Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Использование принципов педагогики М.Монтессори в практике работы с семейными группами ДОУ
18 минут 5998 1992

Использование принципов педагогики М.Монтессори в практике работы с семейными группами ДОУ

BychkovaДорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Бычкова Людмила Сергеевна, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида города Новокузнецка Кемеровской области, с радостью предлагает вашему вниманию статью "Использование принципов педагогики М. Монтессори в практике работы с семейными группами ДОУ". Статья будет интересна воспитателям и родителям.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Сергеевны:

"Впервые в практике региональной системы дошкольного образования была начата работа по развернутому внедрению педагогики Марии Монтессори в деятельность сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений. По мнению М. Монтессори, жизнь ребенка это всегда «движение к совершенствованию себя» - ребенок радуется и испытывает счастье от тех действий и занятий,которые взрослые считают надоевшим бытовым трудом или скучным общественным долгом. Ребенок, действующий и обучающийся свободно, начинает рано брать на себя ответственность. Это важнейшее качество социализированной личности созревает в системе образования М. Монтессори так же естественно, как развиваются двигательные способности или учебные навыки."

Профессионального чтения...


Использование принципов педагогики М.Монтессори в практике работы с семейными группами ДОУ

«Дом, в котором приятно и полезно жить»

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ТАБЛИЦАМИ И ПРИЛОЖЕНИЯМИ

«Сперва приведи в порядок свою комнату, а уж потом

принимайся за остальной мир»

Джефф Джордан 

Предоставленные сами себе дети могут оставить после себя невообразимый беспорядок, но все же их отличает потребность в упорядоченном окружении и любовь к этому порядку. Все должно иметь свои места, и среда должна быть организована так, чтобы детям было легко сохранять и поддерживать порядок.

Так как наша семья имеет не очень большой дом и 5 детей дошкольного возраста ,мы попытались вместе с родителями, с использованием минимальных денежных средств организовать пространство для детей следующим образом (Таблица 1)

Если родителей спросить, как они представляют себе «домашнее» трудовое воспитание, 90% уверенно ответят:

  • посильно помогать в хозяйстве
  • присматривать за малышами
  • чтобы у него были свои постоянные обязанности
  • чтобы не был белоручкой, умел все делать и убирать за собой.

И они будут правы. В раннем возрасте дети обычно любят помогать взрослым по хозяйству (вместе с мамой мыть посуду, стряпать или подметать пол), поэтому не отвергайте помощь детей, даже если она кажется вам помехой.

Отталкивая детей – вы отбиваете охоту малыша ко всякому труду, ведь всякий навык закрепляется постоянным повторением, а раздражение родителей, грубое одергивание ребенка разрушает этот навык.

Интересен педагогический опыт М. Монтессори (1870-1952)- итальянского врача, психолога, педагога-экспериментатора, широко известную , как создатель уникальной системы развивающего обучения детей.

Помимо навыков чтения, письма, художественной деятельности, которыми в ее «Доме ребенка» дети овладевали быстрее и успешнее, чем в традиционных учреждениях, у них успешно протекал процесс социализации, приобретались важные социальные умения:

  • умение ориентироваться в практической жизненной ситуации;
  • включаться в общение со взрослыми и сверстниками;
  • делать выбор;
  • самостоятельно принимать решение;
  • высказывать свое мнение;
  • улаживать конфликт;
  • оказывать помощь.

«Социальные знания и умения естественно складываются в собственном опыте детей в определенной среде» - поэтому задача взрослых воспитывать мотивы этой активной культурной деятельности в специально организованной среде.

Вот почему, считает М.Монтессори, детям нужна любящая и умелая помощь: способность «абсорбировать» культуру, и всякое вмешательство взрослых с традиционным вербальным обучением, навязыванием примеров, мыслей для запоминания и повторения, разрушает модель той индивидуальной жизни в культуре, которая складывается у ребенка

Наблюдения показывают, как уверенно входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те, которые многого не умеют делать сами.

К тому же, раннее включение детей в различный домашний труд делает жизнь ребенка более интересной, полной и содержательной. С одной стороны многие элементы быта повторяются изо дня в день, что составляют благоприятную основу для формирования навыков культуры поведения, но с другой – в быту ребенок более всего предоставлен себе. А в результате именно в повседневной жизни особенно наглядно можно увидеть, насколько общественные нормы поведения усвоены ребенком, насколько они стали его потребностью.

Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.

По мере закрепления соответствующих навыков «сфера самостоятельности» детей постепенно расширяется. атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка – признак высокой общей культуры семьи. А она в свою очередь, важное условие эффективности воспитательного процесса.

Направляя эту деятельность, тактично участвуя в ней, взрослые формируют:

  • духовный мир ребенка, его кругозор,
  • положительную направленность чувств,
  • умение разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
  • самостоятельность выбора находить интересную и увлекательную деятельность для себя,
  • формируют собранность, самоконтроль, организованность, которые постепенно становятся неотъемлемым свойством личности.

Примечателен тот факт, что многие учебные упражнения М.Монтессори строятся на действиях, которые происходят в повседневной жизни ребенка, детям нужно позволить осваивать реальный мир, совершать осмысленные действия: мыть настоящие чашки, вытирать пыль, гладить одежду, резать овощи, ведь социальными навыками овладевают именно в полезной деятельности. (Приложение №1).

Поэтому, очень важно максимальное невмешательство взрослых в процесс самостоятельной деятельности ребенка .

Общение ребенка на занятиях строится по принципу «Помоги мне это сделать самому». Свободное саморазвитие, как считает М. Монтессори, одновременно предполагает независимость и самостоятельность.

Ребенок, действующий и обучающийся свободно, начинает рано брать на себя ответственность. Это важнейшее качество социализированной личности созревает в системе образования М. Монтессори так же естественно, как развиваются двигательные способности или учебные навыки.

По мнению М. Монтессори, жизнь ребенка это всегда «движение к совершенствованию себя» - ребенок радуется и испытывает счастье от тех действий и занятий которые взрослые считают надоевшим бытовым трудом или скучным общественным долгом. Например: мытье посуды, стола, своего стульчика особенно важны на этапах подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе так как развивают мелкую моторику, вырабатывают координацию движений, происходит   подготовка пишущих пальцев к письму и т.д.).

Помимо прямой цели, разнообразная трудовая деятельность имеет косвенные (развитие мелкой моторики, выработка координации движений;

  • подготовка пишущих пальцев к письму;
  • координация и контроль движений;
  • укрепление мышц тела;
  • обучение равновесию;
  • учет окружающего общества и предметов;
  • развитие активного словаря.

Ребенок должен обязательно иметь несложные обязанности по дому, у него должно быть дело, которое он считает своим, за которое он ощущает ответственность и которое ему интересно. В порученном деле должна быть представлена некоторая самостоятельность.(Таблица2)

«Чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении», говорил А.С.Макаренко. Особенно тщательно надо следить, чтобы начатое всегда доводилось до конца.

Если осталось недоделанное со вчерашнего дня, то нового поручения не должно быть до тех пор, пока не будет завершено прежнее.

Достижение хорошего контакта с ребенком происходит через искреннее, заинтересованное к нему отношение как к личности, через его переживания, настроение. Эта заинтересованность помогает нам понять, что же действительно чувствует ребенок, что ему интересно, а что нет.

Дети получают большое удовольс

Организация труда - очень серьезная и ответственная работа (Приложение № 3). И если она правильно организована, мы получаем хорошие результаты, ведь в труде, даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными, приобретают навыки социальной уверенности, которые позволяют ему комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Совершенно очевидно, что необходимо четко представлять себе всю линию развития трудовой деятельности, которая не должна носить искусственный характер. «Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда В.А. Сухомлинский».

Кроме того, результаты диагностических обследований наших воспитанников по критериям

  • изучение трудовой деятельности, общение, социальных эмоций и волевых усилий у детей 3-7 лет;
  • общение детей в совместном труде;
  • проявление социальных эмоций у детей в совместном труде.

Определили ряд актуальных проблем, необходимых для приобщения детей к труду в семейной группе. Самообслуживание и детский труд наиболее значимы для нашей большой семьи, потому что наряду с индивидуальной работой дети участвуют в совместной деятельности:

  • уход за растениями и животными,
  • работа на приусадебном участке,
  • уборка территории дома,
  • наведение порядка в доме и других функциональных помещениях домашнего хозяйства.

Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска и преодоления, чувство успеха- одна из главных задач родителей (Приложение 4). Вот здесь необходима помощь мамы, тесная взаимосвязь и поддержка. Беседа с родителями дает неплохие результаты. Они понимают, почему так важна свобода для детей, почему они сами должны учиться делать посильную работу - ведь каждая работа содержит не только прямую, но и косвенную цель.

Постепенное включение малышей в разные виды труда - сначала:

  • самообслуживание
  • хозяйственно- бытовой труд
  • труд в природе
  • ручной труд.

Их своевременное усложнение оказывает непреходящее влияние на развитие всех сторон психики.

Здесь не только осваиваются те или иные технические навыки, но и складываются умение ставить цель, искать пути их достижения, контролировать и оценивать достигнутый результат.

У ребенка формируется чувство собственного достоинства и независимости. С увеличением независимости растет уверенность в себе, и чем больше независимости, - тем больше у детей творческих сил для развития и построение образцов собственного поведения в обществе:

  • проявление полной самостоятельности в самообслуживании;
  • понимание личностной значимости посильного труда;
  • умение оказывать необходимую хозяйственную помощь;
  • ознакомление с соответствующими трудовыми процессами взрослых, что позволит раскрыть их направленность, познакомить с содержанием и структурой, способами осуществления, вызвать желание научиться;
  • обучение детей целостным трудовым процессам.

Теперь вместе с нашими малышами приступаем к работе над составлением «Главных правил», замечательно, если эти правила красочно оформлены и висят на видном месте, как сделали наши малыши, сделав забавные коллажи к каждому пункту правил.

  • «Все что можешь, сделай сам!»
  • «Не забывай убирать за собой!»
  • «Уважай труд других!»

Для того, чтобы «работали» главные правила, вспоминаем и оформляем не менее важные, которые нужно соблюдать всем при организации самостоятельной деятельности:

  1. делай все аккуратно, не торопись;
  2. не отвлекайся, когда трудишься;
  3. правильно пользуйся орудиями труда;
  4. не оставляй работу незаконченной;
  5. если трудишься не один, работай дружно;
  6. если окончил дело раньше, помоги другим.

Позиция воспитателя- наблюдение- это основа метода М. Монтессори. Наблюдая за развитием детей, мы прогнозируем, а не организуем их деятельность. Специально для наших родителей подготовили буклет по рекомендациям психологов колледжа Эльмира, Нью-Йорк (США) с помощью которого, они смогут наблюдать за развитием навыков самостоятельности в разных видах деятельности, и определить уровень развития своих малышей.(Таблица4)

твие от самостоятельного выполнения трудных заданий, а если испытывает затруднение – наш совет «Помогите ребенку начать!» (Приложение №2)

Воспитание и развитие детей с помощью упражнений, соответствующих их возрасту, непосредственно подготовляющие ребенка к обязанностям обыденной жизни (М. Монтессори),- вот основа производимой работы. Мы подготовили правила для   родителей нашей семьи. (Таблица 3)

Самостоятельность-

  • в меньшей степени нуждается в помощи взрослых;
  • усваивают полезные практические навыки;
  • приобретают навыки планирования предстоящей деятельности;
  • учатся дорожить временем;
  • по- новому оценивают труд окружающих;
  • приучаются видеть свое участие в общем деле.

Привыкнув с ранних лет выполнять поручения родителей, освоившись со своими обязанностями, ребенок будет воспринимать трудовые поручения так же, как необходимость есть, пить, дышать. А в дальнейшем, по мере развития трудовая деятельность станет для него естественной потребностью. Если же мы упустили этот период и попытаемся заняться трудовым воспитанием на более поздних этапах развития ребенка, то непременно столкнемся с трудностями: «не хочу», «потом сделаю», «а ты не сказала, что это надо было принести», «а я не знаю, как это убрать».

И это совершенно естественно: привыкнув за многие годы – 6 лет для ребенка действительно много, к тому, что все домашние дела лежат на матери, ребенок станет сопротивляться такому вмешательству в его спокойную и праздничную жизнь..

Родителям важно помнить - именно в детстве формируется умение делать работу так, чтобы потом не пришлось что-то поправлять, доделывать, совершенствовать. Такое умение выполнять работу тщательно, добросовестно, то есть качественно, развивается в семье благодаря домашнему труду.

Литература:

  1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. -2005. - № 4 – с. 16
  2. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001. – с.67
  3. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2001 - 134 c.
  4. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с.
  5. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.
  6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с.
  7. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.
  8. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.
  9. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного 11.Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе./Семенака С.И. - М.:АРКТИ, 2006. - 72 с.
  10. Сиротюк А. Как развивать коммуникативные способности/ А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. - № 6 - 2007, стр.6.
  11. Сисякина, И. Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников./И.Сисякина, Н.Войнова, О.Усатова// Дошкольное воспитание: № 5 - 2001. - стр. 47.
  12. Сорокова, М. Монтессори-педагогика: вопросы теории и методики./М.Сорокова//Дошкольное воспитание:№10 - 1999. - стр.101.
  13. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Г.С. Малунова; Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2001. - 41 с.
  14. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников.// Л.В.Чернецкая - Ростов на Дону.: Фениекс, 2005. - 256 с.
  15. Чистякова, М.И. Психогимнастика.// М.И.Чистякова - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160с.
  16. Шелухина, И.П. Мальчики и девочки.// И.П. Шелухина - М.: Творческий центр, 2006. - 96 с.
  17. Шипицына, Л.М. Азбука образования/ Н. В. Федина// Дошкольное воспитание. – 2008. - №8. – С. 13-общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.//Л.М.Шипицына и др. - М.: Детство-ПРЕСС, 1998. - 389 с.
  18. Якимова, М.Н. Региональная система дошкольного образования: теория и практика сетевого партнёрства: учебно-методическое пособие. В 3 ч. / М.Якимова, Т. Шааб, Л. Волкова. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 205 с.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2178 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 1975 607