Дорогие друзья, сегодня мы рады познакомить вас с Багаджиян Валентиной Акоповной, учителем-логопедом высшей квалификационной категории МБДОУ Центр развития ребенка детский сад №27 "Ласточка" с. Чалтырь, Ростовской области. Валентина Акоповна с удовольствием представляет вашему вниманию занятия с использованием здорьвесберегающих технологий, а также проект "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда". Материал будет интересен педагогам ДОУ и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий от Валентины Акоповны:
"Я работаю учителем – логопедом с 1998 года, а общий педагогический стаж составляет 20 лет. Все эти 15 лет работаю в Центре развития ребенка «Ласточка», в котором работают творческие, сплоченные педагоги и сотрудники. В своей работе логопеда уделяю внимание: формированию фонематического восприятия, работе над предупреждением дисграфии и дислексии, развитию связной речи (диалогу, пересказу, описанию) и развитию грамматического строя речи в условиях билингвизма ( двуязычия т.к. у нас район проживания донских армян с местным диалектом, а также украинцев, татар, таджиков и т.д.).
В течении 1,5–2 лет мною был разработан проект «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда» и начата его реализация, составлены конспекты занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, систематизированы пальчиковые игры на развитие общей моторики с использованием су – джок терапии, программы Железновых и т.д. В своей работе начала применять инновационные технологии по развитию речевого и физиологического дыхания («6 целительных звуков»), формированию правильного звукопроизношения («термоаппликации» при тонусе мышц, точечный массаж и т.д.) и многое другое. Я представляю 2 конспекта занятий с использованием здоровьесберегающих технологий с презентациями и проект с которым на конкурсе «Мастера своего дела» стала призером 3 степени."
Профессионального чтения...
Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи (с использованием здоровьесберегающих технологий)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей правильно высказывать свои мысли, строя сложные предложения;
- учить составлять индивидуальные описательные рассказы по схеме;
- закреплять представления о себе и о назначении частей тела;
- закреплять умение образовывать существительные помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное внимание;
- развивать наблюдательность и память;
- развивать речевой слух;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, стремление радовать хорошими поступками;
- формировать умение высказывать пожелания друг другу;
- обеспечение эмоционального позитивного настроя.
Оборудование:
- индивидуальные зеркала на каждого ребенка;
- цветные фотографии каждого ребенка;
- клубочек;
- аудиопрограмма Е.Железнова песенка «Вместе с нами»;
- приложение (презентация).
Ход занятия:
Логопед: - Сейчас мы будем передавать друг другу клубочек и вместе с ним передавать добрые пожелания»
Л. Начинает первым и дает образец правильного ответа : «Я даю клубочек Маше и желаю, чтоб она никогда не болела». Далее дети передают клубочек друг другу и учатся высказывать пожелания. Заканчивает игру словами: «Клубочек вернулся ко мне, поэтому все пожелания обязательно исполнятся!».
Игра «Назови ласково»
IV. Логопед: -Мы узнали ласковые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом. А сейчас Вы возьмете свои фотографии и мы поиграем в игру «Я взрослею». А пока отгадайте загадку:
Ванька-встанька из волчка
В нем увидит толстячка.
Иностранка кукла Синди
В нем красавицу увидит,
Ну, а мой знакомый Сашка
В нем увидит замарашку.
Дети: -Зеркало.
Логопед: - Верно-верно, угадали и раздает зеркала.
Вопросы :
- -Назови свое имя и фамилию.
- -Когда ты родился.
- -Как тебя ласково называют мама и бабушка.
- -Как ты думаешь, как тебя будут звать учителя, когда станешь старше.
- -Посмотри на себя в зеркало и сравни со своей фотографией, что похоже на фотографии и в зеркале.
- -Сравни волосы в зеркале и на фото.
- -Сравни глаза в зеркале и на фото.
- -Сколько лет сейчас, а сколько на фото.
- -Какой ты на фото веселый или грустный.
- -Кто и где фотографировал тебя.
- -С кем ты ходил фотографироваться.
- -Что ты любишь больше всего.
- -Что тебе не нравиться больше всего.
- -Какую одежду ты любишь больше всего и т.д.
V. Игра « Что для чего нужно?»
Попробуйте, ребята
Отгадать мои загадки
Никто ответ не подскажет,
А зеркало вам их покажет.
1) Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым, важным
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым
Дети: - Нос!
Логопед: -Для чего нужен нос?
Дети: (ответы)
Дыхательная гимнастика «Очищающее дыхание».
Правую ноздрю закрываем указательным пальцем правой руки, левой ноздрей сделали тихий, продолжительный вдох;
Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихий, продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
2) У зверюшки на макушке,
А у нас – ниже глаз.
Дети: -Уши.
Логопед: -Для чего нужны уши?
Дети: -Ответы.
Л.:-А чтоб ушки не болели сделаем массажик.
Аурикулотерапия
Ушки растираем сверху вниз мы быстро (растираем пальцами ушную раковину сверху вниз)
Их вперед сгибаем (сгибают ушную раковину вперед)
Тянем вниз за мочки (оттягиваем за мочки вниз)
А потом руками трогаем мы щечки (похлопываем руками щечки).
3) Два Егорки живут возле горки.
Живут дружно, а друг на друга не глядят.
Дети: - Глаза.
Логопед: -Для чего нужны глаза?
Игра «Живая радуга» ( Хромотерапия).
Закройте глаза. Представьте себе какого цвета ……..
Смех / красный
Печаль / серый
Доброта / розовый
Боль / черный
Красота / голубой, зеленый
Ложь / коричневый
Счастье / волшебный переливающийся цвет радуги.
4) За красными жердочками
Сидят белые курочки .
Дети : -Губы, зубы.
Логопед: -Для чего нужны рот, губы, зубы ?
Дети: - Ответы.
5) Горшочек умен,
Семь дырочек в нем.
Дети: - Голова.
Логопед: -Для чего нужна голова?
Дети: - Ответы.
6) У двух матерей
По пяти сыновей
Одно имя всем .
Дети: - Руки и пальцы.
Логопед: - Для чего нужны руки?
Дети: - Ответы.
Логопед: -А еще мы умеем рассказывать стихотворение пальцами.
Пальчиковая гимнастика «В гости».
В гости к пальчику большому
(пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому
(две ладони сомкнуть под углом – «крыша»)
Указательный и средний,
Безымянный и последний
(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)
И мизинчик-малышок
(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)
Сам забрался на порог
(постучать кулачками друг о друга)
Вместе пальчики-друзья
(ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать)
Друг без друга им нельзя.
(соединяют руки в «замок»).
7) Куда ни пойдешь,
Все на них взглянешь.
Дети: - Ноги
Логопед: - Для чего нужны ноги?
Дети: - Ответы.
Физминутка – танец «Вместе с нами топ-топ, хлоп-хлоп»(Е.Железнова).
VI. Рассказ по схеме.
Представьте себе, что потерялся Ваш друг и его надо найти по описанию. Я предлагаю схему по которой вы расскажете про своего друга :
- -Кто он мальчик или девочка.
- -Какие у него волосы (русые, рыжие, черные и т.д.)
- -Длинные или короткая стрижка.
- -Какого цвета глаза.
- -Какой нос, рот и т.д.
- -Какой он чаще грустный или веселый.
Схема на слайде (приложение).
VII. Рассказы детей.
VIII. Зрительная гимнастика «Барбарики»(приложение)
Вы немного устали, посмотрите на экран и выполняйте гимнастику для глаз под музыку. Двигаем глазным яблоком вправо, влево, вверх, вниз, по кругу, по часовой стрелке, против часовой стрелки, двигаем бровками, моргаем одним и двумя одновременно.
IX. Итог: А сейчас возьмите карандаши и нарисуйте себя.
Интегрированное физкультурно – речевое занятие « Лето красное»
( с использованием здоровьесберегающих технологий)
Цель: Создать условия для решения следующих задач:
- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках лета, продолжать учить самостоятельно находить их, делать выводы, обобщения.
- Знакомить детей с природными особенностями лета ; воспитывать чувство любви к родной природе.
- Обогащать, развивать и активизировать словарь.
- Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, словообразовании.
- Способствовать развитию мелкой моторики, пространственному воображению.
- Упражнять детей в равновесии при ходьбе по уменьшенной опоре; тренировать в прыжках вверх из глубокого приседа.
- Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Материалы и оборудование к занятию: мультимедиа: слайды с изображением русской природы летом, электронная гимнастика для глаз, сюжетные картинки разрезные по теме лето, 2 картинки (бабочки) на сравнение; набор картинок цветы; су-джок шарики; картинки деревья; шнуровка; 2 гимнастические скамейки, желтые и синие ленты, 4 ленты для перешагивания, 2 каната, препятствие «пенечки», инструментальная музыка.
Ход занятия
1. Инструктор по физическому воспитанию: организационный момент «Тактильный контакт».
Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло друг друга ладонями. А теперь, подойдите ближе и прикоснитесь плечами. Вы чувствуете тепло? Пусть это тепло и тепло вашей дружбы помогает вам, если будет трудно.
2. Учитель - логопед : «Отгадайки».
- Наши глаза внимательно…( смотрят )
- Наши уши внимательно …( слушают) загадку, которую я вам загадаю:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.(лето)
- - О каком времени года говорится в загадке?
- - Какое время года сейчас?
- - Про какое время года мы сегодня будем говорить?
- - Сколько летних месяцев? Назовите их.
- - А хотите узнать как в давние-давние времена, в старину говорили про летние месяцы?
Предлагаю детям подойти, сесть на ковер и посмотреть слайды.
Дети читают «ЧЕРВЕНЬ»
-Как вы думаете, почему так говорили? Червень – от слова «червонный», т.е. красный, или красивый, т.к.все кругом цветет ,красота вокруг неописуемая .(показываю слайд цветущего луга).
ЛИПЕНЬ (читают дети слайд). О чем говорит это слово? (показ слайда) – Это время цветения липы.
СЕРПЕНЬ (читают дети слайд).А это слово о чем говорит? Наступает жатва, уборка урожая хлеба, а жали раньше вручную серпами.
3. Учитель – логопед:
- Ребята, отгадайте еще одну загадку:
Я на пляже разогретом
Жду ребят горячим летом
И, спасаясь от меня,
В речке плещет малышня
А зверюшки в эти дни
Умываются в тени.
- Правильно, это жара ,зной. А как вы понимаете народную мудрость «Летний день целый год кормит?» Почему летний день кормит целый год?
(Предполагаемые ответы детей:
- Летом люди упорно трудятся на полях, чтобы вырастить и собрать богатый урожай зерна.
- На огородах выращивают различные овощи и заготавливают их на зиму.
- Лето и труд людей на полях, огородах, садах, лугах дают пищу людям и корм животным холодной зимой.)
Давайте и мы потрудимся, поработаем со своим язычком.
«Артикуляционная гимнастика» (упражнения «Улыбка – трубочка», «Толстячки – худышки», «Чашечка», «Лошадка» со стихотворной формой).
4. Инструктор по физическому воспитанию:
- А вот еще пословицы : «Что летом родится, зимой пригодится», «Клади по ягодке – наберешь кузовок». Вот давайте мы и пойдем в лес за ягодами.
Упражнения в ходьбе и беге ( веселая маршевая музыка)
- Обычная ходьба.
- Ходьба на носках, руки вверх
- Ходьба на пятках ,руки за голову.
- Ходьба на внешней стороне стопы, руки в стороны.
- Бег змейкой на носках.
- Бег с захлестыванием голени.
- Ходьба по следам.
- Ходьба по мостику.
Игра «Цветочки и ветер» (малой подвижности). Девочки - цветочки, мальчики с ленточками – ветер.
5. Учитель – логопед:
На лесную полянку залетели две бабочки , как две капли похожие друг на друга, но что-то их отличает.
Попробуйте найти отличия.
6. Инструктор по физической культуре:
А теперь, давайте поприветствуем летнее солнце: « О источник света и энергии на земле! Из своих бесчисленных лучей даруй мне хоть один, чтобы я мог хоть на миг засветиться и засверкать под ним так же ярко, как и ты !»
Комплекс упражнений хатха – йоги (под медленную восточную музыку).
Приветствуем солнце ( поза «Приветствие»), приветствуем высокие холмы ( поза «Горы»),приветствуем мягкую траву ( поза «Рука к ноге»). Превратимся в стройные сосны (поза «Дерева») и в маленькие елочки (поза «Всадник»). А теперь покажем большой лесной холм (поза «Гора»).Мягкая шелковистая трава на земле …(поза «Кобра»). Местами трава выше ( поза «Кобра – кольцо»), а в траве маленькие кузнечики (поза «Полукузнечика»). А теперь, давайте отдохнем (поза «Лотоса») и подышим теплым лесным воздухом.
7. Учитель – логопед : «Волшебники».
Хорошо летом. Но за что-то цветов у нас маловато. Давайте, украсим нашу поляну цветочками. Подберем яркие, красивые, красочные признаки к лету с пояснением. Каждым «летним» словом, мы будем украшать поляну :
красное, красивое, теплое, жаркое, богатое, щедрое, веселое, увлекательное, солнечное, сухое и т.д.
Образец : лето – долгожданное, потому что после зимней стужи, прохладной весны людям хочется тепла, красоты.
8. Инструктор по физической культуре :
- - А почему лето иногда может стать суровым и даже опасным ?
- - Что может угрожать людям, особенно детям, летом ?
- - Как уберечься от жаркого, палящего солнца ? (облегченная одежда, обязательный головной убор, питье и т.д.)
Давайте и мы будем уходить и прятаться от солнца, пройдя по мосточку и перешагивая пенечки.
Развиваем основные движения :
*Ходьба по гимнастической скамейке с остановками в нескольких местах и перешагиванием через ленточку с высоким подниманием бедра.
*Прыжки на двух ногах вперед с перепрыгиванием через препятствия (высота 15 – 20 см 5-6 предметов подряд).
Упражнения выполняются поточным методом. В прямом направлении дети выполняют упражнения на скамейке, далее упражнения в прыжках, затем встают в конец колонны. Весь комплекс упражнений повторяется 2-3 раза.
9. Учитель – логопед :
- Сколько ребята деревьев в лесу ? И березы, и рябинки, и орешники, и дубки. Ой, слышите звук какой –то таинственный ! Давайте, посмотрим, что это ? (дети подходят к пенечкам и видят только что упавшие орешки ( су-джок шарики). Наверное, орешник уронил орешки. Давайте, возьмем их и присядем на пенечки. Потрогайте их, какие они ?
«Су – джок массаж»
Наклонил орешник ветки - (поглаживание шариком кисти левой руки)
Дарит всем зверям орешки (по ладони левой руки)
И орешек для меня (поглаживание кисти правой руки)
Приготовил он, друзья ! (по ладони правой руки)
Орешки – то наши необычные, с сюрпризом, попробуйте их открыть. Дети открывают и достают колечки (пружинки).Примерим колечко на пальчик :
( Пальчиковая гимнастика с су –джок массажерами) :
J
Здравствуй, солнце золотое ! большой палец
Здравствуй, небо голубое ! указательный
Здравствуй, вольный ветерок ! средний
Здравствуй, маленький дубок ! безымянный
Мы живем в родном краю мизинчик
Всех, я вас приветствую !
Соберем мы « орешки» и спрячем под пенек для белочки.
10. Инструктор по физической культуре :
Ребята, мы с вами на лесной полянке, где цветы кружатся в вальсе. Давайте немного поиграем с ними.
Подвижная игра « Косарь».
По считалке выбираются 2 водящих – косари, остальные играющие – цветы. Каждый играющий получает цветную ленту, обозначающую цветок: желтая лента – одуванчик, синяя – василек. Ленты закрепляются у играющих,сзади на поясе. Водящие заранее договариваются, кто какой цветок будет срывать. Играющие произносят текст и имитируют движения: цветы, стоя на месте, раскачиваются, двигают руками – листочками, растут. Косари делают энергичные движения руками в сторону вперед и ходят между цветами по полю.
Слова цветов:
Зелен, зелен луг, все цветет вокруг,
И роса блестит, и коса звенит.
Василек и одуванчик здесь растут.
Слова косарей:
Я косой траву скошу и букетик наберу.
Раз, два, три….
На слова: «Раз ,два, три» - цветы разбегаются, стараясь добежать до установленного места (обручи, соответствующие цвету ленточек). Косари срывают с убегающих ленточки только своего цвета. Побеждает тот, кто больше сорвал ленточек, соответствующих заданному цветку.
11. Учитель – логопед :
Летом собирают цветы и травы, чтобы насушить их и заваривать полезный, витаминный, травяной чай, чтобы зимой не заболеть. Поиграем в игру: «Слова – признаки» и как – будто подкрепляемся витаминами. Нанизываем на шнуровку бусы (фрукты, овощи, цветы и т.д. – готовый набор) и называем какой, какая, какое :
- – из листьев липы – липовый
- - из малины –
- - из мяты –
- - из черемухи –
- - ромашки –
- - из шалфея – и т.д.
Много слов назвали, давайте сделаем массаж «Неболейка» (самомассаж).
Солнце утром рано встало, (поднять руки вверх, потянуться)
Всех детишек приласкало (сделать руками фонарики)
Гладит грудку, (помассировать дорожку на груди снизу вверх)
Гладит шейку, (погладить шею большими пальцами сверху вниз)
Гладит носик, (кулачками растирать крылья носа)
Гладит лоб, (поводить пальцами от середины лба к вискам)
Гладит ушки, (растирать ладонями уши)
Гладит ручку. (растирают ладони)
Загорают дети – вот ! (поднять руки вверх).
12. Учитель – логопед:
«Найдите элементы картины»
Летний ветерок разметал картинки и все части перепутались. Помогите, пожалуйста, восстановить картинки, а затем составить по ним предложения про лето.
- 13. «Гимнастика для глаз» (электронный вариант – приложение )
Чтобы наши глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз. Проследим за солнышком, облаками, цветами.
14. Инструктор по физической культуре :
Очень долгое и интересное у нас получилось путешествие с Летом, глазки ваши отдохнули, а теперь пора и нам немного и отдохнуть.
Звучит тихая спокойная музыка, дети встали в круг.
* Опускаемся на колени.
* И.П. – стойка на коленях, руки вдоль туловища.
1 –медленно наклоняться назад, медленный вдох
2 –медленно вернуться в И.П., выдох.
* Пятки в стороны, колени вместе, на выдохе лечь на спину, руки под голову, глаза закрыты. (Поза дракона).
1 – 2 медленный вдох через нос – медленный выдох через рот.
* Медленно выпрямить правую ногу, затем левую, руки поставить на локти, около груди и упереться ими в пол, прогнуться в груди и поставить голову на макушку.
1 – 2 медленный вдох через нос – медленный выдох через рот.
* Опустить голову на пол, потянуться за руками в положении сидя. Принять позу Лотоса, руки на колени, спина прямая, вдох – через нос, выдох через рот.
* Сидя в этом положении закрыть глаза, вдох – выдох, следить за дыханием.
15. Подведение итогов занятия:
Вот и подошло к концу наше летнее путешествие. А на память о нем вам красивые раскраски на летнюю тематику.
Литература:
- «Развитие связной речи» (Сценарии летних игр и развлечений) В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Москва 2004
- «Интегрированные физкультурно – речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 -7 лет» Ю.А.Кириллова, М. Е. Лебедева, СПб., «Детство – Пресс» 2005
ПРОЕКТ «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»
Содержание
1. Введение
2. Этапы реализации проекта
2.1. Работа с детьми
2.2. Инновационные и здоровьесберегающие технологии
2.3. Работа с педагогами ДОУ
2.4. Работа с родителями
3. Ожидаемые результаты реализации проекта
Список литературы
1. Введение
Актуальность выбранной темы исследования
Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, страдают также хроническими заболеваниями. Среди них значительную часть составляют дети 6 – 7 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.
При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.
Поэтому использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах, организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий в содействии с инновационными технологиями создают условия для развития речи детей.
Актуальность данной проблемы и запросы родителей подвели нас к необходимости разработать проект: “Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда”.
Тема проекта - использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи в условиях ДОУ.
Цель проекта - создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.
Задачи проекта:
- - Повысить уровень знаний педагогов ДОУ о использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей, и внедрить их в этапы программных занятий и в различные режимные моменты.
- - Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях
- - Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений:
- ухудшение экологической обстановки,
- ухудшение здоровья детей
- речевая среда.
2. Этапы реализации проекта
Материалы диагностики были подобраны с учетом возрастных особенностей детей.
Обследование проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в индивидуальной форме. Выявляются и зачисляются в сентябре дети из подготовительной и старшей групп со стертой формой дизартрии, с дислалией, с заиканием.
Результаты обследования артикуляционной моторики показали, что у всех детей имеются нарушения функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Значительные трудности у детей вызывают такие движения, как высовывание языка и удержании его в спокойном состоянии, поднимании и опускании языка, удержание языка в широком и узком состоянии. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений, беспокойством языка, тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом либо повышенным, наличием синкинезий, трудностью удержания заданной позы. Задания, связанные с переключением движений совершались с трудом при длительных поисках артикуляции, в неполном объеме, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости, плавности. Таким образом, у детей с нарушениями речи оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений.
Обследование позволило выявить также и особенности фонетических нарушений. Наиболее распространенным было нарушение произношения трех групп звуков: свистящих, шипящих, [Р], [Л]. Нарушение двух групп звуков свистящих и шипящих отмечалось у 40% детей; [Р] или [Л] у 60% детей.
Проведенное обследование восприятия и дифференциации звуков речи позволяет сделать вывод о том, что для детей с нарушениями речи трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов, в заданиях на различение слов – квазиомонимов, при повторении серии слогов. Ведущим, в структуре речевого дефекта у детей, являются нарушения фонетической стороны речи, а фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. У детей с нарушениями речи наблюдалось нечеткое звукопроизношение, смазанность речи наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции. В нарушениях звукопроизносительной стороны присутствовали искажения, смешения, замены и пропуски звуков, для них было характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушений звукопроизношения определялось не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустической близостью. По-видимому, вследствие тормозящего влияния речедвигательного анализатора у детей с нарушениями речи задерживается и слуховая дифференциация звуков. Существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различия. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов речи.
2.1. Работа с детьми
Проект разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:
- научности
- системности
- доступности материала
- наглядности
- сознательности и активности
- прочности обучения
- индивидуализации
Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 4 этапа:
- 1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.
- 2 этап - постановка звука включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука.
- 3 этап - автоматизация звука предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.
- 4 этап - дифференциация звука осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
На каждом этапе решаются следующие задачи:
Развитие просодической стороны речи
- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
- Формировать наык мягкого голосоведения.
- Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеда)
- Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
- Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
- Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
- Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
- Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
- Научить правильно, передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов; состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
- Сформировать понятие слог (часть слов) и умение оперировать этим понятием.
Совершенствование фонематических представлений
- Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
- Научить выделять из ряда звуков гласные звуков.
- Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
- Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у],[о],[и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
- Научить выделять согласные звуки [т], [п],[н],[м],[к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начало слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам [м]- [н],[п]-[т],[б]-[д],[к]-[т] в ряду звуков, слогов, слов.
- Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
Задачи реализуются на индивидуальных занятиях, где ведется работа по развитию артикуляционной моторки, постановке звуков, развитию фонематического восприятия
Основная форма обучения – индивидуальные занятия, которые проводятся 3 раза в неделю по 20 минут. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием игровых методов и приемов.
Коррекционно-образовательный процесс построен на основе “Программы логопедической работы по преодолению ФФНР у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и современных разработок М.Ф. Фомичевой, Е.А. Пожиленко, Н.В. Нищевой, Т.А. Ткаченко и др.
2.2. Инновационные и здоровьесберегающие технологии
Особенностью проекта является использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей в условиях ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они росли здоровыми и счастливыми и смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
- 1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
- 2.творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
- 3.обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
- 4.построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
- 5.учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
- 6.предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.
- 7.осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
- 8.рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.
- 9. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
- 10.обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
- 11.комплексная система закаливания детей.
Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
- Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
- Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика
Все мои занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со мной. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятии, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка, с использованием здоровье сберегающих технологий
Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются детьми легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: каждое занятие, которое я провожу с детьми, призвано поднимать им настроение, вызвать положительные эмоции. Используя свой опыт работы и разработки различных авторов по данной теме, я подобрала и систематизировала различные игры и игровые упражнения которые, на мой взгляд, являются более эффективными в работе.
В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:
1. В оргмомент занятий включаются релаксационные, психофизические упражнения, музыкально – ритмические упражнения2. Артикуляционная гимнастика занимает особое место в логопедических занятиях.
Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяется такой метод как биоэнергопластика .
3. В ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Дыхательная гимнастика– ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
Применяется витофон гласных звуков – звуковой массаж и восточная гимнастика «Шесть целительных звуков»
4. Проводится массаж и самомассаж лица, пальцев рук.
С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
- пальчиковые игры с мелкими предметами;
- пальчиковые игры со скороговорками;
- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна», грецких орехов, каштанов и т.д.
- пальчиковый театр;
- театр теней;
- рисование на песке;
- суд-жок – терапия;
- прищепочный массаж;
5. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Виды физминуток:
- Оздоровительно- гигиенические физкультминутки
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
- Танцевальные физкультминутки
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
- Физкультурно-спортивные физкультминутки
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
- Подражательные физкультминутки
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
- Двигательно-речевые физкультминутки
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
Физминутки проводятся с использованием аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железновых.
6.Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз, используя тренажер Базарнова и комплекс упражнений Аветисовой и Утехина.
7. Аурикулотерапия.
Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины в сопровождении стихов.
8. Давались задания на словотворчество, на фонематическое представление.
9. Предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций;
- - чтение диалогов по ролям
- - обыгрывание различных ситуаций.
10. Проводились игры на звуковой анализ и синтез слов.
12. Используются элементы сказкотерапии, литотерапии, хромотерапии, песочной терапии.
13.Используется алфавит телодвижений. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву. В данном случае соединяются мыслительное представление и мышечные ощущения, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга. А также использовалась игра «Подвижный алфавит».
14. Для борьбы с утомляемостью и пофилактикой респираторных заболеваний используем ароматерапию(с осторожностью у аллергичных детей).
15. Применялась улыбкотерапия.
Очень важна на занятии улыбка логопеда и улыбка самого ребенка. Если ребенок улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
18. Также на занятиях использовался инновационный метод - наглядное моделирования, который позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев).
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно “речевая задача” не стоит над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения. Инновационная направленность педагогического опыта
Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и “видение” его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии.
19. Инновационные компьютерные технологии, широко применяются в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.
Персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, способен быстро реализовывать задачи, на которые в традиционных подходах уходили годы.
Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
В перспективе предполагается использование компьютерной программы «Игры для Тигры» и программы «Учимся говорить правильно».
Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Упражнения, представленные в программе построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем программы Тигренком, разговаривает с ним, помогает ему, путешествует по волшебной Стране Звуков и Слов, на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения.
Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.
Она построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.
2.3. Работа с педагогами ДОУ
Одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий. Анкетирование педагогов и родителей показало, что 86% педагогов и 91% родителей не знакомы с технологиями здоровьесбережения в развитии речи.
Приоритетным направлением в моей работе было создание единого речевого пространства, необходимых условий в группах для проведения коррекционного часа, с использованием здоровье- сберегающих технологий, во время которого воспитатели отрабатывают с конкретным ребенком или группой детей задания, данные учителем – логопедом артикуляционная, пальчиковая гимнастика, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
В помощь воспитателям были разработаны тетради взаимодействия. Подбирались коррекционные задания, с использованием здоровьесберегающих, технологий для закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях, в различные режимные моменты: во время занятий, во время дежурства в уголке природы, во время игр (дидактических, подвижных, театрализованных, сюжетно- ролевых), на прогулках.
На занятиях всех педагогов сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурной речи, закрепляются поставленные и автоматизированные звуки, проводится работа над интонационной выразительностью, темпом речи, логическими ударениями.
Отработав механизм взаимосвязи “учитель – логопед - воспитатель”, я начала работу по взаимодействию учителя – логопеда и специалистов.
На занятиях по изобразительной деятельности большое внимание уделяется развитию сенсорных способностей детей, ориентации в пространстве, развитию мелкой моторики, а также активизации словаря, развитию связной речи. Дети составляют описательные рассказы, выделяют характерные признаки того или иного явления, предмета, рассказывают стихи, загадывают загадки. Во время анализа работ дети составляют рассказы, придумывают начало, конец сказки, используя психогимнастику, упражнения на развитие дыхания и голоса. Используется на занятиях и цветотерапия.
На занятиях по музыке используются следующие здоровьесберегающие технологии вокалотерапия, музыко- терапия, т.е обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов.
На физкультурных занятиях большое внимание уделяется развитию общей моторики, мышечной мускулатуры, ориентировки в пространстве с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий.
На занятиях педагога-психолога дети развивают восприятие, логическое мышление, память, воображение, корригируют недостатки эмоционально - волевой сферы.
Таким образом, в течение недели дети со всех сторон рассматривают изучаемый материал, подключая все органы чувств, что способствует его более полному восприятию.
В помощь воспитателям были разработаны “Памятки по развитию речи”, систематизированы игры и упражнения. Подбирались задания для закрепления речевых навыков и умений, в различные режимные моменты, во время занятий, во время дежурства в уголке природы, во время игр (дидактических, подвижных, театрализованных, сюжетно- ролевых), а также во время прогулок.
2.4. Работа с родителями
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Первая организованная встреча с родителями проводится в октябре. На этом собрании я освещаю в доступной форме следующие вопросы:
- Необходимость специального направленного обучения детей в условиях ДОУ.
- Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.
- Организация работы логопеда и воспитателя в течение года.
- Информация о содержании логопедических занятий в период обучения.
Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш), другие считают, что все “само исправится к школе”. Необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.
Я рассказываю об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.
Раскрывая задачи и содержание логопедических занятий, я знакомлю (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо отмечаю роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:
- а) единство требований к ребенку;
- б) контроль за выполнением заданий;
- в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;
- г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания).
Таким образом, я создаю установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Я показываю приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркиваю его трудности и успехи, подсказываю, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание картинок, запись стихотворений, рассказов и т.д.). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома, и тогда полученная информация с применением здоровьесберегающих и инновационных технологий даст хороший результат.
3. Ожидаемые результаты реализации проекта
Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Более успешно проходит их социализация в обществе. Дети с удовольствием участвуют в мероприятиях ДОУ.
Благодаря инновационным и здоровьесберегающим технологиям, решаются такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, что способствует повышению уровня развития речи детей. У детей повышается интерес к процессу обучения, появляются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Мониторинг логопедической работы за 2011-2012 учебный год показал, что из 38 человека зачисленных на логопункт 35 человек выпущены с хорошей речью, а 3 человека – со стертой формой дизартрией со значительным улучшением, что составило 91% качества.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.
ЗСТ, влияющие на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.
Таким образом, реализация проекта позволит своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения.
Процесс формирования речи осуществляется на основе междисциплинарного подхода, который позволяет в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей. Данный проект поможет детям преодолеть имеющие нарушения речи, чтобы они хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.
И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
В дальнейшем целесообразно использовать инновационные и здоровьесберегающие технологии в коррекции речи детей. Планируется создать методическое руководство по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ.
Список литературы
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009
- Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995
- Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985
- Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003
- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009
- Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”, 2010
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1999
- Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003