться к прочитанному произведению, автору, жанру; желание ребенка еще раз услышать произведение должно быть удовлетворено.
- Необходимо осуществлять интеграцию разных видов искусства в литературном развитии ребенка-дошкольника. Это путь к развитию художественного восприятия и детского творчества.
- Должна осуществляться предварительная диагностика, в ходе которой необходимо изучить особенности:
- восприятия и понимания детьми литературных произведений;
- умений детей передавать разные эмоциональные состояния при помощи движений и интонаций, передавать характерные особенности игрового персонажа разными изобразительными и выразительными средствами, в том числе средствами театрализованной деятельности.
В работе по восприятию детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений в сочетании с театрализованной деятельностью можно выделить несколько этапов.
Первый этап посвящен углубленному художественному восприятию литературного текста, целью этапа является обогащение познавательного и эмоционального опыта, предназначенного для театрализации. Ее реализация требует проведения образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию детей, а так же по изобразительной и музыкальной деятельности, в соответствии с содержанием литературного произведения. В совместной деятельности воспитателя и детей проводится ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседа, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.
Цель второго этапа: развитие специальных игровых умений, основами из которых являются умения передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Для этого используются образно-игровые этюды.
Поскольку создание образа - задача плоская для дошкольников, необходима специальная работа. Углублению понимания детьми литературного произведения, мотивов поступков, его героев их состояний и настроений будет способствовать не только образовательная деятельность, но и подвижные игры, сопровождающие художественным словом, рассматривание различных видов наглядного материала. Третий этап связан с самостоятельным творчеством ребенка в процессе освоения игровых позиций: «зритель», «артист», «сценарист-режиссёр», «оформитель-костюмер». Данная цель: может реализовать как в изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши, изготовление приглашений, так и в совместной игровой и речевой деятельности).
Такая работа по восприятию и театрализации фольклорного или литературного текста исключает разучивание ролей, способствует естественному освоению детьми специальных умений, необходимых для театрализованной - художественной деятельности и для самостоятельной театрализованной игры.
Литература:
- Театрализованная деятельность – универсальное средство воспитания. Т. Самошина. Журнал - Дошкольное воспитание №7 – 2011г.
- Использование музыки при восприятии старшими дошкольниками литературных произведений. В.А. Деркунская. Журнал - Дошкольная педагогика №7 (56) – 2009.
- Т.Н. Доронова. Играем в театр Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М.: Просвещение, 2004.