Дорогие друзья, мы рады представить вам Нечкину Светлану Валентиновну, воспитателя МБОУ "Начальная школа-детский сад № 37" Город Сургута, ХМАО-Югра. Сегодня Светлана Валентиновна с радостью делится с нами своим профессиональным опытом по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста через развивающие игры. Статья будет интересна воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Валентиновны:
"Как важен для человека дар слова! К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно - в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром."
Познавательного чтения...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Основная задача в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь детям в освоении разговорной речи. В практической работе по развитию речи мы используем развивающие игры : игры-потешки, пальчиковые игры, фольклорные игры, музыкальные игры, дидактические игры, речевые игры, сюжетные подвижные игры, обыгрывание игрушек.
Развитие, обучение и воспитание малышей определяются условиями их жизни в детском саду и семье. Главная форма организации этой жизни в детском саду являются : игра и связанные с нею формы активности, предметно-практическая деятельность.
Таким образом, задачи речевого развития целесообразно решать через развивающие игры.
Речевая игра «Игрушки-шалуны» (с 2 лет)
Используйте для игры любую мягкую игрушку, например, кошку. Возьмите игрушку и скажите ребенку, что сегодня кошечка расшалилась:
Скачет , прыгает, играет,
А куда- сама не знает.
Посадите кошку на плечо ребенка и спросите : «Где киса?», а затем сами ответьте : «На плече». Затем посадите игрушку на голову ребенка и вновь спросите «Где киса? На голове». Кошку можно посадить ребенку на колени, на ладошку.
Точно так же кошечка прячется под разные предметы мебели , а вы комментируете ее действия : «Киска под столом, под стулом, под кроватью» и т.д.
В следующий раз кошечка будет прятаться за какие-либо предметы : за шкаф, за кресло, за дверь, за спину.
И наконец, киска устала шалить и легла отдохнуть. Вот она лежит у малыша на коленях и поет песенку : «Мур-мур-мяу!»
В следующий раз проведите игру с птичкой , подвешенной на нитке, которая «летает» по комнате и садится на разные предметы, игрушки, людей.
Речевая игра «Утка и индюк»
Возьмите игрушки- утка и индюк. Прочитайте стишок:
Кулдык, кулдык, кулдык
И кря, и кря, и кря.
Индюк кричит-кулдык,
А утка- кря, кря, кря.
Предложите ребенку вместе проговорить стихотворение. Потом спросите: «Как кричит индюк? Как кричит утка?»
В следующий раз можно взять корову и кошку.
Му-у, му-у, му-у,
Мяу, мяу, мяу.
Коровы мычат му-у,
А кошки мяукают мяу.
Фольклорная игра «Котя-коток испек к празднику блинок»
Взрослый показывает детям игрушку-котика в русской народной одежде. Вместе с ними рассматривает ее, обращая внимание на одежду: штаны, рубашку, сапоги. Затем взрослый говорит, что котик напек блинов, потому что сегодня праздник- Масленица. Читается потешка:
Котик-коток
Испек вкусный блинок.
Блинчик масляный кусай,
Масленицу вспоминай!
(С.Рещикова)
Взрослый угощает детей блинами, побуждая повторять слова: «масляный», «вкусный», «душистый» и т.д.
Музыкальная игра «Колечки» (сл.неизв.автора, мелодия укр.нар.песни «Ехал казак за Дунай»)
Поиграйте-ка вы с нами,
Вот и носик ,и глаза,
Даже ручка здесь видна.
(Показываем в колечко нос, глаз, руку.)
Нашим маленьким кольцом.
Тихо- тихо не спеши,
Едут-едут малыши.
(Вращаем кольцо, как руль.)
И попрыгай-ка немножко,
1-2, 1-2-3,
На ребяток посмотри.
(Кладем кольцо на пол и прыгаем.)
На головку надеваю,
Покачаю головой,
Вот красивый я какой!
(Поднимаем кольцо, держим над головой.)
По дорожке побежали.
Осторожно, не спеши,
Побежали малыши.
(Берем кольцо, держим перед собой, бежим по кругу.)
Пальчиковая игра «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим.
(ладошки движутся параллельно друг другу)
Мы морковку трем, трем.
(кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим.
( «солим» щепоткой)
Мы капусту жмем, жмем.
(пальчики сжимаем и разжимаем)
Пальчиковая игра «Семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик- я ,
(пальцы сгибаем по очереди от большого к мизинцу)
Вот и вся моя семья!
(пальцы разгибаем и показываем открытую ладошку)
Сюжетная подвижная игра «Куры и кошка»
Дети изображают курочек. Роль кошки исполняет помощник воспитателя или ребенок. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки. Определяет место , где живут курочки и где они будут прятаться от кошки. И произносит слова:
Выходите, курочки,
Собирайте крошки,
Жучков, паучков
На зеленой дорожке.
Дети- курочки выбегают на середину зала, машут руками-крыльями, бегают-летают.
Воспитатель продолжает:
Куры крыльями махали:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Куры клювиком стучали:
Тук-тук, тук, тук, тук, тук!
Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу.
Вдруг появляется кошка:
Выйду, выйду на дорожку,
Мяу, мяу, мяу!
Там, где куры ищут крошки,
Мяу,мяу, мяу!
Куры громко кричат : «Ко-ко-ко!»- и убегают в свои домики.
Сюжетная подвижная игра «Вороны»
Дети изображают ворон. Они стоят стайкой и подражают движениям воспитателя, который говорит нараспев:
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны,
Кар-кар, кар-кар!!!
Целый день они кричали,
Спать ребяткам не давали, кар-кар, кар-кар!
(Дети бегают по комнате, размахивая руками,
как крыльями, произнося «кар-кар-кар!»)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают,
Кар-кар-кар!
(Садятся на корточки, ручки под щечку и закрывают глаза,
тихо произнося «кар-кар-кар!»)
В 2008 году я разработала методический комплекс «Развитие речи детей через развивающие игры» для детей младшего дошкольного возраста, где собраны 160 различных развивающих игр. Составила перспективный план на год.
Сравнительный анализ результатов воспитательно- образовательной работы по разделу «Развиваем речь детей» по программе «Детство» показал положительную динамику развития детей.
Справка по результатам исследования развития детей 1 младшей группы:
2010-2011 г.г.- высокий уровень речевого развития детей увеличился на 15 %, средний уровень увеличился на 14 %, низкий уровень уменьшился на 29 %.
2011-2012 г.г.-высокий уровень увеличился на 23 %, средний уровень увеличился на 15 %, низкий уровень уменьшился на 38%.
Таким образом, развивающие игры необходимы в младшем дошкольном возрасте для развития речи детей.
Используемая литература:
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»: кн.длявоспит.дет.сада – М.: Просвещение, 1991.
- Григорьева Г.Г. «Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста»: пособие для воспит. дошк. образ.учр. и родителей.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2005.
- «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова; изд. Дом «Карапуз»,1998.
- Ильина Н.А. «Играем в памперсах».- М.: Айрис- пресс, 2005.
- Котышева Е.Н. «Музыкальнаяпсихокоррекция детей». СПб: Речь; М.: Сфера, 2010.
- Новиковская О.А. «1000 игровых заданий и упражнений для развития речи». Изд-во АСТ, Сова,Харвест,2008.
- Силберг Дж. «300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет».- Перевод с англ .Е.А. Бакушева.- 2-е изд.- Мн.: ООО «Попурри», 2005.
- Силберг Дж. «125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет».- Перевод с англ. П. А. Самсонов.- 4-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2004.