Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Интегрированный курс занятий по народной культуре «В ритме народного календаря» в практике работы с семейными группами ДОУ
12 минут 7556 1781

Интегрированный курс занятий по народной культуре «В ритме народного календаря» в практике работы с семейными группами ДОУ

BychkovaДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Бычкова Людмила Сергеевна, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида города Новокузнецка, Кемеровской области, с удовольствием предлагает вашему вниманию "Интегрированный курс занятий по народной культуре «В ритме народного календаря» в практике работы с семейными группами ДОУ". Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.

Крактий комментарий к статье:

" Создание новых форм работы дошкольного образовательного учреждения с семейными группами требуют определенных взаимоотношений. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции с помощью общения, где главным является взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания. Администрация и педагогический персонал ДОУ сконцентрированы на оказание помощи семье в вопросах укрепления семейных взаимоотношений, знаний по уходу за детьми и их воспитанию, а также социальной защиты детей, повышении культурного и образовательного уровня семьи."

Познавательного чтения...


Интегрированный курс занятий по народной культуре «В ритме народного календаря» в практике работы с семейными группами ДОУ

СКАЧАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ

«Уровень культуры эпохи как и отдельного человека,

определяется его отношением к прошлому».

А.С. Пушкин

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний", - писал академик Д.С. Лихачев( на протяжении всех лет своей деятельности он являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности)

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, ее историю - задача особенно актуальна сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, без освоения народной культуры.

Воспитательная роль семьи, несколько приниженная в условиях тотального общественного воспитания, вновь усиливается в связи с новой образовательной ситуацией. С целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования организуются семейные группы, которые являются структурными подразделениями дошкольных образовательных учреждений.

Работа педагогического коллектива образовательного учреждения с семьями и воспитанниками   должна быть наполнена уважением систем ценностей и взглядов современных родителей; включенность в реальный жизненный опыт разных категорий семей.

Наша задача (педагогов и родителей семейной группы) состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в очень важной познавательной деятельности.

Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

Предлагаемый нами курс составлен на основе программы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и программы «Круглый год» под редакцией М.И. Сахаровой, рекомендованными институтом общего образования, и скорректирован с учетом возможностей нашей большой семейной группы , проживающей в частном секторе и объединен в ведущие темы месяца.(таблица 1)

В основе планирования лежит природосообразный , естественный ритм годового круга жизнедеятельности людей и предусмотрена последовательность тем, чтобы совместно с членами семьи наши дети проживали часть астрономического года, узнавая, изучая и соблюдая по мере сил, знаний и умений календарные обряды и обычаи наших предков.(Приложение 1)

Апеллируя к эмоциональной сфере ребенка мы решаем сложнейшую психолого- педагогическую задачу- включение общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка - «ценностям нельзя научиться, ценности необходимо пережить!».

Кроме того, проживание в ритме народного календаря точно отвечает психолого- педагогическим установкам в процессе которого ребенок может освоить новые для него роли и ситуации:

  • социальные роли
  • создание игровых ситуаций
  • манипулирование с предметами
  • использование ассоциативных связей
  • театрализация
  • самостоятельная поисково- исследовательская деятельность.

Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогут ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко – культурные ценности.

В процессе таких занятий решаются и обратные задачи:

  • развивается память
  • творческая фантазия
  • воображение
  • образное мышление
  • расширяются ассоциативные связи
  • формируется речь

Дети требуют не внимания- опеки, а внимания- интереса, который им могут дать только их родители. (Приложение 2)

Для малышей они самые лучшие педагоги и поэтому программа требует личного творческого вклада старших членов семьи- например, добавить любимую с детства забаву- игру; убрать что-то, к чему не лежит душа.(Приложение 3)

Большое место в нашем планировании отводится праздникам, и это не случайно- у нашего замечательного народа свободный труд воспринимался именно как праздник, и трудовой день естественно переходил в вечеринку, где игры и песни не поглощали невостребованную энергию, а наоборот, восстанавливали силы и приводили в гармонию с природой весь организм человека.(Приложение 4)

Главный аспект нашего курса сделан на собственную деятельность ребенка, в доступной для него форме, необходимой для творческого, самостоятельного общения ребенка с народной культурой .

Каждый месяц годового круга предполагает особое содержание деятельности наших малышей:

  • труд в природе;
  • художественно- ручной труд;
  • изобразительная деятельность;
  • народные игры и развлечения;
  • народные обрядовые праздники в ритме народного календаря.

Курс по традиционной отечественной культуре направлен на решение следующих задач:

  • созданий условий для становления человеческого существа, создающего свое неповторимое, уникальное место в мире природы и мире людей;
  • развитие нравственного, эстетического потенциала через приобщение к нормам, традициям, ценностям различных социальных групп;
  • развитие устойчивого интереса и любви к красоте родной природы, особенностям быта русского народа, его всестороннему таланту, трудолюбию, оптимизму;
  • развитие художественного вкуса, активности, настойчивости и самостоятельности в работе;
  • приобщение к творческому социально значимому труду, умение работать в коллективе.

Поэтому задачи воспитания и обучения, реализуемые в условиях семейной группы   предоставляют каждому ребенку возможность:

  • развивать движения рук ребенка, а именно пальцев кисти рук. Через выполнение тонких манипуляций движений пальцев рук способствовать повышению уровня интеллекта;
  • развивать и утончать сенсорные способности через использование сенсорных систем ребенка;
  • развивать чувственный аппарат и эстетическую восприимчивость ребенка через язык «искусства»
  • развивать речь, организующую и направляющую умственную и практическую деятельность ребенка;
  • расширять возможности самостоятельного творчества через прикладной характер   детских работ ;
  • повышать общий эмоциональный тонус и связанные с ним психические процессы, вызывающие активность, устойчивое   внимание;
  • развивать социальный и бытовой опыт, а также опыт коммуникативного взаимодействия.

В процессе интегрированных занятий происходит усвоение общих для всех людей ценностей, норм поведения и отношения между людьми, составляющие основу жизни в любом обществе: уважение к себе и другим людям, умение делать выбор и нести ответственность за него, толерантность и милосердие.

Эти жизненные позиции не имеют гендерных особенностей. Мальчики и девочки поставлены в равное положение во всем, что касается выполнения домашних обязанностей: это поможет ребенку со временем стать самодостаточным взрослым.

Чем больше у детей будет привычных умений и бытовых навыков, тем легче им будет жить дальше и адаптироваться к любой возрастной и социальной группе.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, и увидеть своих детей   успешными, создающими безупречный имидж своей страны ,счастливыми, добрыми – настоящими патриотами своей Родины, и слышать от наших детей с гордостью сказанные слова:

Я, ты, он, она – вместе целая страна,
Большеглазых, озорных, чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых, в городах и сёлах…
Над тобою солнце светит, Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете, Родина моя!

Литература:

  1. Антипина Т. Приходила Коляда // Народное творчество.- М., 1993. №9.-с.4-5.
  2. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1997
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1968.-34с.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.-91с.
  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М., 1955. -Т. 1-4
  6. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. / Сост. Г. Науменко. – М., 1981.- 113с.
  7. Забылин. М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.- М., 1880.-615 с.
  8. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга./ Сост. Ф.И. Баженова, В.И. Вардугин.- Саратов: Надежда, 1993.- 320 с.
  9. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Сфера, 2002.- 191 с.
  10. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.- Смоленск: Русич, 1995.- 665 с.
  11. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-товпо спец. № 2110 «Рус. Яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1987.- 240 с.
  12. Народное искусство. Художественные промыслы СССР.- М.; Планета, 1987.
  13. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учеб.пособие для начальной школы. М.; Академия, 1996.- 136 с.
  14. Новицкая М.Ю. Круглый год. Учеб.пособие для начальной школы.- М.; Просвещение, 2001.- 132 с.
  15. Соснина, И. Шангина; [предисл.И. Шангиной]
  16. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси.- М.; Наука, 1987.- 783 с.
  17. Сахарова М.И. Народное искусство. М.; Планета, 2001.- 56 с.
  18. Семенова М. Мы- славяне.- СПБ.: Азбука- Терра, 1997.- 560 с.
  19. Хилтунен Е. Помоги мне стать самостоятельным. Упражнение для маленьких детей в повседневной жизни. М.: Юникон- паблик: Альта-Принт, 2005.
  20. Якимова М.Н. Педагогика М. Монтессори в современной системе непрерывного образования / М.Н. Якимова- Новокузнецк: ИПК, 2006.- 160 с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2374 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677