Дорогие друзья, мы рады представить вам Берлибо Елену Павловну, учителя-логопеда высшей квалификационной категории МОУ "Центр-детский сад № 381" города Волгограда. Елена Павловна работает учителем-логопедом двадцать семь лет. На протяжении многих лет является старшим логопедом Красноармейского района города Волгограда и членом районной медико-педагогической комиссии по набору детей в логопедические группы. Сегодня Елена Павловна с радостью предлагает вашему вниманию статью "Формирование навыков звукослогового анализа и анализа предложения у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня". В статье представлен опыт использования авторских логопедических игр с двигательными символами для формирования навыков осознанного анализа звукового состава языка. Использование таких игр позволяет поддерживать интерес, речевую активность детей. На занятии игры в сочетании с двигательными символами дают возможность детям сменить позу, подвигаться, решая тем самым, помимо образовательных, оздоровительные задачи. Статья будет интересна учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп.
Краткий комментарий к статье от Елены Павловны:
"При обучении детей с общим недоразвитием речи, важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, анализа предложения, что положительно сказывается на становлении всех компонентов речевой системы."
Профессионального чтения...
Формирование навыков звукослогового анализа и анализа предложения у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ТАБЛИЦАМИ И ПРИЛОЖЕНИЯМИ
При обучении детей с общим недоразвитием речи, важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, анализа предложения, что положительно сказывается на становлении всех компонентов речевой системы.
У детей имеющих общее недоразвитие речи 3уровня, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с рядом трудностей. Эти затруднения вызваны снижением внимания, ослабленной памятью, вторичным снижением познавательной деятельности, повышенной утомляемостью, которые отмечаются у детей с общим речевым недоразвитием. Указанные особенности приводят к тому, что дети с трудом овладевают навыками звукослогового анализа, анализа предложений. Они затрудняются, например, при выделении гласных звуков, слогов в слове, слов в предложении; испытывают затруднения при определении количества и последовательности звуков и слогов в слове, слов в предложении. Трудности в овладении анализом слова и предложения в дальнейшем препятствуют успешному овладению чтением и письмом.
Практика также показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с нарушениями речи, речевую активность, пробудить у них интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Поиск новых, более эффективных приемов работы привел к необходимости более широкого и систематического использования логопедических игр с опорой на двигательные символы на занятиях. Опора на двигательные символы с одной стороны позволяет легко воспринимать такие абстрактные понятия как звук, слог, слово, предложение, а применение логопедических игр с другой стороны создает условия для поддержания интереса и речевой активности на занятии. Использование логопедических игр с двигательной символикой делает ребенка активным участником, способным рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, автоматизировать умения.
Цель представляемого опыты работа может быть сформулирована следующим образом: формирование навыков звукослогового анализа слова, анализа предложения через логопедические игры с двигательными символами.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- способствовать практическому усвоению понятий «звук», «слог», «ударение», «слово», «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предлог», «предложение»;
- выделять гласные звуки, слоги, слова, предлоги, предложения на слух;
- определять количество и последовательность звуков, слогов, слов;
- выделять на слух названия предметов, действий, признаков и различать их между собой.
Коррекционно-развивающие:
- развивать устойчивость, распределение слухового внимания; продуктивность запоминания, активность припоминания;
- развивать наглядно-образное, логическое мышление;
- развивать координацию движения и слова;
- развивать речевую активность.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к содержанию занятия, стремление овладеть
правильной речью,
- воспитывать сотрудничество и взаимодействие в игре, умение
работать в группе и самостоятельно, организованность;
- воспитывать нравственные качества - желание помочь другим.
Оздоровительные:
- снять утомительную неподвижность;
- создать благоприятный эмоциональный фон.
Педагогические средства, используемые в опыте:
- двигательная символика;
- игровые ситуации;
- логопедические игры;
- четверостишия- задания для выполнения игровых действий детьми;
- образец логопеда, показ двигательных символов;
- совместное с логопедом и самостоятельное проговаривание слов, предложений с опорой на двигательные символы;
- словесные пояснения, указания, поощрения по ходу игр.
Технология описания работы
Цели, последовательность применения логопедических игр, этап и форма организации работы представлены в таблице.
1.« Гласный звук мы тянем долго».
Задачи:
формировать представление о гласном звуке «у» как о свободном, голосном звуке, который можно долго петь; четко произносить звук изолированно; закреплять двигательный символ звука «у» (приложение 1), поддерживать интерес к содержанию занятия.
Игровая ситуация.
Дети с воспитателями на экскурсии на набережной Волги. Они наблюдают за пароходами. Два парохода встречаются и приветствуют друг друга гудками: «у-у-у». Детям предлагается парами погудеть как пароходы. В соревновании побеждает тот, у кого гласный звук «у» тянется долго, дольше, чем у другого.
Задание.
Руки тянем мы вперед,
Губы тянем мы вперед,
Гласный «У» мы тянем долго
И поем легко, свободно.
Аналогично проводится игра с каждым из остальных гласных звуков / «а», «о», «и», «э», «ы»/ в новых игровых ситуациях и с новыми персонажами.
2 .«По движению гласный звук угадай».
Задачи:
формировать умение выделять ударный первый гласный звук в слове с опорой на двигательный символ; закреплять правильное произношение гласных звуков; развивать слуховое внимание, быстроту мышления, воспитывать желание помогать маме по дому.
Игровая ситуация.
В семье четыре дочки. У них похожие имена - Аля, Оля, Уля, Эля, которые отличаются только первым звуком. Все девочки любят помогать маме дома: подметать пол, мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль. Можете сказать, кто, что делает по дому? Я вам подскажу движением.
Задание.
По движению гласный звук угадай,
И имя девочки быстро называй.
Например.
Ребенок: Уля.
Вариант.
Игровая ситуация.
Аня дружит с детьми, в имени которых первый звук «а». Почему? /В ее имени первый звук тоже «а»./ Кто же эти дети?
Задание.
Послушай внимательно все имена,
Показывай имя с первым звуком «а».
Например:
Логопед: Инна, Эдик, Ася, Оля и т.д.
3.« Движеньем подскажи».
Задачи:
формировать умение выделять на слух гласный звук «и» в ряду гласных звуков при помощи двигательного символа; развивать фонематический слух и слуховое внимание, быстроту реакции, воспитывать интерес к звукам речи, сопереживание другим.
Игровая ситуация.
Жеребенок гуляет на полянке, на которой очень шумно из-за разных звуков, доносящихся со всех сторон. Жеребенок испуган и зовет маму – «и-и-и», но мама не слышит своего детеныша. Что же делать? /Помочь/.Давайте привлечем внимание мамы движением.
Задание.
Лишь гласный звук услышишь- «и»,
Маме движеньем подскажи.
Например:
Логопед: А, О, И, У, И, Э, Ы и т.д.
4.«Гласные звуки знаем мы».
Задачи:
способствовать знанию гласных звуков, четко произносить гласные звуки с опорой на двигательные символы, развивать наглядно-образное мышление, способность запоминать, воспитывать организованность, уверенность в себе.
Игровая ситуация.
Незнайка никак не может запомнить все гласные звуки. Но вы можете ему помочь при помощи речевой зарядки:
Мы движения выполняем,
Звуки гласные называем.
Гласных звуков всего шесть
Все могу их перечесть:
Гласные звуки знаем мы.
5. «Сколько гласных звуков, посчитай».
Задачи: формировать умение определять количество гласны звуков в ряду с опорой на двигательные символы звуков; развивать объем слуховой памяти, фонематический слух, способность сравнивать; воспитывать желание помочь другим.
Игровая ситуация.
Лисенок ходит в лесную школу. Лисенку никак не удается сосчитать гласные звуки, поэтому учитель не ставит ему отличную отметку. Как быть? /Помочь Лисенку. /
Задание.
Сколько движений запоминай,
Сколько гласных звуков посчитай.
Например:
Ребенок: Три движения, значит три звука.
Вывод: три движения, значит три звука.
Усложнение.
В ряд гласных звуков/например, «а- у- и» включается звук «э», на который дети не должны реагировать.
Сколько движений запоминай,
Гласный звук «э» пропускай,
Остальные посчитай.
Например:
Ребенок: Три./ Всего четыре движения, одно лишнее/
6. «По порядку называй».
Задачи:
формировать умение определять последовательность звуков в ряду гласных звуков с опорой на двигательные символы звуков; четко произносить гласные звуки, развивать слуховое внимание, память на линейный ряд, наглядно-образное мышление, поддерживать интерес к занятию, воспитывать желание помочь другим.
Игровая ситуация.
Малыш не умеет еще говорить и общается со всем движениями. Но взрослые его не понимают. Малыш плачет. Как успокоить малыша? /Помочь взрослым понять его./
Задание.
Движения по порядку запоминай,
Гласные звуки по порядку называй.
Например:
Ребенок: У, И, А.
Усложнение:
Движения по порядку запоминай,
Второй/последний, третий/ гласный звук по порядку называй.
Например:
Ребенок: И
7. «Разделяем и считаем».
Задачи:
формировать представление о слоге, формировать умение делить слова на слоги с опорой на движение, определять количество слогов в слове; развивать чувство речевого ритма, воспитывать организованность.
Игровая ситуация.
У Мартышки есть любимая игра- делить слова на части/слоги/, прошагивая их и называть их количество, когда она ходит по Удаву. Но ей приходится играть одной, потому что Слоненок слишком тяжелый, чтобы ходить по Удаву, а Попугаю не нравится эта игра. Мартышке становится скучно и она забывает, на сколько частей /слогов/ она разделила слово. Мартышка просит вас составить ей компанию. Согласны? /Да./
Задание.
Мы движения выполняем,
Слова на части /слоги/ разделяем.
Части четко называем,
Сколько в слове их считаем.
Например:
Логопед: ПАНАМА
Ребенок – ПА – НА - МА и т.д.
Три шага - три слога.
Пояснение:
Слова можно делить на слоги прыжками, наклонами туловища или головы, поворотами туловища или головы, приседаниями и т.п.
8. «Второй слог только назови».
Задачи:
Формировать умение определять последовательность слогов в слове с опорой на движение, развивать распределение внимания, память на линейный ряд, образное мышление, поддерживать интерес к содержанию занятия,
Игровая ситуация.
Кот Леопольд написал письмо другу и пошел погулять. Мыши тут как тут. Они разлили на письмо воду и некоторые слова расплылись. Вернулся с прогулки Кот Леопольд и глазам своим не верит-- исчезли слоги в словах и теперь письмо не прочитать. Мыши просят у него прощения, они обещают восстановить исчезнувшие слоги. Работы много. Одним не справиться. Кто же им поможет? /Мы/
Задание.
Все слоги в слове прохлопай, назови,
Второй/ последний, первый/ только назови.
Например:
Логопед: БАТОН БАНАНЫ
Ребенок: БА /х/ - ТОН БА/х/ -НА- НЫ/х/
9. «Больше шагов – слово длиннее»».
Задачи:
формировать умение различать длинные/короткие слова; закреплять навык деления слова на части/слоги/с опорой на движение; развивать чувство речевого ритма, воспитывать интерес к слову.
Игровая ситуация.
Поспорили слова «мак» и «самокат», кто из них длиннее.
Спорят они давно, никак не могут придти к общему мнению, даже поиграть некогда. Что же делать? Жалко слова. /Надо помочь им. Предлагают способы решения спора/.
Задания.
Свое слово вперед прошагай,
Количество шагов запоминай,
Больше шагов – слово длиннее,
Меньше шагов - и слово короче.
Например:
Ребенок 1: МАК - МАК. Один шаг.
Ребенок 2: САМОКАТ -- СА- МО- КАТ. Три шага.
Вывод: Слово «самокат» длиннее, потому что мы сделали три шага. Слово «мак» короче, потому что мы успели сделать один шаг.
10. «Слог ударный показывай».
Задачи:
формировать умение выделять ударный слог в слове с опорой на двигательный символ гласного звука, развивать речевой ритм, припоминание, распределять внимание, воспитывать желание помочь другим
Игровая ситуация.
У маленького Вовы заговорил волнистый попугайчик, но никто его не понимает. Попугайчик говорит: воВА, ПАнама, каША. Все только смеются и не учат его говорить правильно. Маме с папой некогда, а Вова маленький и сам еще плохо говорит. Вова переживает, что попугайчик перестанет вооб-ще говорить. Как же быть? /Помочь правильно говорить/. Пусть попугайчик повторяет слова вместе с нами.
Задание.
Слово точно повторяй,
Слог ударный выделяй,
Гласный звук показывай.
Например.
Логопед: ПАНАМА
Ребенок: ПА - Н - МА.
11 «.Слог услышишь, приседай».
Задачи:
формировать умение различать «слог» и «слово» при помощи двигательного символа; развивать слуховое внимание, быстроту реакции,
воспитывать интерес к слову, организованность.
Игровая ситуация.
На Новый год Дед-Мороз всегда дарит детям подарки. На следующий Новый год он уже готовит подарки, но с сюрпризом. Подарок получит тот, кто сможет выполнить одно Задание. Хотите узнать, какое будет Задание и попробовать выполнить его? /Да/. Хорошо, расскажу по секрету.
Задание.
Слог и слово различай,
Слог услышишь, приседай.
Например.
Логопед: ПОДАРОК ---- СНЕ- ТА-. |
Ребенок: - приседание. приседание и т.п |
12. «Слова движеньем покажи».
Задачи:
формировать умение выделять на слух «слова-предметы» среди других слов с опорой на двигательный символ (приложение №2); активизировать словарь по теме; развивать устойчивость внимания, наглядно-образное мышление, припоминание, воспитывать интерес к слову.
Игровая ситуация.
У Вани есть собака Тузик. Тузик – грамотей. Он понимает слова, выделяет «слова- предметы» среди других слов и может их показать лапой. Тузику интересно, могут ли дети показывать в движении «слова- предметы». Хотите доказать Тузику, что вы умеете это делать? /Да/.
Задание.
Все слова послушай ты,
Слова-предметы найди,
Их движеньем покажи.
Например:
Логопед: падает, холодный, снеговик, мерзнут, сугроб и т.п.
Ребенок:
Аналогично проводятся игры на выделение «слов-действий», «слов-признаков», только в новых игровых ситуациях и с новыми персонажами.
13. « По- разному показывай».
Задачи: формировать умение различать « слова-предметы» и «слова-действия» при помощи двигательного символа; развивать слуховое внимание, быстроту реакции; воспитывать интерес к слову.
Игровая ситуация.
Мачеха разрешила Золушке поехать на бал, если она выполнит школьное Задание за ее дочерей. Надо написать «слова-предметы» в одну колонку, а «слова-действия» – в другую. Слов очень много. Одной ей не справиться. А ей так хочется на бал. Как же быть? /Помочь/. Какие вы отзывчивые.
Задание.
«Слова-действия» и «слова-предметы» различай,
Разные слова по-разному показывай.
Например.
Логопед: Пишет, рисунок, краски и т.п.
Аналогично проводится игра на различение «слов-предметов» и «слов-признаков», но в новых игровых ситуациях и с новыми персонажами.
Задание.
«Слова-предметы» и «слова-признаки» различай,
Разные слова по-разному показывай.
Например.
Логопед: Тыква, большая, круглая и т.п.
14. «Мое движение на слово замени».
Задачи:
формировать умение подбирать «слово-предмет» к «слову-действию» с опорой на двигательный символ; активизировать словарь по теме; развивать
смысловую догадку, память, речевую активность, воспитывать интерес к содержанию занятия.
Игровая ситуация.
Дети играли в игру « Подбери слово». За каждый правильный ответ они получали фишки. У Вовы две фишки. А сколько фишек сможешь получить ты? Хочешь проверить? /Да/
Задание.
Мое движение на слово замени.
Подходящее по смыслу слово подбери.
Например:
Ребенок: человек , дождь, снег, собака…
15. «Где покажи».
Задачи¶:
уточнить семантическое значение предлогов с опорой на двигательный символ (приложение №3); различать предлоги по их значению; развивать слуховое внимание, память, наглядно-образное мышление речевую активность; воспитывать желание придти на помощь другим.
Игровая ситуация.
Наступила весна. Возвращаются перелетные птицы в свои летние домики. Прилетел Скворец к своему скворечнику. Он счастлив и весело кружит вокруг скворечника. За ним трудно уследить. Ты видишь, где он сейчас?
Задание.
Левый кулачок – скворечник,
Правый кулачок – Скворец,
Где Скворец определи
И движеньем покажи.
Например:
Логопед: НА крыше.
16. «Предлог движеньем покажи».
Задачи:
формировать умение выделять предлог на слух с опорой на двигательный символ; развивать устойчивость внимания, припоминание, наглядно-образное мышление, воспитывать готовность помочь другим.
Игровая ситуация.
Оля любит играть в компьютерные игры и она часто выходит победителем в игре. Но вот одна игра ей никак не удается. Правила игры требуют умения выделять «слова-предлоги», а она не умеет. Как же быть? /Помочь научиться находить эти слова/.
Задание.
Все слова послушай ты,
Слова-предлоги найди,
Их движеньем покажи.
Например:
Логопед: стол, в, шкаф, и т. п
Вариант.
Все слова послушай ты,
Сколько их/одно или два/ определи
И движеньями покажи.
Например.
Логопед: ШКАФ, ИЗ ТУМБОЧКИ/, и т.п.
17. «Где скажи».
Задачи:
формировать навык практического употребления предлогов с опорой на двигательный символ; активизировать предлоги; развивать быстроту реакции, мышления, речевую активность; воспитывать уверенность в себе.
Игровая ситуация.
Маленький Скворчонок очень подвижный. Он научился летать и маме трудно уследить за ним . А вам?/ Нетрудно/ Проверим.
Задание.
Левая рука – скворечник,
Правая рука- Скворчонок,
Где Скворчонок найди
И маме подскажи.
Например.
Логопед: Скворчонок выглядывает ... скворечника.Ребенок: ИЗ
18. « Одно/два слова покажи».
Задачи:
формировать умение различать «слова-предметы» и «слова-предлоги» при помощи двигательных символов; формировать представление о раздельном написании предлога со « словом-предметом»; развивать слуховое внимание, умение распределять внимание, слуховую память, образное мышление, воспитывать интерес к слову.
Игровая ситуация.
У мамы курицы семь цыплят. Один цыпленок- непослушный и часто попадает в опасные ситуации. Сегодня он в бочку с водой упал. Вода попала ему в уши и теперь он плохо слышит. Ветеринар посоветовал ему упражнения для развития слуха. Но одному выполнять упражнения скучно. Хотите составить цыпленку компанию? /Да/.
Задание.
Одно слово услышишь –
Одно движение покажи.
Два слова услышишь-
Два движения покажи.
Например.
Логопед: У, У МАМЫ, НА КРЫШУ и т. п.
19. «Предложение покажи».
Задачи:
формировать представление о предложении с опорой на двигательные символы, формировать умение выделять предложение, развивать слуховое внимание, образное мышление; воспитывать интерес к языку.
Игровая ситуация.
Учитель в лесной школе дал Задание ученикам составить предложение. Медвежонок боится, что не справится с Заданием. Он не знает, что такое
«предложение». А вы знаете? Хотите помочь Медвежонку?/Да/. Давайте проверим.
Задание.
Слова услышишь-
Без движения стоишь,
Предложение услышишь-
Движением покажешь.
Например:
Логопед: Берлога, спать, в, медведь. Ребенок: Без движения
Медведь спит в берлоге.
20. « Сколько слов, скажи».
Задачи:
формировать умение делить предложения на слова, определять количество слов в предложении с опорой на двигательные символы; развивать устойчивость внимания, объем памяти, образное мышление; речевую активность
Игровая ситуация.
Есть город, в котором живут Предложения. Эти предложения можно не только прочитать, написать, сказать, но и в движении показать. Двигаться предложениям особенно нравится. Хотите подвигаться вместе с ними? /Да/
Задание.
Предложение в движении повтори,
Сколько слов в нем скажи.
Например:
Логопед: Петушок пишет приглашение утке.
Вывод: В предложении 4 слова.
21. «Сколько слов всего, скажи»
Задачи:
формировать умение делить предложение с предлогом на слова с опорой на двигательный символ, определять количество слов в предложении, развивать устойчивость внимания, память на линейный ряд, речевую активность, воспитывать интерес к языку, желание придти на помощь другим.
Игровая ситуация.
После долгих странствий попугай Кеша вернулся к Вове. Нажимает кнопку домофона и говорит: «Кеша вернулся КВОВЕ.» Но дверь не открывается. Он повторяет предложение в движении:
«Кеша вернулся К ВОВЕ.»
Но дверь опять не открывается. Почему? Как же помочь Кеше попасть домой?
Задание:
Предложение в движении повтори,
Сколько слов всего в нем скажи,
Смотри, предлог не пропусти.
Например:
Логопед: Кеша вернулся к Вове.
22. «Второе слово только покажи».
Задачи:
формировать умение определять последовательность слов в предложении с опорой на двигательные символы, закреплять правильное произношение
звуков, развивать слуховое внимание, слуховую память на линейный ряд, воспитывать интерес к языку; воспитывать способность к сопереживанию другим людям.
Игровая ситуация.
Вова не может определить место слов в предложении. Рассердилась на него Грамматика и отправили в страну Знаний учиться. Ему надо научиться называть и показывать движением все слова в предложении, кроме одного слова- второго/последнего, третьего/ по порядку. Это слово надо только показать. Вова невнимательный, или плохо по порядку считает. Он никак не может справиться с Заданием. Что же ему теперь навсегда оставаться в стране Знаний? Вы сможете помочь ему вернуться домой? /Да/.
Задание.
Все слова в предложении назови, покажи,
Второе/последнее, первое, третье/ по порядку слово только покажи.
Например:
Логопед: ТАНЯ КОРМИТ СИНИЦУ САЛОМ.
Ребенок: ТАНЯ СИНИЦУ САЛОМ.
6. Результативность:
- подобраны двигательные символы, логопедические игры с двигательными символами, игровые ситуации, четверостишия-задания детям /авторские/;
- введены в речь детей термины «звук», «слог», «ударение», «слово», «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «слово-предлог», «предложение»;
- дети быстрее и легче овладевают звуко-слоговым анализом слов и анализом предложений;
- улучшается слуховое внимание, фонематическое восприятие, слуховая память, мышление;
- возрастает интерес к содержанию занятия и речевая активность детей на занятии;
- уменьшается утомляемость, создается положительный фон на занятии.
Условия функционирования опыта.
Опыт может быть использован как учителями-логопедами, работающими в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, так и воспитателями логопедических групп для закрепления полученных на занятиях с логопедом знаний и умений.
Во избежание ошибок при внедрении опыта в свою работу рекомендуется:
- использовать логопедические игры с двигательными символами в данной последовательности, т.к. она соответствует программе;
- проводить игры систематически, иначе эффективность не будет достаточно высокой;
- игровые ситуации, четверостишия-задания можно создавать свои в зависимости от сюжета занятия.
Теоретико-практические основы опыта:
- опора на сохранное звено /в данном опыте - на движение/ при коррекции речевых нарушений у детей / Волкова Л. С., Филичева Т.Б./;
- теория «материализации» процесса устного анализа /Д. Б. Эльконин / и практические разработки /Ткаченко Т.А./;
- теория деятельностного подхода при формировании умственных действий /П.Я Гальперин/ и практические разработки /А.И.Савенков/;
- опора на игровую деятельность, как ведущую у детей дошкольного возраста / Выготский Л.С./ и практические разработки /В.И. Селиверстов, В.Е. Темникова/;
- положение о важности создания положительного настроя и поддержания познавательного интереса и активности для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии /Е.Н. Винарская/ и практические разработки/ И.Выгодская, Н.Берковская/
Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.
Опыт работы был представлен на методическом объединении учителей-логопедов Красноармейского района и вызвал большой интерес участников. Опыт было рекомендовано:
- распространить на городском и областном уровне;
- опубликовать в печати.
Опыт может быть использован в массовой практике, т. к:
- не требует никаких материальных затрат;
- высоко результативен и эффективен;
- дает возможность дифференцированного подхода в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
- уменьшает учебное время, необходимое для формирования навыков звукослогового анализа слов и анализа предложений, не перенапрягая силы детей.
- Волкова Л.С. Логопедия. – М. : Просвещение, 1989.,
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. //М.:ЭКСМО, 2004.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. //М. : Просвещение, 1987.
- Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. //М. : Линка-пресс, 1999
- Савенков А.И.. Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания.- Ярославль.: Академия развития.2002
- Селиверстов. В.И. Игры в логопедической работе с детьми. //М. : Просвещение, 1987.
- Темникова В.Э.. Логопедические игры с чистоговорками. //М. : ГНОМ и Д, 2008
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Совершенствование навыков звукового анализа. //М. :ЭГСИ, 1999
- Филичева .Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.Б Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей //М. :Просвещение 2010
- Филичева Т.Б. Основы логопедии. - //М.:Просвещение,1989
- Эльконин Д.Б.Развитие речи в дошкольном возрасте //М.: Просвещение,1958