Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Влияние сенсорного развития дошкольников среднего возраста на познание окружающего мира
8 минут 8583 2043

Влияние сенсорного развития дошкольников среднего возраста на познание окружающего мира

CherevkovaДорогие друзья, мы рады представить вам Черевкову Елену Николаевну, воспитателя МБДОУ ДС № 45 "Ромашка" города Таганрога, Ростовской области. Елена Николаевна очень любит творчество, ведет кружок по изобразительному искусству в детском саду. Считает, что уже в дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с произведениями искусства, что помогает развивать сенсорные способности. Сегодня Елена Николаевна с радостью делится с нами статьей "Влияние сенсорного развития дошкольников среднего возраста на познание окружающего мира". Статья будет интересна педагогам и родителям. 

Краткий комментарий к статье от Елены Николаевны:

"С развитием сенсорики (от лат. sensus – ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. Чтобы стать полноценным членом нашего общества, ему просто необходимо познать все эталоны окружающего мира. С восприятием предметов и явлений этого мира начинается познание, поэтому сенсорные способности это трамплин для умственного развития ребенка."

Познавательного чтения...


Влияние сенсорного развития дошкольников среднего возраста на познание окружающего мира

С развитием сенсорики (от лат. sensus – ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. Чтобы стать полноценным членом нашего общества, ему просто необходимо познать все эталоны окружающего мира. С восприятием предметов и явлений этого мира начинается познание, поэтому сенсорные способности это трамплин для умственного развития ребенка.

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, обладающая чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т.е. сформировать перцептивные действия.

Вопросами сенсорного развития детей занимались отечественные и зарубежные ученые Б.Г.Ананьев, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Э.Г Пилюгина, Е.И. Тихеева, Ж. Пиаже, Ф.Фребель, М. Монтессори и многие другие. В научных трудах данными авторами под сенсорным развитием понималось формирование чувственного опыта ребенка.

Ученые предполагают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, абстрактным. Дети не способны применить свойства к реальным предметам и жизненным ситуациям. Оно не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности. Развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов (цвет, форма, величина), выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение этих моментов.Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства применить для реальных предметов, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат деятельности, увлекающей ребенка. Такие условия для зрительного восприятия присутствуют, главным образом, в продуктивных видах деятельности – рисовании, лепке, конструировании. Поэтому педагоги-исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включать в процесс обучения дошкольников разным видам деятельности.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В среднем дошкольном возрасте чувственный опыт продолжает играть главную роль, но на данном этапе дети начинают применять эталонные знания для реальных предметов.

Физиологические исследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состоит из признаков неодинаковой физиологической силы. Секрет физиологического механизма восприятия состоит в индукционном торможении слабого компонента сильным. Форма относится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, она тесно связана с содержанием. В форме дети ищут качества и свойства, характеризующие предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и другие. Геометрическими параметрами формы являются: размеры, углы между линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Все это характеризует динамичность, статичность и мерность формы.

Трудности визуального восприятия детьми элементов и геометрических параметров формы осложняют понимание средств наглядности, формирование соответствующего образа о предмете. По своему содержанию изучение формы предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивно-опозновательными и логическими операциями различного характера.

В настоящее время в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы п. 3.3.6.отмечено, что содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач, включающих и сенсорное развитие.

Для обогащения сенсорного опыта детей среднего дошкольного возраста в д/с №45 «Ромашка», г.Таганрог, в средней группе была создана развивающая среда, т.е. уголок сенсорики.

Нами поставлены следующие задачи:

  1. формирование сенсорных эталонов: устойчивых, закрепленных в речи представлений о цветах, геометрических фигурах, и отношениях по величине между используемыми предметами;
  2. обучение способам обследования предметов, а также умению различать их форму, цвет, величину и более сложные глазомерные действия;
  3. развитие аналитического восприятия.

В решении поставленных задач мы используем:

    1. развивающие игрушки: пазлы, логические кубы, мозаику разной величины, конструкторы (деревянный, пластмассовый, «Малыш –гео»);
    2. дидактические игры, в зависимости от того, что является объектом восприятия:
      •  восприятие цвета («Разноцветные льдинки», «Летите в свою стаю», «Цвета», «какого цвета предметы»);
      •  восприятие формы («Дорисуй фигуру», «Формы», «Опиши предмет»);
      •  восприятие величины («Зверята строятся», «»Сравни предметы»);
        3. природный материал: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое.

          Сенсорный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

          Список литературы:

          1. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Тербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

          2. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981.

          3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1984.

          Может быть интересно

          Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

          Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

          14 минут 2688 43

          Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

          Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
          10 минут 6695 677