Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Архиповой Ириной Владимировной, воспитателем высшей квалификационной категории структурного подразделения "Детский сад № 29 Кораблик" ГБОУ СОШ № 13 г.о. Чапаевск Самарской области. Воспитанники Ирины Владимировны успешно участвуют в различных конкурсах детского творчества на Всероссийском и Международном уровнях. Ирина Владимировна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Мир фантазий и цвета". Статья будет интересна педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям.
Краткий комментарий к статье от Ирины Владимировны:
"Рисование – самое, может быть, замечательное достижение дошкольного детства. Никогда позже такого не будет! Это не значит, что младший школьник или подросток не будет пытаться рисовать. Будет, порой даже на уроках совсем для этого не предназначенных, - так же, как и студент на лекциях или как мы сами, когда разговариваем по телефону, а рука что-то там чиркает… Но такого праздничного отношения, такого совершенного уважения к собственной работе, как у всех дошкольников, даже если они рисуют только машины или роботов, вы уже никогда не встретите. Потом появятся и критичность, и потребность делать «на уровне». А дошкольник, безмятежно взглянув вам в глаза, всегда поддержит вас, если сказать ему: «Смотри, какая у тебя замечательная картина». – «Да, картина совершенно замечательная – надо показать ее маме!»."
Увлекательного чтения...
"Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда."
Н.П. Сакулина
Человек открыл для себя изобразительное искусство еще до того, как научился писать и читать. Пещерное искусство, орнаментика глиняной посуды – все служило двум задачам: выразив свое понимание мира, таким образом упорядочить его и воздействовать на этот самый мир. Нарисуешь себя большим и сильным, а врага слабым – и победишь; нарисуешь тотемное животное (знак своего рода) или перевоплотившегося в него колдуна – и получишь его поддержку.
Ребенок и сегодня действует подобно своим прародителям: он так же, как и они, стремится выразить себя в этом мире. В рисунке ребенок уже творец. Он – автор и герой своих рисунков, даже в том случае, если это каляки-маляки и каракули.
Рисование – самое, может быть, замечательное достижение дошкольного детства. Никогда позже такого не будет! Это не значит, что младший школьник или подросток не будет пытаться рисовать. Будет, порой даже на уроках совсем для этого не предназначенных, - так же, как и студент на лекциях или как мы сами, когда разговариваем по телефону, а рука что-то там чиркает… Но такого праздничного отношения, такого совершенного уважения к собственной работе, как у всех дошкольников, даже если они рисуют только машины или роботов, вы уже никогда не встретите. Потом появятся и критичность, и потребность делать «на уровне». А дошкольник, безмятежно взглянув вам в глаза, всегда поддержит вас, если сказать ему: «Смотри, какая у тебя замечательная картина». – «Да, картина совершенно замечательная – надо показать ее маме!».
Эмоциональный мир маленького ребенка подвижен, ярок – и очень раним. Он даже без всякого обучения чрезвычайно чувствителен к тем возможностям выразить себя, которые они ему дарят.
Какая устанавливается вдруг тишина, когда он, ничем не скованный, выражает себя в живописных образах или даже просто «красит» одной, но выбранной им краской. Это продолжается недолго, может быть пять-десять минут – но он весь был там, в своем мире фантазий и в цвете, сделавшем эти фантазии реальностью. Кто откажется от таких минут, кто не захочет пережить полного слияния со своим творчеством?
Дети младшего дошкольного возраста очень чувствительны к тем возможностям, которые дает художественная выразительность цвета. Мы предлагаем начинать занятия с ними с овладения живописью, символическими особенностями цвета и цветовых отношений. С их помощью ребенок изображает свое отношение к изображаемому. Со временем тому же может послужить и выразительная линия, и форма, и композиция; но изначальными для маленького ребенка будут цвет, его игра и переливы.
Можно предложить детям нарисовать «Небо и солнышко», «Бабочки на лугу», «Цветы на поляне», «Небо и облака». Все это возможные темы для первоначальных живописных упражнений. Затем можно предложить более сложные задания: «День и ночь», «Утро и вечер», «Зима и лето». Именно в таком контрастном сочетании ребенок яснее почувствует своеобразие каждого из этих сюжетов. Их можно предложить нарисовать детям как книжку с двумя картинками.
И, наконец, можно перейти к более сложным объектам изображения, к тем, которые всегда были в центре внимания художников и поэтов. Предложите детям описать в красках эмоциональные состояния и настроения – то, что скрывается за словами «радость» и «грусть», «любовь» и «праздник», «тишина» и «музыка». Вспомните с детьми их счастливые и грустные минуты: где и когда они случались. А потом предложите им нарисовать: «радостный и грустный день». Можно использовать такие задания: «Веселый праздник», «Зимний вечер», «Весенняя ночь», «Колыбельная песня» и т.д. Не забудьте спросить, как называется его картина, написать это название и подписать имя автора. Можно напомнить в процессе работы о том, что лист – волшебное окошко, его надо открыть полностью (не оставлять пустых, не заполненных мест). Да еще о том, чтобы не забыть «напоить кисточку» (обмакнуть ее в банку с водой). Писать лучше по мокрому листу толстой кисточкой или губкой, использовать можно гуашь, цветную тушь, акварель. Повесьте высохшие картины так, чтобы и дети, и взрослые могли их видеть и радоваться их краскам.
Занимайтесь с детьми рисованием. Но помните, что для них это игра. Не ограничивайте детскую свободу и раскованность. Рисование не должно превратиться в изучение и обучение художественным приемам. Ребенок постепенно научится пользоваться изобразительным материалом; он будет созидать и творить, сделает первые шаги в мир прекрасного. Научится выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Пусть рисование станет для ваших детей новым и интересным средством познания окружающего мира.
Литература:
- М.Г. Смирнова «Изобразительная деятельность дошкольников». Изд-во «Учитель», Волгоград, 2009.
- «Занимаемся искусством с дошкольниками» (Под ред. К.В. Тарасовой). Изд-во «Творческий центр Сфера», Москва, 2011.
- Т.С. Комарова «Детское художественное творчество». Изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006.