Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Голубиной Людмилой Анатольевной, воспитателем первой квалификационной категории логопедической группы МБДОУ №146 "Детский сад комбинированного вида Светлячок" города Кемерово. Людмила Анатольевна имеет большой опыт работы с детьми 13 лет. Неоднократно участвовала в городских и областных конкурсах. Сегодня Людмила Анатольевна предлагает вашему вниманию статью "Удивительный мир слов".
Краткий комментарий к статье от Людмилы Анатольевны:
"С удовольствием делимся своим профессиональным опытом по созданию речевой среды, в которой каждому воспитаннику комфортно и уютно: игры на развитие различных анализаторов, игры на развитие фонематического слуха. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Такой предпосылкой являются лингвистические игры. Данный материал будет интересен воспитателям, учителям-логопедам и родителям."
Увлекательного чтения...
«Ребенок - труженик слова. Овладению речью – одно из величайших чудес психической жизни», - так, восхищаясь лингвистическим мастерством ребенка, писал К.И.Чуковский.
Лингвистические игры во всем их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие, - способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им, у малыша происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпоритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребенка.
Я предлагаю вашему вниманию игры и игровые упражнения, направленные на активизацию речевого развития детей.
«Цепочка слов»
Цель игры помочь ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений; способствовать развитию наблюдательности. Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста. Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый – одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать – кирпич, земля, шуруп и т.п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой.
Например, исходное слово – «кошка».
- Кошка бывает какая?
- Пушистая, ласковая, разноцветная…
- Что еще бывает разноцветным?
- Радуга, игрушка, платье …
- Каким еще может быть платье?
- Шелковым, новым… и т.д.
«Кто что делает»
Цель этой игры - обогащение лексического запаса детей словами-действиями (глаголами). Существует несколько способов организации игрового действия.
а) Для игры необходим набор предметных картинок. Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?» Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например, «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя?» и т.д.
б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом и слово-существительное для следующего игрока.
Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т.д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, «ветер» - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает и т.п.
«Ласковое имя»
Цель игры – обогатить межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой, расширить словарный запас. Каждому ребенку придумывают новое имя на основе использования первой буквы настоящего имени. Например, Надя – нежная, надежная неунывающая; Саша – смелый, сильный, стойкий. Имя можно придумывать и на основе ассоциации с каким-либо растением, животным, явлением. Например, Рая – радуга, Надя – незабудка, Катя – кошечка, Коля – колокольчик и т.п.
«Кто мы»
Мир, познаваемый малышом, сложен и многогранен. Цель этой игры состоит в том, чтобы показать неоднозначность всего, что окружает ребенка. Спросите ребят: «А вы знаете, кто вы? Как вас дома называют мама и папа? В детском саду вы кто? А в больнице? А в школе кем будите? Когда по улице идёте – кто? А если в транспорте едите? В магазине как вас называют? А если я буду работать в магазине, отпускать товар, кем я буду? Кто я для своих детей? Для моих мамы и папы?» После того, как дети ответят на вопросы, подведите итог: «Оказывается, один и тот же человек в разных местах называется по-разному».
«Давай поговорим»
Этот игра не требует никакой специальной подготовки. Дети любят беседовать со взрослыми «по душам» - ведь можно так много узнать и друг о друге, и об окружающем. К тому же у нас очень часто не хватает времени просто поговорить с ребёнком, а эта игра как раз и предоставляет такую возможность. Играть в неё можно парами, группами. Начиная игру, взрослый говорит, например: «Я хотел бы быть вороном». И, обращаясь к ребёнку, спрашивает его: «Как ты думаешь, почему?»
- Чтобы жить сто лет.
- Какая от этого польза?
- Можно много узнать интересного, много хороших дел сделать.
После этого ребёнок может поделиться своими желаниями, но сильно настаивать на этом нельзя – он должен сам захотеть рассказать, кем бы хотел быть и для чего.
Организуя ту или иную игру, не стоит стремиться к тому, чтобы ответы ваших детей полностью совпадали с ответами, предлагаемыми в играх. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребёнка нужный ответ или навязать ему своё мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!» Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь», - а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда могут иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств.